Смекни!
smekni.com

Женские образы в русской литературе в 1-ой половины XIX в. (По произведениям А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 ПОЛОВИНЫ XIXВЕКА (По произведениям А.С. Грибоедова "Горе от ума" и А.С. Пушкина"Евгений Онегин")

Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" ироман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" - грандиозные по замыслу исодержанию произведения. Особое внимание в этих произведениях уделяется женскимобразам. Женщину, несомненно, ценили во все времена, писали ей стихи, защищали,дарили цветы. О женских образах в романе девятнадцатого столетия принятоговорить "пленительные". Мне кажется, что Софье Фамусовой (главнаягероиня в "Горе от ума") и Татьяне Лариной (главная героиня"Евгения Онегина") подходит именно это определение. Эти девушки -олицетворение любви, жизни, счастья, молодости и женской прелести. Однакохарактеры у этих героинь довольно разные.

Софья - сложный для понимания человек.Противоречивость ее характера отметил Гончаров. Он писал, что Софья - это"...смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякогонамека на идеи и убеждения. "...В собственной, личной ее физиономиипрячется что-то горячее, нежное, даже мечтательное". Татьяна же былаженским идеалом для А.С. Пушкина: Простите мнe, я так люблю Татьяну милую мою!В ней не было ничего не понятного читателю и поэтому она сразу вызываласимпатию. Глубокой основой ее образа является народность. Именно это помоглоТатьяне победить высший свет, и в этой победе залог победы духа народности надвсем, ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен сисключительно поэтической русской природой - простой, лишенной экзотики. Отсюдавозникает характерное противопоставление русской природы, деревенской жизниТатьяны, полной тихих и поэтичных прелестей, светской суете, где героинявынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал:"Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее".

На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество,она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полкекниг, воспоминанию о своей няне: Тотъяна смотрит и не видит, Волненье светаненaвuдum; Ей душно здесь.., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, кбедным поселянам, В уединенный уголок... Она вовсе не стала светской дамой, вкакую превратилась Софья, воспитывавшаяся в фамусовском обществе и оторваннаяот народности. В этом, на мой взгляд, и кроется главное различие этих героинь.Однако Софья тоже незаурядная личность. Ее своеобразие заключается в том, чтоона выбирает не чи.н, не знатность, не перспективного Скалозуба, а безродногоМолчалина, то есть ищет только личные, моральные достоинства, свойственныеконкретному человеку. Избрав Молчалина, Софья готова бороться за свой выбор и смнением света, и с гневом отца, для которого "кто беден, тот тебе непара", и даже с ядовитыми насмешками Чацкого. Образ Софьи интересен тем,что она и похожа, и не похожа на окружающих дам. Противопоставленная женскомулагерю как личность, героиня сближается с ним как социальный тип. Это умная,гордая девушка с сильным независимым характером и горячим сердцем. Но все еехорошие задатки не получили, да и не могли получить развития в, обществе, где"Фамусовы и Скалозубы являются правителями страны". Наоборот, ложноевоспитание привило Софье много отрицательных черт, сделало еепредставительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого,она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощаднойкритики. Не понимает она и Молчалина, который любит ее "по должности".Поступая наперекор моральным устоям общества, Софья, тем не менее, по-своемуутверждает его устои. Например, стараясь использовать общество как оружиепротив Чацкого, она сама становится орудием в руках этого общества. Этанеопределенность Софьи и делает ее образ бесконечно трудным для понимания. Помнению Пушкина, Софья начертана неясно. Неясность ее в том, что в нейсовмещается, казалось бы, несовместимое: мечтательность и практичность,сентиментальность и властность, наивность и холодная расчетливость, способностьна истинное страдание и ядовитая насмешливость над страдающим Чацким. Чертой,делающей Софью и Татьяну похожими, является чтение сентиментальных романов.Поэтому каждая героиня ждала от любви каких-то чудес, и ни одна из них незамечала недостатков своего возлюбленного: Кокетка судит хладнокровно, Татьяналюбит не шутя И предается, безусловно, Любви, как милое дитя... Мне кажется,что эти же слова можно сказать и о Софье, которая любит так же искренно ипреданно. Вспомним, с каким чувством она рассказывала своей служанке Лизе освоем свидании с Молчалиным: Возьмет он руку, к сердцу жмет, Из глубины душивздохнет, Ни слова вольного, и так вся ночъ проходит, Рука с рукой, и глаз сменя не сводит Софья страдает от того, что она не может открыто встречаться сосвоим любимым. Но по-настоящему она начинает страдать, узнав сущностьМолчалина. Она путается из-за того, что ее обманули и она сама обманулась.Именно ее откровенность, искренность и непосредственность доказывают, чтоокружающее ее общество не убило в ней истинный народный характер.

Татьяна, как и Софья, воспитывалась на иностранныхроманах, поэтому Онегин рисуется воображению Татьяны в романтических красках:Кто ты, мой ангел ли хранителъ, Или коварный искуситель... Пушкин ироническизамечает по поводу этих романтических грез Татьяны: Но наш герой, кто б нu былoн, Уж, верно, был не Грандисон. Истинная душа Онегина познается Татьянойтолько после посещения деревенской усадьбы героя. Вглядываясь в обстановкуонегинского кабинета, просматривая книги Онегина, Татьяна, наконец, начинаетпрозревать: Кто ж он? Ужели подраженье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич вГарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон... Ужни пародия ли он? Белинский, высоко оценивший роль Татьяны, отметил: "Онапоняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кромеинтереса страданий и скорби любви". Таким образом, у Татьяны исчезлоромантическое восприятие жизни, точно так же, как и у Софьи. Драма, пережитаяСофьей, является первым в русской литературе опытом изображения душевной жизниженщины, который позже затронул А.С. Пушкин, описав жизнь Татьяны. Анализируяпрочитанные произведения, я с уверенностью могу сказать, что женские образы влитературе первой половины XIX века имеют поистине непреходящее значение. Ониучат нас жить, поступать по совести, пробуждают в нас лучшие чувства и желаниеделать добро, и всегда оставаться такими, какими нас сделала природа. И мнехочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, читающих и любящих русскихписателей, будет воспитываться на их произведениях, и изо дня в день, из месяцав месяц, из года в год, будет творить маленькое, бескорыстное добро.