2. Криминологическая характеристика лиц, совершающих экономические преступления
Для полной криминологической характеристики экономических преступлений необходимо рассмотреть признаки, относящиеся не только к деяниям, но и к субъектам их совершения. Изучение личности преступника необходимо для познания всей преступности, ее отдельных видов, выяснения причинного комплекса, без чего невозможна эффективная криминалистическая профилактика. Криминологическое изучение лиц, совершающих экономические преступления – это, прежде всего установление социально-психологических данных об их личности, необходимых для анализа состояния экономической преступности, а также обобщение внутренних, социально обусловленных причин совершения преступлений и выявления закономерностей, которые могут характеризовать экономическую преступность в целом.
Психологи полагают, что лица, совершающие экономические преступления, особенно хищения, резко отличаются как от законопослушных граждан, так и от иных категорий преступников. Контингент лиц, совершавших экономические преступления, особенно хищения чужого имущества, чрезвычайно пестр и разнообразен. Это отмечал еще М.Н. Гернет, который о мире воров писал, что он – "самый богатый по заполняющим его разновидностям. Кого здесь только нет! Робкие новички, стоявшие перед совершением преступления на грани голодной смерти, и заматерелые воры-профессионалы, которые не могут жить без воровства, как рыба без воды; беспризорный ребенок, люди цветущего возраста и старики, ищущие только работы, какой-нибудь работы, и опустившиеся наркоманы, ищущие только кокаина, морфия, алкоголя; воры плачущие и воры смеющиеся; воры, ничего не имеющие, и воры имущие, но желающие иметь еще больше, но все одинаково порожденные институтом частной собственности".
Разумеется, это описание относится к иной социальной эпохе и связано с иными социальными условиями. Однако и сейчас среди преступников данной категории можно встретить профессиональных разбойников, грабителей, мошенников и воров, занимающих высшие ступени в иерархии преступной, крупных дельцов-расхитителей, располагающих значительными материальными благами и даже высоким социальным престижем, привычных пьяниц, а также безнадзорных несовершеннолетних, часто бездомных, крадущих все, что попадается под руку, и рабочих, похищающих на предприятии продукцию для нужд своей семьи. Научное познание всех возможных здесь групп должно осуществляться в рамках типологического анализа. Поэтому мы попытаемся дать лишь общую криминологическую характеристику лиц, совершающих хищения чужого имущества.
Криминологические исследования личности осужденных за хищения чужого имущества позволяют прийти к выводу о том, что большинству из них присущи общие черты и свойства, к которым относятся:
– наличие у воров, грабителей, разбойников, вымогателей, мошенников корыстно-потребительского стремления к паразитическому существованию за счет преступного изъятия и владения чужой собственности;
– устойчивая деформация сознания, нигилистическое отношение к законам, извращение общественных принципов и нравственных правил жизни, некритическая и завышенная оценка своей личности;
– укоренение пороков: пьянства, употребления наркотиков, увлечения азартными играми, случайных половых связей.
Лица, совершающие хищения чужого имущества, имеют и специфические особенности в зависимости от конкретного вида совершаемого ими преступления. Социально-демографические, нравственно-психологические и уголовно-правовые признаки личности воров, грабителей, разбойников-вымогателей, мошенников и расхитителей не идентичны.
Демографические явления и процессы, наблюдаемые в обществе в целом, находят свое отражение в различных социальных группах. Криминологи, исследовавшие социально-демографические характеристики преступников, установили ряд связей и зависимостей между принадлежностью к определенной категории преступников и их социально-демографической характеристикой; принадлежностью к той или иной социально-демографической группе и характером преступлений; социально-демографическими изменениями в обществе и изменением в составе лиц, совершающих хищения чужого имущества.
Социально-демографические явления не находятся в причинной связи с хищениями, они лишь выражают количественное распределение хищений чужого имущества по ряду качественных показателей, помогают определить направление, содержание и объем деятельности по предупреждению преступлений. Знание перспектив развития социально-демографических процессов как в целом по республике, так и в конкретном регионе, дает возможность не только прогнозировать проявление некоторых негативных сторон этих процессов, но и вести с ними планомерную, научно обоснованную борьбу.
С переходом к рыночной экономике все большую опасность в сфере экономики представляют преступления, связанные с предпринимательством. Особую опасность, с точки зрения криминологии, представляют три группы предпринимателей.
Первая – носители компрадорской идеологии, безразличные к национальным интересам Казахстана, смыкающиеся с недобросовестными коммерсантами, стремящимися за счет вывоза сырья, невосполнимых природных ресурсов, капитала достичь желаемого ими западного стандарта потребления.
Вторая – предприниматели, заинтересованные в быстрейшем накоплении богатств в нарушение законов за счет государства и народа.
Третья – особая ветвь организованной преступности, претендующая на серьезное влияние в экономике.
И первая, и вторая группы, схожие в способах первичного накопления капитала, выступают не союзниками, а яростными противниками реформирования. Их устремления прямо противоположны надлежащему порядку в экономике, созданию равных возможностей для честного предпринимательства, не декларируемой, а действительно равной правовой защите разных форм собственности. У этих категорий предпринимателей побудительным мотивом совершения экономических преступлений, как правило, выступает корысть, стремление к материальному благополучию, обладанию престижными, дорогостоящими вещами, пренебрежение интересами других людей в угоду удовлетворения личных амбиций, стремление занять высокое устойчивое положение в обществе, которое недоступно рядовому труженику.
3. Детерминанты экономических преступлений
Криминологами определено, что основной субъективной детерминантой любого преступного поведения, в том числе корыстного, является мотив, который, опредмечивая потребности, стимулирует деятельность, побуждает к ней и раскрывает ее личностный смысл. Образно говоря, мотив – это личность, и он дает ответ не столько на вопрос о том, на достижение каких целей направлено поведение, сколько о том, ради чего оно реализуется, в чем его субъективный смысл, значение для действующего индивида.
Мотивы экономических преступлений важно знать и потому, что они дают необходимую информацию о том, насколько восприняты и приняты личностью нравственные и правовые нормы, охраняющие все формы собственности, как оценивается ею соответствующая социальная практика. Мотивы свою устойчивость проявляют именно в корыстном преступном поведении, которое очень часто продолжается длительное время, невзирая на наказание или угрозу его применения.
Поведение человека поли мотивировано, т.е. порождается рядом мотивов, в иерархии которых один может быть ведущим. Личностный смысл как мотив некоторых видов и форм хищений может заключаться не только в приобретении материальных благ, но и в удовлетворении какой-либо другой жизненно важной потребности. Чаще всего здесь тоже имеется корыстный мотив, однако он, как показывают проведенные исследования, действует наряду с другими, например, с такими, как завоевание или удержание признания и авторитета в эталонной для данного лица группе.
Следует подчеркнуть, что при совершении экономических преступлений субъект во всех случаях стремится к удовлетворению личных, хотя и не всегда корыстных потребностей. Любое преступное поведение внутренне субъективно детерминировано и закономерно для данного лица. Однако в отдельных случаях личностные черты, приведшие к нарушению уголовно-правового запрета, могут быть глубоко скрыты, не осознаваться самим субъектом и не находить поведенческого выражения. Иногда же, как показывает практика, судебные и следственные органы попросту не располагают необходимыми сведениями.
Вывод о внутренней закономерности совершения преступления конкретным лицом может быть сделан лишь на основе его глубокого и всестороннего психологического изучения, знания всего жизненного пути, особенно семейного воспитания на ранних этапах формирования личности. В ходе изучения личности преступника должны выявляться криминогенные, в том числе латентные черты, которые в действительности привели к преступлению, а не те, которые лежат на поверхности, создавая обманчивую видимость ведущей криминогенной роли, например, ситуации.
Неблагоприятные условия формирования личности в детстве оказывают весьма существенное влияние на ее дальнейшую жизнедеятельность. Можно в связи с этим предположить, что и корыстные мотивы связаны с такими условиями, как дефицит эмоционального общения в детстве, не включение в стойкие эмоциональные контакты, эмоциональная матрица семьи, в целом формируют общую неуверенность индивида в жизни, неопределенность его социальных статусов, тревожные ожидания негативного воздействия среды. Эти особенности закрепляются в нем и оказывают существенное влияние на его поведение.