Смекни!
smekni.com

Сочинения по произведениям русских классиков (стр. 1 из 17)

“Россия, Русь! Храни себя, храни...”

(по произведениям русских писателей XIX и XX веков)

Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заме­тить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.

У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и оста­лось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: “Я родину люблю. и больше многих”. Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него при­сутствует и обобщенно-символический образ родины.

В романтических произведениях поэта родина является неким роман­тическим идеалом. В частности, в поэме “Мцыри” герой говорит о том, что он “знал одной лишь думы власть”, имея в виду “думу” о возвраще­нии на родину, желая прижаться “с тоской к груди другой, хоть незнако­мой, но родной”. Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении “Листок” этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный “от ветки родимой”, “засох и увял”. Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди “зе­леных ветвей”, “райских птиц”. Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от “страстей и страданий”. Так, он сравнивает таких людей с тучами (“Тучи”), которым всего лишь “наскучили нивы бесплодные”, и они, “вечно холодные, вечно свободные”, мчатся “в сторо­ну южную”.

Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное вопло­щение образа России.

Она становится предметом идейно-творческих раз­думий автора. Он писал: “В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем”. Стихотворение “Родина” - выступление Лермонтова по од­ному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов (“ни слава, куплен­ная кровью”), религиозными идеалами (“ни полный гордого доверия покой”), а также принципами славянофилов (“ни темной старины Заветные • преданья”). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство (“но я люблю - за что, не знаю сам”). Лжепатриотизму он проти­вопоставляет свое чувство, свою “странную любовь”. Добролюбов пи­сал о Лермонтове: “Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно”. В стихотворении “Родина” поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: “безбрежные леса”, “разливы рек, подобные морям”. “Родина” - одно из немногих реалистических произве­дений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашенное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют “проселочные пути”, “белеющие березы”, “желтая нива”, “полное гумно”. В “Родине” продолжены слова я мысли Пушкина из главы “Путешествие Онегина”. Подобно Лермонто­ву, Пушкин пишет: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две ряби­ны, калитку, сломанный забор”. “Родина” Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что “любит - что, не знает сам”, то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы.

Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. “Прощай, немытая Россия...” - смелое обвинение российской действительности, это протест против “рабов, господ”, против преданности народа “голубым мундирам” (жандармам).

Созвучно стихотворению “Прощай, немытая Россия” и произведение Лермонтова “Предсказание”, имеющее реальную историческую основу -крестьянские “холерные бунты”.Оно также направлено против “короны царей”, против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания.

Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” поэт описывает свое детство в Тарханах, “родные все места”: “барский дом”, сад, “спящий пруд”, “темную аллею”. Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со “свежим островком” среди пустыни.

Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произ­ведении “Синие горы Кавказа, приветствую вас!..” он пишет, обращаясь к горам: “Облаками меня одеваЯй, вы к небу меня приучили”; а также: “Как я любил твои горы, Кавказ!”. Восхищался поэт и “снегами” и “далекими льди­нами утесов”, и “путями неизвестными над пропастью”, и “покрытой льдом безымянной рекой”, и чистым воздухом.

Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении “Мос­ква, Москва...” он писал: “Москва— моя родина и такою будет для меня всегда...”.

Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: “Этой теме я сознательно я бесповоротно посвя­щаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...”.

В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения “Осенняя воля” Блок вос­клицает о родине: “Как и жить и плакать без тебя!”. В ранних стихотворени­ях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произве­дениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении “Русь” Россия Блока колдовская, таинственная. Она “и во сне необычайна”, “дебрями окружена”, в ней “народы” “ведут ночные хо­роводы”, “ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях”. Но за этим сказоч­ным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: “зарево горящих сел”, “ведь­мы тешатся с чертями”, “девушка на злого друга точит лезвиё”, “нищета страны родимой” и т.д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. “В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу”, -говорит герой поэта.

Блок писал, что в России для него “жизнь или смерть, счастье или поги­бель”. И наиболее полно эти чувства отразились в цикле “Родина”. Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубо­ко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: “О, нищая моя страна... О, бедная моя жена...” (“Осенний день”). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только “прекрасные черты” и “разбойную красу”, но и “избы серые”, “лес да поле”. Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока “избы, крытые соло­мой”. Блоковская “Россия” начинается реалистичной картиной проселоч­ной дороги, как и у Лермонтова: “вязнут спицы... в расхлябанные колеи”. Облик России двоится в понимании Блока: это страна с “лесами да полями”, а также красавица-крестьянка с “платком узорным до бровей” и “мгновен­ным взором из-под платка”.

В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, кра­сота России, по Блоку, буйная, “разбойная”. Но это положительная черта: “не пропадешь, не сгинешь ты” (“Родина”). Этот мотив не успокоенности ярко прослеживается в цикле Блока “На поле Куликовом”. Он пишет: “И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем”. Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа.

И у Блока, как у Лермонтова, есть предсказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении “В огне и холоде тревог..”. Оно пронизано ве­рой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. “Пусть день далек”, но поэт верит, что “новый век взойдет”.

От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к 'конк­ретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что “страшный мир” погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: “старый мир, как пес безродный стоит” и “мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем”.

Эти мысли содержатся в поэме “Двенадцать”. Символику одухотворен­ного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.

Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман

Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поко­ления в полном их развитии. М, Ю, Лермонтов

Лермонтов выступил как продолжатель традиций русской литературы. Как наследник А. С. Пушкина, он принадлежал к числу русских деятелей, разбуженных пушечными выстрелами на Сенатской площади. Именно по­этому, по словам Герцена, “Лермонтов не мог найти спасения в лиризме, мужественная, печальная мысль сквозит в его стихах” и прозе, добавим мы.