Поэт прячется здесь от суеты жизни: "Я здесь, от суетных оков освобожденный, учился в истине блаженство находить".
Во второй части он критикует крепостное право. Поэт говорит, что русские помещики присвоили себе "и труд, и собственность, и время земледельца."
Тема вольности и борьбы с самодержавием звучит также в стихотворении "К Чаадаеву". Оно написано в форме дружеского послания, но в нем отражаются взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом Чаадаевым. Александр Сергеевич говорит, что гнет "власти роковой" заставляя людей передовых взглядов с особой остротой чувствовать "призванье отчизны" и нетерпеливо ожидать "минуты вольности святой". Поэт призывает своего друга бороться за свободу Родины. Он показывает здесь, что любовь к стране неразрывна с борьбой за ее свободу.
Много прекрасных стихотворений Пушкин посвятил дружбе. Общительный, умевший ценить людей, Александр Сергеевич имел много друзей. Дружба для него была силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел еще в лицее, адресовал им свои послания, искренно и задумчиво откликался стихами на лицейские годовщины. Закончив лицей, выпускники решили встречаться ежегодно 19 октября, в день рождения лицея. В те годы, когда Пушкин был в ссылке и не мог быть вместе с друзьями, он не раз присылал им свои приветствия. В большом послании 1827 года Пушкин с сердечной теплотой обращается к друзьям, вспоминая дни жизни в лицее. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью:
Друзья мои, прекрасен наш союз!..
В жизни Пушкина было достаточно много женщин, которым он посвящал свои поэтические шедевры. "Я вас любил...", "На холмах Грузии...", "Признание", "Мадонна". Под влиянием этих стихов у человека рождается представление об идеале женщины: "гений чистой красоты". Шедевр любовной лирики - стихотворение "Я помню чудное мгновенье..." Это одно из самых мелодичных произведений. Слова, найденные поэтом, очень просты, но они наполнены глубокими чувствами, заставляющими пережить то, что чувствовал поэт.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскреснет вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь и слезы и любовь.
В своем творчестве Пушкин затрагивает и тему природы, потому что она вдохновляла поэта. Он нежно отзывается о каждом листочке, цветке. Много стихов у Александра Сергеевича о красоте русской природы, о временах года. "Осень" - очень красивое, красочное изображение природы во время осени. Перед нами разнообразные картины жизни: охота помещиков, от которой страдают засеянные поля крестьян, катание на коньках, зимние праздники и многое другое. Пушкин описывает здесь и процесс своего поэтического творчества, говорит о судьбе передового поэта в условиях крепостничества в России 30-х годов 19 века. Из всех времен года поэт отдавал предпочтение осени. "Из годовых времен я рад лишь ей одной. Яркими красками он рисует осенний пейзаж: "пышное природы увяданье...", "багрец и в золото одетые леса".
У Пушкина часто менялось отношение к миссии поэта. Он считал, что поэзия, не может и не должна служить даже самым благородным начинаниям. Искусства для какой-либо возвышенной цели. Эта тема проходит через все творчество Пушкина. В 1826 году он создает стихотворение "Пророк" - свой манифест, где провозглашает божественную суть искусства. Но начинается стихотворение не с самого появления "шестикрылого серафима", оно открывается двумя строками, объясняющими, к кому явился серафим:
Духовной жаждою томим
В пустыни мрачной я влачился
Поэт - пророк, он избран, чтобы нести людям слово истины. Ему ведомо все, что происходит на земле, на море и в небесах:
И внял я неба содроганье,
И горный ангелов полет.
Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный.." стало поэтическим завещанием поэта, он подводит здесь итог своего творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век восславил" свободу, то есть боролся против самодержавия и крепостного права за освобождение народа.
В своей лирике Пушкин обращался ко всем сторонам жизни, искренней, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее жанрово - идейное своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого союз звуков, чувств и дум был определяющей чертой его личности.
"Прошедшего житья подлейшие черты".
Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века - “век нынешний” с “веком минувшем”.
Яркий представитель "века минувшего" - так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого, знатного барина, в доме которого происходит действие комедии. Это князь и княгиня Тугоуховские, старуха Хлестова, супруги Горичи, полковник Скалозуб. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники. У них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные искренне служат им, иногда, спасают их честь и жизнь, а они могут выменять их на борзых собак. Так на балу в доме Фамусова Хлестова просит Софью, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Хлестова не видит ни какой разницы между ними. Сам Фамусов кричит на своих слуг: "В работу вас, на поселенья вас!". Даже дочь Фамусова Софья, воспитанная на французских романах, говорит своей горничной Лизе: "Послушай, вольности ты лишней не бери!"
Главное для фамусовского общества - это богатство. Идеалами для них являются люди в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери Софьи такого жениха, как Скалозуб, так как он "золотой мешок и метит в генералы".
Фамусовское общество также хорошо характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" и за целый день он занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина Фамусов подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть, и многое недельно". Павел Афанасьевич считает "Подписано, так с плеч долой".
Нужно отметить отношение представителей фамусовского общества к службе. По их мнению, служить должны только родственники. Фамусов говорит: "При мне служащие чужие очень редки; все больше ....трины, свояченицы детки". Эти люди ничем не интересуются, кроме обедов, ужинов и танцев. Во время этих увеселений они злословят и сплетничают, друг другу лицемерят. Они "низкопоклонники и дельцы", "льстецы и подхалимы". Павел Афанасьевич вспоминает о своем дяде Максиме Петровиче, большом вельможе: "Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб." Фамусов также с большим почитанием встречает предполагаемого жениха своей дочери Скалозуба, он говорит: "Сергей Сергеич, к нам суда-с, прошу покорно..." "Сергей Сергеич, дорогой. Кладите шляпу, сденьте шпагу..."
Всех представителей фамусовского общества роднят взгляды на образование и просвещение. Подобно Фамусову они искренне уверены в том, что "ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных "развелось людей, и дел и мнений”. А полковник Скалозуб, неотличающийся умом, рассказывает о новом проекте школ, лицеев, гимназий, где будут учить "строевому шагу, а книги сохранят только для больших оказий."
Фамусовское общество не признает русскую культуру и язык. Им ближе французская культура, они преклоняются перед ней и перед французским языком. Чацкий в своем монологе говорит, что французик из Бордо, не нашел здесь ни звука русского, ни русского лица". Они все единодушно относятся к Чацкому, который является представителем всего нового и передового. Им непонятны его идеи и прогрессивные взгляды. Чацкий пытается доказать свою правоту, но все заканчивается для него не очень хорошо. Они распространяют слух о его сумасшествии, так как не хотят взглянуть на окружающий мир по-другому.
Так Грибоедов описывает конфликт между двумя лагерями: лагерем сторонников крепостного права и лагерем передовых мыслителей того времени.
"Пейзажная лирика в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова".
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.
Что ищет он в краю далеком,
Что кинул он в краю родном.
В стихотворениях Пушкина "Осень" мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: "из годовых времен, я рад лишь ей одной". Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: "прекрасное природы увяданье", "в багрец и золото одетые леса". Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы.