( литературный обзор по произведениям последних лет)
Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни.
В.Г.Белинский.
"Литература у народа, лишенного общественной свободы, единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышатькрик своего возмущения и своей совести", - писал в прошлом веке А.И.Герцен. Впервые за всю многовековую историю России правительство дало нам теперь свободу слова и печати. Но, несмотря на огромную роль средства информации, отечественная литература является властительницей дум, подымает пласт за пластомпроблемы нашей истории и жизни. Может, был прав Е.Евтушенко,сказавший: " Поэт в России- больше, чем поэт!..".
На сегодняшней литературе можно очень четко проследитьхудожественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Эта формулировка означает, что особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Эти особенности могут придатьпроизведению большое общественное и политическое значение.Так, в эпоху упадка крепостничества и дворянства появился целый ряд произведений о "лишних людях", в том числе и знаменитый "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова. Само название романа, споры вокруг него показали его общественное значение вэпоху николаевской реакции. Огромное значение имела и повестьА.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича", напечатанная впериод критики сталинщины в начале 60-х годов. Современныепроизведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения. Ныне стоит задача- возродитьсельского хозяина. Литература откликается на нее книгами ораскулачивании и раскрестьянивании деревни.
Теснейшая связь современности и истории даже рождает новые жанры ( например, роман-хронику) и новые изобразительныесредства: в текст вводятся документы, популярны перемещенияво времени на многие десятилетия и другое. То же касается ипроблем охраны природы. Терпеть больше нельзя. Желание помочьобществу заставляет писателей, например Валентина Распутина,переходить от романов и повестей к публицистики.
Первая тема, которая объединяет очень большое число произведений, написанных на протяжении 50-80-х годов,- проблемаисторической памяти. Эпиграфом к ней могли бы послужить словаакадемика Д.С.Лихачева: "Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцемчеловека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Вэтом величайшее значение памяти".
"Белые пятна" образовались (вернее, их образовали те,кто постоянно приспосабливал историю к своим интересам) нетолько в истории всей страны, но и отдельных ее районов. КнигаВиктора Лихоносова "Наш маленький Париж" о Кубани. Он считает,что ее историки в долгу перед своей землей. "Дети вырасталибез знания своей родной истории". Года два назад писатель былв Америке, где встречался с жителями русской колонии, эмигрантами и их потомками из кубанских казаков. Бурю читательскихписем и откликов вызвала публикация романа-хроники АнатолияЗнаменского "Красные дни", где сообщались новые факты из истории гражданской войны на Дону. Сам писатель не сразу пришел кистине и только в шестидесятые годы понял, что "мы вообще ничего не знаем о той эпохе". В последние годы вышло нескольконовых произведений, таких, как роман Сергея Алексеева "Крамола", но неизвестного еще очень много.
Особо звучит тема безвинно репрессированных и замученныхв годы сталинского террора. Огромный труд проделал АлександрСолженицын в своем "Архипелаге ГУЛАГе". В послесловии к книгеон говорит: "Не потому я прекратил работу, что счел книгуоконченной, а потому, что не осталось больше на нее жизни. Нетолько прошу я о снисхождении, но крикнуть хочу: как наступитпора, возможность- соберитесь, друзья, уцелевшие, хорошо знающие, да напишите рядом с этой еще комментарий..." Тридцать четыре года прошло с той поры, как написаны, нет, выбиты насердце, эти слова. Уже и сам Солженицын правил книгу за границей, вышли десятки новых свидетельств, а призыв этот останется, видно, на долгие десятилетия и к современникам тех трагедий, и к потомкам, перед которыми откроются, наконец, архивыпалачей. Ведь даже число жертв неизвестно!.. Победа демократиив августе 1991 года дает надежду, что архивы скоро будут открыты.
И потому видятся мне не совсем верными слова уже упомянутого писателя Знаменского:"Да и сколько надо было сказать опрошлом, мне кажется, уже сказано и А.И.Солженицыным, и в "Колымских рассказах" Варлама Шаламова, и в повести "Барельеф наскале" Алдан-Семенова. Да и сам я 25 лет назад, в годы так называемой оттепели, отдал дань этой теме; моя повесть о лагеряхпод названием "Без покаяния"... напечатана в журнале "Север"(N10, 1988 г.)". Нет, я думаю, еще должны потрудиться и свидетели, и писатели, и историки.
О сталинских жертвах и палачах написали уже много. Отмечу, что вышло продолжение романа "Дети Арбата" А.Рыбакова"Тридцать пятый и другие годы", в котором много страниц уделено тайным пружинам подготовки и проведения процессов 30-х годов над бывшими руководителями большевистской партии.
Думая о сталинском времени, невольно переносишься мысльюна революцию. И она сегодня видится во многом по-иному. "Намговорят, что русская революция ничего не принесла, что у наснищета большая. Совершенно верно. Но... У нас есть перспектива, у нас виден выход, есть воля, желание, мы видим перед собой путь..." - так писал Н.Бухарин. Теперь мы задумываемся:что же сделала со страной эта воля, куда привел этот путь игде выход. В поисках ответа начинаем обращаться к истокам, кОктябрю.
Мне кажется, что глубже всех исследует эту тему А.Солженицын. Причем эти вопросы затрагиваются во многих его книгах.Но главное произведение этого писателя об истоках и начале нашей революции - многотомное "Красное колесо". У нас уже напечатаны части его - "Август четырнадцатого", "Октябрь шестнадцатого". Печатается и четырехтомный "Март семнадцатого".Александр Исаевич продолжает напряженно трудиться над эпопеей.
Солженицын настойчиво не признает не только Октябрьскую,но и Февральскую революцию, считая свержение монархии трагедией русского народа. Он утверждает, что мораль революции и революционеров антигуманна и античеловечна, лидеры революционныхпартий, включая Ленина, беспринципны, думают прежде всего оличной власти. Нельзя согласиться с ним, но и не прислушатьсятоже нельзя, тем более, что писатель использует громадноечисло фактов и исторических свидетельств. Хотелось отметить,что этот выдающийся писатель уже дал согласие вернуться на Родину.
Сходные рассуждения о революции есть и в воспоминанияхписателя Олега Волкова "Погружение во тьму". Автор, интеллигент и патриот в лучшем смысле слова, провел в тюрьмах и ссылках 28 лет. Он пишет: " За те два с лишним года, что отец прожил после революции, уже отчетливо и бесповоротно определилось: круто укрощаемый мужик и несколько мягче взнуздываемыйрабочий должны были отождествлять себя с властью. Но говоритьоб этом, разоблачать самозванство и обман, растолковывать, чтожелезная решетка новых порядков ведет к закабалению и образованию олигархии, уже было нельзя. Да и бесполезно..."
Такую ли надо давать оценку революции?! Трудно сказать,окончательный приговор вынесет только время. Лично я не считаютакую точку зрения правильной, но и опровергнуть ее сложно: незабудешь ведь ни о сталинщине, ни о глубоком сегодняшнем кризисе. Ясно и то, что изучать революцию и гражданскую войну пофильмам "Ленин в Октябре", "Чапаев" или по поэмам В.Маяковского "Владимир Ильич Ленин" И "Хорошо" больше нельзя. Чем большемы узнаем об этой эпохе, тем самостоятельнее придем к каким-товыводам. Много интересного об этом времени можно почерпнуть впьесах Шатрова, романе Б.Пастернака "Доктор Живаго", повестиВ.Гроссмана "Все течет" и других.
Если в оценке революции есть резкие расхождения, то сталинскую коллективизацию осуждают все. Да и как оправдать ее,если она привела к разорению страны, гибели миллионов трудолюбивых хозяев, к страшному голоду! И вновь хочется процитировать Олега Волкова о времени, близком к "великому перелому":"Тогда еще только налаживали массовую вывозку ограбленныхмужиков в пропасти пустынных раздолий Севера. До поры до времени выхватывали выборочно: обложат "индивидуальным" неуплатным налогом, выждут маленько и - объявят саботажником. А там лафа: конфискуй имущество и швыряй в тюрьму!"
Василий Белов рассказывает нам о предколхозной деревне вромане "Кануны". Продолжением служит "Год великого перелома,Хроника 9 месяцев", где описывается начало коллективизации.Одним из правдивых произведений о трагедии крестьянства в период коллетивизации является роман-хроника Бориса Можаева "Мужики и бабы". Писатель, опираясь на документы, показывает, какформируется и забирает власть та прослойка на селе, котораяблагоденствует на разорении и беде односельчан и готова лютовать, чтобы угодить начальству. Автор показывает, что виновники "перегибов" и "головокружений от успехов" те, кто управлялстраной.
Тема войны, кажется, изучена и описана в литературедосконально. Но вдруг один из самых честных наших писателейВиктор Астафьев, сам участник войны, пишет: "... к тому, чтонаписано о войне, я как солдат никакого отношения не имею. Ябыл совершенно на другой войне... Полуправда нас измучила..."Да, трудно отвыкать от привычных образов благородных советскихвоинов и презренных врагов, десятилетиями складывающихся извоенных книг и фильмов. Вот из газет мы узнаем, что среди немецких летчиков было немало таких, что сбили по 100 и даже по300 советских самолетов. А наши герои Кожедуб и Покрышкин всего несколько десятков. Еще бы! Оказывается, порой советскиекурсанты налетывали всего по 18 часов - и в бой! Да и самолеты, особенно в период войны, были неважные. Константин Симоновв "Живых и мертвых" прекрасно описал, как гибли летчики из-затого, что наши "ястребки" были "фанерные". Много правды мы узнаем о войне из романа В.Гроссмана "Жизнь и судьба", из разговоров солженицынских героев-зеков, бывших фронтовиков, в романе "В круге первом", в других произведениях наших писателей.