Если преступнику было причинено телесное повреждение, то гражданин, применивший оружие, должен оказать доврачебную помощь и незамедлительно сообщить о произошедшем не только в органы внутренних дел, но и в медицинское учреждение. Если гражданин сам не в состоянии оказать медицинскую помощь, то он должен попытаться привлечь проходящих мимо медицинских работников, сотрудников милиции или иных лиц, которые имеют навыки оказания первой медицинской помощи
Кабинетные рекомендации трудно понять юристу в спокойной обстановке, применение оружия гражданами происходит в сложных психологических условиях конфликтной ситуации. Защищающемуся сложно определить, в какой степени представляет общественно опасное деяние угрозу его жизни и здоровью, т.е. определить последствия - смерть или тяжкие телесные повреждения, в экстремальной ситуации, сопряженной с большими физическими и психологическими нагрузками, в условиях реального инцидента нужно предугадать, какие последствия могут наступить от выстрела из оружия в момент его производства, и сопоставить их с угрожающим вредом. Принять ответственное и юридически верное решение: выбор точки прицеливания, боевые характеристики оружия, перемещения нападающего, его экипировки, где основной критерий – соотношение вреда причиненного и вреда предотвращенного. Расплывчатость формулировок, отсутствие конкретных определений отдают решение о правомерности либо неправомерности применения оружия на откуп должностному лицу: следователю, дознавателю, судье, а это питательная среда коррупции, и, как следствие, неуверенность, медлительность и нерешительность, вероятность стать подсудимым порождают боязнь правомерного применения оружия для целей самообороны. По факту применения оружия возбуждается уголовное дело, и оборонявшийся становится подозреваемым и доказывает свою невиновность, а нападавший выглядит жертвой. В судебной практике существует ложный стереотип: оправданно обороняется тот, кто претерпел больший ущерб, чем причинил. Сопоставляется вред, реально причиненный друг другу противоборствующими сторонами. Не совпадают понятия оружия в Законе РФ "Об оружии" и уголовном праве, Уголовный кодекс вообще не содержит определения оружия. Криминологи поддерживают точку зрения об интеграции и развитии отрасли научного знания криминальной армалогии,[23] его правовом использовании, влиянии на нравы и обычаи в обществе, на групповую и индивидуальную психологию населения, на законопослушное и противоправное поведение отдельных граждан и социальных групп[24].
Звучат отдельные робкие и оригинальные предложения о поголовном обязательном вооружении военнослужащих, судей, прокуроров, судебных исполнителей, судебных приставов, сотрудников МВД, ФСБ, ФАПСИ, Таможенного комитета, некоторых государственных комитетов и инспекций и т.п. как в период службы, так и при увольнении с правом пожизненного хранения, ношения и использования[25]. Абсолютно неясно, почему как из действующего законодательства, так и из предложений выпадает адвокат, равный участник уголовного судопроизводства как со стороны защиты, так и обвинения. Судьям, прокурорам, следователям право на оружие, ношение, хранение - пожалуйста, а адвокатам даже не упоминается нигде. Явный перегиб тоталитарного государства с признанием декларативной роли адвоката. Покушение, убийство неугодного, неудобного адвоката - реальная повседневность, убийство судьи, прокурора - чрезвычайное происшествие и редкость.
Порядок применения оружия самообороны установлен федеральным законодательством. Граждане могут применять оружие самообороны для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости.
При этом федеральный закон налагает определенные ограничения на применение гражданином оружия в целях самообороны. Так, запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия[26].
Право российского гражданина на коллекционирование оружия было впервые юридически оформлено Законом Российской Федерации «Об оружии» 20 мая 1993 года[27]. Но, к сожалению, ни в этом Законе, ни в принятых во исполнение его нормативно-правовых актах не содержалось ответов на главные вопросы, а именно, какие виды оружия могут быть признаны предметами коллекционирования, как и на основании чего признавать и регистрировать коллекцию оружия, а если гражданин только намеревается заняться коллекционированием оружия, то что ему должно быть разрешено и как это следует оформить? Принятый в конце 1996 года и вступивший в силу 1 июля 1997 года ныне действующий Федеральный закон «Об оружии», закрепляя право гражданина заниматься коллекционированием оружия на территории Российской Федерации, предусматривает при этом наличие у него соответствующей лицензии. При этом правила коллекционирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделии, порядок их производства, торговли ими, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях именуется коллекционированием и осуществляется на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, установленном МВД РФ по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации[28]. При этом коллекцией признается оружие, приобретенное гражданином с целью коллекционирования, и превышающее количество, установленное статьей 13 Федерального закона «Об оружии» (в настоящее время это свыше 5 единиц любого из видов гражданского оружия). Однако надо при этом помнить, что не требуется получения лицензий на коллекционирование типов и моделей гражданского оружия, приобретение которых разрешается свободно, без лицензий.
В целях коллекционирования разрешается приобретать:
- оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации;
- огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций;
- патроны к перечисленному выше оружию.
Для того, чтобы получить лицензию на коллекционирование оружия, гражданин представляет по месту жительства в орган внутренних дел:
- заявление по установленной форме;
- документ, удостоверяющий личность и гражданство Российской Федерации;
- две фотокарточки размером 3x4 см.
Если предметами коллекционирования являются огнестрельное и иное номерное оружие, заявителю дополнительно необходимо представить по установленной форме составленный список номерного учета имеющегося оружия, а при намерении включить в состав формируемой коллекции (собрания) наградное оружие, указать его данные. Кроме того, к списку прилагаются подлинники лицензий и разрешений, подтверждающие законность приобретенного ранее оружия.
В соответствии с вышеназванными Правилами, гражданин имеет право хранить коллекцию оружия и патронов по месту жительства в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов, либо в деревянных ящиках, обитых железом.
Материалы о выдаче лицензии на коллекционирование оружия и патронов в двухнедельный срок со дня регистрации заявления вместе с актами комиссионного обследования места жительства гражданина направляются в Министерство культуры России, либо в уполномоченные им территориальные органы по сохранению культурных ценностей для согласования.
В дальнейшем, для получения лицензий на приобретение огнестрельного оружия с целью дальнейшего формирования своей коллекции, гражданин представляет по месту жительства в орган внутренних дел заявление по установленной форме с указанием условий обеспечения сохранности оружия и сведений о выданной ранее лицензии на его коллекционирование. Гражданское холодное клинковое оружие, а также реплики и копии антикварного оружия приобретаются гражданами по предъявлении только одной лицензии на его коллекционирование с учетом требований статьи 13 Федерального закона «Об оружии».
После получения подтверждения о законности приобретения (получения) оружия и патронов для включения в частную коллекцию, гражданину выдается разрешение на его хранение.
Действующее законодательство предусматривает и осуществление государственного контроля за коллекционированием оружия. Это значит, что сотрудники органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по сохранению культурных ценностей, с учётом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах, должны осуществлять не реже одного раза в год проверки граждан, имеющих собственные коллекции или собрания оружия. Эта мера направлена, прежде всего, на обеспечение сохранности коллекций оружия, среди которого могут оказаться экземпляры, имеющие культурную ценность.
К сожалению, хотя порядок коллекционирования оружия в нашей стране в настоящее время довольно детально расписан в системе нормативно-правовых актов, но даже в Федеральном законе «Об оружии» до сих пор отсутствует прямое упоминание о коллекционировании антикварного оружия, среди которого, совершенно очевидно, чаще всего встречаются экземпляры, представляющие культурную ценность и поэтому требующие особой опеки.