...Как грозный дух он был над нами,
Иных не знали мы имен.
А.Твардовский.
В течение тридцати лет нашим людям внушалась мысль о величии Сталина, о его умении все предусмотреть и о том, что помере продвижения страны к лучшему будущему врагов становитсявсе больше. И чем громче хвалили Сталина, тем больше беззаконий и преступлений совершалось. Но и после его смерти долгиедесятилетия людей приучали к тому, что нужно думать, говоритьи писать так, как велено сверху. И многие на самом деле началиверить в этот великий обман, а многие вынуждены были лицемерить.
И вдруг несколько лет назад этот заговор молчания был нарушен. Наша литература сказала свое сильное и правдивое словоо сталинизме, о его истоках и преступлениях. Вновь вспомнили ито, что писалось после 20 съезда. Невозможно охватить все,опубликованное о Сталине и его эпохе в последнее время. Да изачем делать это в школьном сочинении? Достаточно сказать, чтопроизведения Рыбакова, Гроссмана, Домбровского, Солженицына,Дудинцева, Шаламова, Гранина и других написаны не только воимя правды, но и во имя того, чтобы эта черная эпоха не возвратилась вновь.
После того, как "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова были напечатаны в журнале "Дружба народов", на редакцию обрушился поток писем. Роман всколыхнул страну.
Особое место в нем занимает Сталин, мрачная и зловещаяфигура. События происходят в 1933-34 годах, когда культ личности стал принимать свои страшные формы. Заслугой автора является показ того, что сам генсек постоянно формировал свойкульт. В романе есть эпизод, когда Сталин настойчиво стремитсяубрать из воспоминаний революционера Енукидзе одну "деталь",которая говорит о том, что он, Сталин, даже и не знал о существовании подпольной типографии "Нина" в Баку. Ради своеговозвеличивания он готов пойти на все: залить страну кровью,предать и обмануть всех, назвать белое черным и наоборот."Нужны неисчислимые материальные и человеческие жертвы. Еслипри этом погибнет несколько миллионов человек, история проститэто товарищу Сталину". Такие мысли вкладывает Рыбаков самому"вождю народов". К счастью, история не простила. А жертвы...Жертвы были. Много. Так много, что до сих пор не удается точноподсчитать их.
Рисует образы жертв и автор романа. Это и политики,посмевшие бросить вызов Сталину, или в чем-то ему мешавшие(Киров, дипломат Будягин и другие). Это и простые люди, какстудент Саша Панкратов, честный человек и истинный патриот. Заним, его друзьями и миллионами других людей нет вины, но она ине требуется. Их унижение и уничтожение нужны Сталину и егоокружению для утверждения своей власти и бесчеловечного режима. Пройдя вместе с Сашей и другими репрессированными "по мукам", мы отчетливо понимаем всю тяжесть вины сталинизма. Благодаря писателю мне стала намного понятнее психология этогодиктатора, та легкость, с которой он слал на уничтожение массылюдей.
В отличие от Рыбакова, Василий Гроссман в романе-эпопее"Жизнь и судьба" меньше останавливается на личности самогоСталина, а больше исследует сталинизм как явление. Он тщательно рассматривает систему личной власти и всеобщего подавления,психологию старых большевиков, по головам которых генсек пришел к власти и без молчаливой поддержки которых не удержал быее.
Писатель создает целую галерею образов, представляющихсистему сталинизма. Это и палачи, "мастера заплечных дел",например, один из подручных Ежова, " энтузиаст 37 года" генерал Неудобнов. Такие легко совершали самые чудовищные преступления да еще оправдывали их высшими интересами. Есть и аппаратчики высокого ранга. Например, Гетманов, один из секретарейобкома Украины. Он предстает перед читателем как карьерист,человек без принципов и биографии. Мастерски охарактеризован иредактор республиканской газеты Сагайдак. Он искренне считал,что можно и должно молчать о народе и голоде, землетрясении истрашном пожаре на шахте. Главное - это "воспитывать читателя". Это воспитание превращало людей в роботов. Встречаем игенералов, способных ради красивого рапорта ни за что положитьтысячи солдат (подобные персонажи есть у К.Симонова). Видим"ученых", которые по методу Жданова и Лысенко травят талантливых, преданных науке людей, обвиняя их в "противопоставлениисебя коллективу", в "духе реакции и мракобесия" и прочих "грехах". Вообще же роман грандиозен по количеству персонажей, вбольшинстве своем реалистичных. Многие из им подобных встречались совсем недавно, а некоторые встречаются до сих пор.
Другой тип героев Гроссмана в романе представленМостовским,Крымовым, Абарчуком. Эти представители старой гвардии большевиков с тревогой следили за ненормальными явлениямив обществе, за арестами своих бывших товарищей. Но они сковалисебя партийной дисциплиной. Подобная мораль запрещала имвыступать против линии "партии". Чувствуя ее неправильность,они не нашли в себе мужества или решимости вступиться за опороченных товарищей. Многие из них оставались при этом внутренне честными, преданными старым идеалам. Но их фанатизм заставлял давать показания против невинных людей, признавать своинесуществующие преступления, освящать своим авторитетом беззаконие. Одни это делали по малодушию, другие- по слепой вере.
Так, опираясь на палачей, карьеристов и прихлебателей, содной стороны, и на слепо преданных партии большевиков- с другой, Сталин формировал свой культ. Благодаря автору я понял,на чем держалась система сталинизма. Очень глубоки рассужденияписателя и мысли, вложенные в уста героев. Они достигают большой силы обобщения. Гроссман говорит о том, что одно словодиктатора могло уничтожить тысячи, десятки тысяч людей. Маршал, нарком, секретарь обкома- люди, командовавшие вчера армиями, республиками, областями, сегодня могли обратиться в ничто, в лагерную пыль, позванивая котелочками, ожидать баланды улагерной кухни. Вся политика была направлена на то, чтобы полностью искоренить дух свободы и инакомыслия. "Лагерю предстоитслияние с запроволочной жизнью". Так передает писатель теориюпалачей, которые доказывают, что лагерь и есть высшее торжество великих принципов. И как много сделано было этими преступниками, чтобы превратить страну в единый лагерь! Колючая проволока и караульные вышки стояли чуть не в каждом уголке великой державы, опутывая ее. Вместе с писателем негодуем и мы.
В романе постоянно проводится параллель между лагеремсталинским и лагерем фашистским. И не случайно вкладываетГроссман в уста гестаповского теоретика Лисса рассуждения онационализме как о главной силе 20 века, о Гитлере и Сталинекак о вождях нового типа. И читатель не может не согласиться,что всякая тирания, всякое беззаконие, поставленное в основугосударственной политики, всякое массовое пренебрежение интересами людей, оправдываемое "высокой" целью, родственны, какими теориями они ни прикрывались.
Осуждение сталинизма, преступлений и беззаконий врассмотренных (как и других) книгах полное. Нет места "идеям",которые обрекают людей на роль бесчувственного строительногоматериала в руках "вершителей истории".