Смекни!
smekni.com

Народ и господа в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

Его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства.

Из доклада царского цензора.

Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусствевыходит на первый план политическое содержание произведения,когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности,искусство и литература начинают вырождаться. Не потому ли сегодня с неохотой читаем мы "Что делать?" Н.Г.Чернышевского,произведения В.В.Маяковского, и уж совсем никто из молодых незнает "идейные" романы 20-30 годов, скажем, "Цемент", "Соть" ипрочие.

Мне кажется, что преувеличение роли литературы как трибуны и арены политической борьбы повредило и Салтыкову-Щедрину.Ведь писатель был убежден, что "литература и пропаганда - однои то же". Салтыков-Щедрин - продолжатель русской сатирыД.И.Фонвизина, А.Н. Радищева, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя идругих. Но усилил это художественное средство, придав ему характер политического оружия. От этого его книги были острыми излободневными. Однако сегодня они, пожалуй, менее популярны,чем произведения Гоголя. Не потому ли, что в них меньше художественности?

И все же трудно представить нашу классическую литературубез Салтыкова-Щедрина. Это во многом совершенно своебразныйписатель. "Диагност наших общественных зол и недугов" - так отзывались о нем современники. Жизнь он знал не из книг. Молодымсосланный в Вятку за свои ранние произведения, обязанный служить, Михаил Евграфович досконально изучил чиновничество,несправедливость порядков, жизнь разных слоев общества. Будучивице-губернатором, убедился, что Российское государство преждевсего заботится о дворянах, а не о народе, к которому сам проникся уважением.

Жизнь дворянской семьи писатель прекрасно изобразил в"Господах Головлевых", начальников и чиновников - в "Историиодного города" и многих других произведениях. Но мне кажется,что вершин выразительности он достиг в своих небольших сказках"для детей изрядного возраста". Эти сказки, как правильно отмечали цензоры - самая настоящая сатира.

В сказках Щедрина множество типов господ: помещиков, чиновников, купцов и прочих. Писатель изображает их часто совершенно беспомощными, глупыми, высокомерными. Вот "Повесть отом, как один мужик двух генералов прокормил". С едкой ирониейСалтыков пишет: " Служили генералы... в какой-то регистратуре... следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких незнали, кроме "Примите уверение в совершенном моем почтении ипреданности". А когда оказались на необитаемом острове, то думают, не написать ли доклад, ибо всю жизнь жили по инструкцииям".

Разумеется, эти генералы ничего не умели делать, толькожить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях. Ониедва не умерли от голода на острове, где в изобилии плоды идичь. Но зато эти господа знают главное средство безбедножить: найти мужика! Не беда, что остров необитаемый: раз естьгоспода, то должен быть и мужик! Он "везде есть, стоит толькопоискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!",- рассуждают они. Сильнее нельзя поддеть, противопоставить: всю жизнь занимавшиеся бессмыслицей и бездельем,генералы всегда считают мужика- работягу лодырем. Ах, как много таких "генералов" в нашей жизни, которые тоже считают, чтоони должны иметь квартиры, машины, спецпайки, спецлечебницы ипрочее и прочее, а "бездельники" обязаны работать. Если бы иэтих на необитаемый остров!..

Мужик показан молодцом: все умеет, все может, даже суп впригоршне сварить. Но его не щадит сатирик. Генералы заставляют этого здоровенного мужичину вить для самого себя веревку,чтобы не убежал. И тот покорно исполняет приказ. В литературеэто называется преувеличением, но как оно верно! Разве не натех же крестьянах держалась власть господ, когда одни мужикиследили за другими и усмиряли их?

Если генералы оказались на острове без прислуги не посвоей воле, то дикий помещик, герой одноименной сказки, всевремя мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идетдурной, холопий дух. Да и вообще он, столбовой дворянинУрус-Кучум-Кильдибаев (иронический намек на то, что надрусским народом сидели то потомки татар, то немцев), белаякость, не может терпеть мужичья. Крестьянам тоже не нравитсяих житье: "куда ни глянут - все нельзя, да не позволено, да неваше! Скотинка на водопой выйдет - помещик кричит: " Моя вода!" - курица за околицу выбредет - помещик кричит: "Моя земля!".

Наконец, мужицкий мир вдруг исчез. И остался помещикодин-одинешенек. И, конечно, одичал. "Весь он... оброс волосами... а ногти у него сделались как железные". Намек совершенноясен: трудом крестьян живут баре. И потому у них всего довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, а у крестьян всегомало.

Сказки писателя полны сетований, что народ слишком терпелив, забит и темен. Он намекает, что силы, стоящие над народом, жестокие, но не такие уж страшные. Богатырь из одноименной сказки, которому народ поклонялся целую тысячу лет, в конце концов оказался гнилым, у него "гадюки туловище до самойшеи отъели". Да, этот образ наводит меня на грустные мысли онашей жизни. В сказке "Медведь на воеводстве" изображен Медведь, который своими бесконечными погромами вывел мужиков изтерпения, и они посадили его на рогатину, "содрали шкуру".Есть и сказки, где крестьяне ищут правду.

Не все в творчестве Щедрина интересно нам сегодня. Нопо-прежнему дорог нам писатель своей любовью к народу, честностью, желанием сделать жизнь лучше, верностью идеалам. Имногие его образы как бы ожили, стали близкими, понятными мнеи моим ровесникам. Ведь разве не звучат и ныне горькой правдойслова из сказки "Дурак" о герое ее, что "совсем он не дурак, атолько подлых мыслей у него нет- от этого он и к жизниприспособиться не может"?