Пятнадцатая глава - "Предметы для лирического поэта в нынешнее время" (Два письма к Н.М.Языкову написаны на основании двух писем Н.М.Языкову - от 2 и 26 декабря н.ст. 1844 года. Оба письма, положенные в основу главы, написаны по поводу стихотворения "Землятрясение", которое было включено в качестве примера в "Учебную книгу словестности", написанную Гоголем в 1845 году. В этих письмах Гоголь советовал поэту :" Одних нужно поднять, других попрекнуть: поднять тех, которые смутились, от страхов и бесчинств, их окружающих: попрекнуть тех, которые в святые минуты небесного гнева и страданий дерзают предаваться буйству всяких скаканий и позорного мгновения". (Жуковский В.А., т.6,с.64). Этот совет Гоголь дает на основании собственного опыта: и в "Мертвых душах"' и в " Выбранных местах..." он пытается прежде всего повлиять на души людей. В своей поэме он в ярких образах показал страсти, живущие в человеческой душе, чтобы читатель, пораженный их убожетвом, пожелал освободиться от них, в "Выбранных местах..." Гоголь прямо высказывал и упреки ("Близорукому приятелю", "Советы", "Нужно любить Россию" и др.), и готовность протянуть руку помощи ("Напутствие"). В письме к Н.М.Языкову от 26 декабря н.ст. 1844 года Гоголь говорил об этой возможности лирического поэта:" И один только лирический поэт имеет теперь законное право так попрекнуть человека, так с тем вместе воздвигнуть дух в человеке". (т.9, с.279). В том же письме есть строки, очень близкие опубликованным в книге:"...Упрек, и еще сильнейший, может быть упадет на тех, которые осмеливаются даже в такие святые минуты Божьего посещения пользоваться смутностью времени.." (т.9,с. 279). Он также пишет:"А если хочешь быть еще понятней всем, то, набравшись духа библейского, опустись с ним, как со светочем, во глубины русской старины и в ней порази позор нынешнего времени и углуби в то же время глубже в нас то, перед чем еще позорнее станет позор наш. Стих твой не будет вял, не бойся, старина даст тебе краски и уже одной собой вдохновит тебя! Она так живьем и шевелится в наших летописях". (т.6,с.64).
Гоголь долгое время сам изучал летописи и обращался к историческим сюжетам. В 1842 году им был написан "Тарас Бульба". Над этим произведением Гоголь начал работать в конце 1833 года, в период своего увлечения всеоющей историей и историей Украины. "Тарас Бульба" был написан на основании тех документов и исторических произведений, которые изучал тогда Гоголь. Последняя статья, написанная на эту тему в книге - " В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность". В этой статье присутствуют и размышления Гоголя о путях русской литературы, и своеобразный обзор поэзии от Ломоносова до современных Гоголю поэтов. Эта статья тесно связана с опытом Гоголя "Учебная книга словесности", которая была им задумана, скорее всего, в 1830 году, когда он, по совету Пушкина, начал писать " Историю русской критики". Сам Гоголь был хорошо знаком с такими книгами. Еще в Нежине он изучал русскую словестность по "учебной книге русской словестности, по "Учебной книге русской словесности, или избранных мест из русских сочинений и переводов в стихах и прозе, с привосокуплением кратких правил риторики и истории русской литературы, изданной Николаем "Правилам словестности" Я.В.Толмачева, он знал также "Основание российской словестности" А.С.Никольского, "Опыт о русском стихосложении" А.Х.Востокова, "Собрание образцовых русских сочинений и преводов в стихах и прозе" в 2О томах, составленное А.И.Тургеневым, В.А.Жуковским и А.Ф.Воейковым, о которых он писал в письмах 1824-1825 годов. А в 183О году Гоголь сам пытался составить такого рода книгу. Впоследствии некоторые ее положения нашли отражение в "Выбранных местах.." Так, в разделе "Учебной книги словесности" "О поэзии" Гоголь делит поэзию на 3 рода: лирический, драматический или повествующий и третий - описательный или дидактический. Двумя путями передает он другим ощущения: или от себя самого лично, - тогда поэзия его лирическая, или выводит других людей и заставляет их действовать в живых примерах, - тогда поэзия его драматическая и повествующая (т.6,с. 167). В письме Гоголя к Н.М.Языкову от 15 февраля 1844 года, в котором он указывает поэту на отсутствие лиризма в его последних стихах, Гоголь пишет о различии между лирическим и описательным талантом:" Не суждено лирическому поэту быть спокойным созерцателем жизни, подобно эпическому. Не может лирическая поэзия, подобно драматической, описывать страдания и чувстства другого."(т.9, с.223). В этом же письме примером для лирического поэта Гоголь называет псалмы Давида:"Все тут сердечный вопль и непритворное восторгновение к Богу. Вот почему остались они как лучшие молитвы, и до сих пор в течение тысячелетий низводит утешение в души. ‹...›. Но из твоей души должны исторгнуться другие псалмы, не похожие на те, из своих страданий и скорбей исшедшие, может быть более доступные для нынешнего человечества, потому что и самые страдания и скорби твои более доступны нынешнему человечеству, чем страдания и скорби Давидовы". (т.9,с.225). Подобно тому, как в "Учебной книге словесности" Гоголь указал три вида поэзии, в статье "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность" Гоголь говорит о трех источниках русской поэзии, которые можно соотнести с этими тремя родами. Источником " лирического рода" можно назвать народную песню и "церковные песни и каноны", " повествовательно-драматический" род соотносится с пословицей, а "описательный, или драматический" род со "словом церковных пастырей". Эти три источника, указанные в статье ("Струи его пробиваются в наших песнях... в пословицах наших... в самом слове церковных пастырей.").(т.6, c.147), были источниками творчества и для Гоголя. Русские народные песни Гоголь очень любил и собирал. Им даже была написана статья "О малороссийских песнях!" В 1833 году он так писал о них Максимовичу: " Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все эти черствые летописи, в которых я теперь роюсь, пред этими звонкими, живыми летописями!" Пословицы Гоголь широко использовал в "Мертвых душах", при помощи которых он давал ясное понятие о своих героях. Эпиграфом к "Ревизору" также послужили русские пословицы:" На зеркало нача пенять, коло рожа крива". А "Слово церковных пастырей" или мысли, выраженные в произведениях духовных писателей, особенно отразились в "Выбранных местах из переписки с друзьями".
В статье можно найти и автобиографические моменты. Среди многих поэтов Гоголь упоминает и В.В.Кайниста : " от одного только Кайниста послышался аромат истинно душевного чувтсва и какая-то особенная антологическая прелесть, дотоле незнакомая".(т.6,с.154). Василий Афанасьевич Гоголь, отец писателя, и Василий Васильевич Кайнисти были давно знакомы. Кайнист жил в Обуховке, по соседству с Гоголем. В.А.Гоголь был уездным предводителем дворянства, Кайнист - губернским предводителем, потом губернским судьей.
По воспоминаниям матери, он даже говорил с маленьким Николаем Гоголем. А в июле 1813 года Державин приезжал в Обуховку, где видел Н.В.Гоголя, т.к. они в то время там гостили.
В своих статьях Гоголь высказал особое мнение о русских литераторах. В письме от 29 октября 1848 года он писал графине А.М.Виельгорской:"Когда случится вам видеть Питиева, не забывайте его расспрашивать о всех русских литераторах, с которыми он был в сношениях. Эти люди были более русские, нежели люди других сословий".(т.9,с.441). Многие страницы своей книги Гоголь посвятил А.С.Пушкину, в котором он отмечал высоту души и истинно русские черты:"Как он весь оживился и вспыхивал, когда шло дело к тому, чтобы обличить участь какого-либо изгнанника или подать руку падшему! Как выжидал он первой минуты царского благоволения к нему, чтобы заикнуться не о себе, а о другом несчастном, упадшем! Черта истинно русская". (т.6,стр.46-47).
В статье "В чем же наконец существо русской поэзиии и в чем ее особенность" гоголь раскрыл высокое назначение всей русской поэзии:" Поэзия наша звучала не для современного ей времени, но чтобы, - если настанет наконец то благодатное время, когда мысль о внутреннем построении человека в таком образе, в каком повелел ему состроиться из самородных начал земли совей, сделается наконец у нас общего по всей России и давно желанною всем, - то чтобы увидели мы, что есть действительно в нас лучшего, србственно нашего и не позабыли бы его вместить в свое построение. (т.6, с.18О-181).
§ 6. " О театре".
Глава книги "Выбранные места....", " О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности" выражает не только гоголевское отношение к театру, но и взгляд автора на искусство вообще.
Гоголь был знаком с театром с детства. Его отец, Василий Афанасьевич, писал стихи и комедии, сам играл в театре в Кибинцах. В этом селе было имение его дальнего родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского. В Кибинцах Н.В.Гоголь видел пьесы - "Недоросль" Фонвизина, "Подщипу" Крылова, малороссийские сцены. В Непишской гимназии писатель сам играл в театре, открывшемся в 1824 году. В трагедии В.А.Озерова "Эдит в Афинах" Гоголь играл роль Креона, а также готовил декорации для спектакля. Он участвовал в малороссийской комедии, присланной ему отцом. По словам Золотусского, Гоголь обладал сценическим талантом :" Гоголь в этой роли не произносил ни слова, он только двигался по сцене, покряктывал, посапывал и почихихивал, но зал не мог удержаться от хохота[47]. П.А.Кулиш писал о нежинском театре :"..Театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что, после предварительных опытов, ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указаниям Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видал"[48]. Впоследствии им были написаны комедии "Женитьба" (1833), Ревизор (1835), несколько драматических отрывков и сцен.