-негласно внедряются в интересующий их объект только на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО (ч. 5 ст. 8);
- используют в целях конспирации документы, зашифровывающие их личность (п. 4 ст. 15);
- полномочны вынужденно причинять вред правоохраняемым интересам при защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ч. 4 ст. 16).[21]
Кроме того, в ст. 15 ФЗ об ОРД предусмотрено, что законные требования должностных лиц ОРО обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены (ч. 2), а неисполнение их законных требований либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством России (ч. 3).
3. Правовая и социальная защита должностных лиц осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
Защита это предусмотренная оперативно-розыскным законодательством и некоторыми иными нормативными правовыми актами система правовых норм, которая призвана обеспечить безопасность и эффективность деятельности оперативников и иных участников ОРД по решению поставленных задач, а также законность решений и ОРМ в отношении лиц, объектов оперативной заинтересованности; их социальную защищенность, а в случае совершения правонарушения – возмещения вреда.
С учетом различных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер такой защиты.[22]
Во-первых, в зависимости от сферы реализации норм известно два блока мер:
1) их социальной защиты (право на денежное содержание, обеспечение жилой площадью, телефоном, бесплатный проезд, государственное страхование, отдых, пенсию, возмещение причиненного им вреда и др.);
2) защиты юридического статуса (правовой защиты).На должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, распространяются гарантии правовой и социальной защиты сотрудников тех органов, в штаты которых они входят.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 2) правовая защита должностных лиц оперативно-розыскных органов является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этим лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Социальная защита субъектов ОРД, также является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти и местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты должностных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующие характеру оперативно-розыскной работы и ее роли в защите человека, общества и государства от преступных посягательств.
Во-вторых, в зависимости от фиксации в том или ином нормативном правовом акте различают две группы предписаний, содержащих гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц оперативно-розыскных органов:
1)группа социальной защиты, изложенные в Федеральном Законе об ОРД;
2) группа правовой защиты, включенные в некоторые законодательные и иные нормативные правовые акты согласно отсылочных (бланкетных) норм Федерального Закона об ОРД.
Непосредственно в ФЗ об ОРД меры правовой защиты оперативников зафиксированы прежде всего в ст. 16, а также в некоторых других (ч. 5 и 7 ст. 5, ч. 5 ст. 8, ч. 3, 7 ст. 9, ч. 1—4 ст. 12, п. 6 ст. 14, ч. 2, 3 ст 15, ч. 3 ст. 19 и ч. 3, 4 ст. 21), социальной — например, в ч. 5 ст. 16 и п 16 ст. 14.[23]
Гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, призваны обеспечить эффективность выполнения ими задач по борьбе с преступностью. На них распространяются положения раздела VI Закона РСФСР “О милиции”, устанавливающие гарантии социальной и правовой защиты работников милиции, а также отдельные положения уголовного и административного законодательства. Как самостоятельный вид правовой защиты сотрудников ОВД, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, следует расценивать их право на обеспечение личной безопасности в соответствии с Федеральным законом “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов”.
Рассмотрим основные виды и формы реализации этих гарантий, учитывая специфический характер оперативно-розыскной деятельности.
Оперативные подразделения ОВД и представляющие их сотрудники при решении стоящих перед ними задач руководствуются Конституцией РФ, Законом об ОРД, другими законами и ведомственными нормативными актами. Они самостоятельно принимают решения о заведении дел оперативного учета и производстве по ним; планируют ОРМ, определяют основания, организацию и тактику их проведения; принимают другие решения и несут за это ответственность. При исполнении служебных обязанностей, являясь представителями власти, они находятся под защитой государства. Их деятельность носит публичный характер. Такое положение подразделений и лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определяет, что никто не вправе вмешиваться в законные действия должностных лиц и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исключением лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом (ч.2 ст.16 Закона об ОРД).
Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а их неисполнение либо воспрепятствование законному осуществлению ОРД влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ст.15 Закона об ОРД).
Должностное лицо ОВД, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность, в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому начальнику. Указанное положение Закона об ОРД подчеркивает самостоятельность подразделений ОВД и их должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и подчиненность только непосредственному и прямому начальству. В законные действия органов и сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, не вправе вмешиваться (давать указания, препятствовать выполнению действий и др.) ни должностные лица, ни какие-либо органы государства, прямо не уполномоченные на то федеральным законом. Например, следователь при даче поручений и указаний органам, осуществляющим ОРД, о производстве оперативно-розыскных действий (в порядке ст.127 УПК РСФСР) должен ставить только задачу, а способы, организацию и тактику ее решения определяют органы и должностные лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Следователь вправе также установить сроки выполнения его поручений и указаний, однако не вправе требовать конкретных данных о характере применяемых оперативно-розыскных мер, их организации и тактике проведения.
И хотя оперативно-розыскная деятельность - деятельность творческая, которую еще ее основоположники относили к величайшему из искусств, следует помнить, что она строится на основе единоначалия и подчиненности.
В процессе оперативно-служебной деятельности взаимоотношения между начальником и подчиненным строятся на основе таких определенных в законе принципов, как взаимоуважение, доверие, разделение компетенции, персональная ответственность за правомерность принимаемых решений и совершаемых действий. Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность немыслима без управления, которое осуществляется, в частности, методом приказа. В ходе оперативно-розыскной деятельности наряду с приказами издаются предписания, распоряжения, указания и др. Различие между ними заключается в характере разрешаемых вопросов и правовом положении лиц, имеющих право на их принятие. Основная черта приказов - обязательность исполнения лицами, которым они адресованы.
Пределы выполнения приказа об оперативно-розыскной деятельности определяются рамками ее соответствия закону. Поэтому, в случае получения должностным лицом приказа или указания, противоречащего закону, указанный сотрудник обязан руководствоваться законом (ч.3 ст.16 Закона об ОРД). Причем не имеет значения, в какой форме - устной или письменной - получен приказ (указание).
В Законе “О милиции” определен порядок реагирования на приказы, которые противоречат закону. При сомнении в законности полученного для исполнения распоряжения лицо, наделенное правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность, должно незамедлительно сообщать об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение. В случае, если вышестоящий по должности начальник письменно подтверждает данное распоряжение, оперативный сотрудник обязан его исполнить. Ответственность за последствия исполнения незаконного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
В то же время следует помнить, что оценка законности получаемых приказов возлагается на исполнителей.
Определенные обстоятельства осуществления оперативно-розыскной деятельности допускают вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга (ч.4 ст.16 Закона об ОРД).
Такое причинение вреда признается правомерным при наличии следующих условий:
- общественной признанности и допустимости конкретных действий в рамках социально необходимой и полезной деятельности;