Смекни!
smekni.com

Молитва в жизни героев "Войны и мира"

МОЛИТВА В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ “ВОЙНЫ И МИРА”

Неповторимое своеобразие романа Толстого “Война и мир” не подлежит доказательству. Что же скрывается за этим простым и лаконичным на первый взгляд названием — “Война и мир”? За­крывая последнюю страницу, ты уже теряешься в потоке значений этой антитезы. И вслед за названием множество смысловых оттен­ков приобретает и содержание книги. И слово “роман” уже, на мой взгляд, не подходит ей. Скорее здесь уместно название самого авто­ра “Новое писание”. Собственное осознание Толстым Евангелия, его понимание божественной сущности. И, несомненно, для персо­нажей произведения, наполненного подобным смыслом, бог, духов­ные искания, “свет” играют основную роль в жизни. И путь к бо­жественным вершинам, к общению с Богом через благодатную, все­могущую молитву известен и им. Для каждого из них это своя до­рога, свое откровение, однако все они обретают искомое. Попытаем­ся рассмотреть роль молитвы в произведении Толстого “Война и мир”.

Для начала нужно поговорить о “божественной сущности” про­изведения в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в этой импровизированной “модели мироустройства” также есть об­щепринятая градация на существа “низкие, дьявольские”, людей обычных — “между небом и адом” и существ высших, “обладаю­щих божественным светом”. И соответственно для первых путь к небесным откровениям закрыт, вторые обращаются к помощи про­стой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам, третьи же, сами являясь по сущности небесными созданиями, идут к понима­нию истины путем неординарных, сложных и мучительных изыс­каний. В своем сочинении я буду говорить, конечно же. о послед­них двух, сердца которых открыты для прозрения. Как и герои До­стоевского, они проходят свой путь надежд и страданий, в котором они обретают себя, обретают Бога.

И первый персонаж, духовное возрождение которого я хотела бы описать, — это Наташа Ростова. Из маленькой девочки, дарив­шей счастье всем вокруг и видевшей лишь “свет” в жизни, она пре­вратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот начинается с ее знакомства с князем Андреем. “Неуемная сущ­ность” его пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, за­ставляет волноваться ее “детский, розовый мир”. Однако не через великое счастье лежит путь к возрождению, а лишь через испыта­ния. И таким испытанием “огнем” для Наташи становится Анатоль. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы, умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее “подъеме”. И вот оно, то вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, — благодатная молитва. Да это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в молитве она чувствует возможность очищения души. Именно в молитве она находит успокоение: вернувшись от причастия, в первое “возрожденное” воскресенье, она в первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей жизни. Постепенно через молитву она учится терпению и состраданию, открывает для себя божественный свет. Наташа молилась за прощение своих гре­хов, молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов своих, истинная вера не по­зволяет ей этого. И именно в этой молитве раскрывается наша “новая” Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви, умеющая слушать и сострадать.

Следующий персонаж, который мне хотелось бы показать в своем сочинении, — это княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно сказать, несомненно, очень многое. Для нее молитва значи­ла практически все. Она была ее “жизненной ниточкой”; ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем своими мо­литвами она больше старается оградить от несчастий своих близ­ких, нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всег­да полон странниц, да и сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно, чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так она пытается защитить его, так ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва — ее надежда, ее спасе­ние, ее “подруга”, ее “жизненная сила”. Она живет в мире “света” и молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жесто­ком мире. Не будь у нее возможности общения с Богом — и жизнь не имела бы смысла.

Далее хотелось бы рассказать о двух существах высших, о двух толстовских любимых героях, князе Андрее и Пьере. Они ищут смысл жизни через свои особенные “молитвы”. И каждый неосто­рожный шаг оставляет рану в их душах.

Хотя искания Пьера все-таки более близки к традиционным способам. Став масоном, он тоже ищет свой путь к Богу. Его молит­ва — это его дела. Стараясь соответствовать масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу, найти смысл жизни. Своеобразным свершением “покаянных молитв” можно на­звать и его масонские дневники, в которых он записывал свои дея­ния после вступления в ложу масонов.

Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что искал.

Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспом­нить хотя бы молитву войска Смоленской Божьей матери перед Бо­родином, эти “однообразно жадно смотревшие” на икону лица. На­конец, выход Кутузова: “Он перекрестился привычным жестом, до­стал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голо­ву”. Испытываешь ощущение какой-то благодатной минуты тиши­ны и единства, единства всех людей — равных для Бога.

И, заканчивая свое сочинение, хотелось бы сказать, что тема молитвы далеко не исчерпывается приведенным множеством примеров, достаточно вспомнить хотя бы рассуждения Николая Росто­ва о молитве при воспоминании о Соне: “Да, молитва сдвинет гору...” Молится и сама Соня. Молится, как всегда, за других. Од­нако опять же, подводя итог, можно лишь еще раз сказать, что для персонажей этого произведения молитва играет огромное значение как связь с Богом, надежда, возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное: Наташа становится “настоящей” женщиной, князь Андрей находит свой смысл жизни, княжна Марья — успокоение.