Смекни!
smekni.com

Влияние женщин на становление дворянской культуры XIX века (стр. 1 из 4)

Влияние женщин на становление дворянской культуры XIX века

(По жизни и творчеству Е.П. Ростопчиной)

План

I Введение

Актуальность работы

Цель работы

Основные задачи

II Краткий очерк жизни и творчества графини Евдокии Петровны Ростопчиной

Жизнь графини Ростопчиной

Творчество писательницы

Роман "Счастливая женщина"

Повесть "Палаццо Форли"

Комедия "Возврат Чацкого в Москву … "

III Заключение

I Введение

Истинных любителей русской словесности не может не радовать, что за последние годы воскрешён из небытия ещё один пласт несправедливо забытой литературы. Речь идёт о произведениях русских писательниц прошлого века.

Цель моей работы - показать роль женщин в становлении дворянской культуры. Показать как женщины - писательницы отстаивали свои права своей литературной деятельностью.

Данная цель определила основные задачи работы:

· Показать положение русских женщин, взявшихся за перо;

· Познакомить современного читателя с творчеством графини Е.П.Ростопчиной;

· Выявить роль Ростопчиной в становлении дворянской культуры.


Так называемый "женский вопрос" давно привлекал внимание русских писателей. Ещё в конце XVIII века Н.М. Карамзин в своей повести "Бедная Лиза" нарисовал образ возвышенно-прекрасной, нравственно-чистой девушки - "поселянки", наделённой глубокими чувствами. Карамзин одним из первых в русской литературе заявил, что способность "чувствовать" отнюдь не является привилегией представительниц образованных сословий, что "и крестьянки любить умеют".

Многотрудной, часто безрадостной и горькой доле русской женщины посвящали свои произведения не только великие художники прошлого, такие, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский,М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, но и менее известные писатели - В.Ф.Одоевский, Н.Ф.Павлов, В.А.Сологуб, А.В.Дружинин, В.А.Слепцов и многие другие. И в этом не было ничего удивительного. Положение женщин в России во многом отражало духовное и нравственное состояние общества. Многие прогрессивные деятели русской культуры неоднократно ставили вопрос о необходимости уравнения прав мужчины и женщины, о равноправном воспитании и образовании. "Только коренное преобразование женского воспитания, общественных прав женщины и семейных отношений, - писал революционер-демократ М.Л.Михайлов, - представляется мне спасением от нравственной шаткости, которую, как старческой немощью, больно современное общество".[1]

И всё-таки кто как не сами женщины, с их обострённым восприятием мира, могли лучше рассказать о своей судьбе, о своих чувствах и переживаниях, мечтах и стремлениях. Недаром В.Г.Белинский отмечал, что "женщина лучше, нежели мужчина может изображать женские характеры, и её женское зрение всегда подметит и схватит такие тонкие черты, такие невидимые оттенки в характере или положении женщины, которые всего резче выражают то и другое и которых мужчина никогда не подметит".[2]

Об этом же очень точно сказал в стихотворении "Женщине" поэт Н.Ф.Щербина:

Ты сердца чуткого прозреньем

Те правды можешь угадать,

Которых нам ни размышленьем,

Ни долгой жизнью не дознать.

Однако далеко не сразу за русскими женщинами, взявшимися за перо, было признано право заниматься литературной деятельностью. Это, впрочем, было характерно не только для России. "Звание писательницы, - писал В.Г.Белинский в 1843 году, - пока ещё контрабанда не у одних нас … Никакая пишущая женщина в Европе не избегнет пошлых намёков и названия синего чулка, каков бы ни был её талант, равно всеми признанный. Никто там не оспаривает у женщины права высказываться печатно и возможность быть одарённою даже великим творческим талантом; никого не оскорбляет и не соблазняет зрелище пишущей женщины, посмеяться над ограниченностью женского ума, более будто бы приноровлённого для кухни, детской, шитья и вязания, чем для мысли и творчества".[3]

Подобный взгляд на женщин, решившихся посвятить себя творчеству, очень долгое время господствовал и в русском обществе. Однако вопреки предвзятому к себе отношению они всё-таки утверждали своё право творить. Это проявлялось в самых различных областях искусства. Ещё в середине XVIII в. прославилась знаменитая танцовщица Аксинья Баскакова, в конце XVIII - начале XIX столетия во всей своей полноте раскрылся талант актрисы Параши Ковалёвой - Жемчуговой, балерины Татьяны Шлыковой - Гранатовой, певицы Е.П.Сандуновой и многих других. Тогда же первые женские имена украсили и многие литературные произведения, и в первую очередь это коснулось поэзии. Преодолев господствующие предубеждения, начали печатать свои стихи талантливые русские поэтессы А.П.Бунина, А.А.Волкова. А чуть позже З.А.Волконская, Н.С.Теплова, Е.Б.Кульман, А.И.Готовцева, Е.П.Ростопчина и К.К.Павлова. Но прозаические произведения женщин-литераторов систематически начали появляться в печати лишь в середине 1830-х годов. Объяснялось это общими закономерностями развития нашей литературы. В это время проза становится доминирующим жанром. "Если есть идеи времени, то есть и формы времени", - писал Белинский в 1835-м. И такой формой становятся роман и повесть, которые по словам критика, удобнее "для представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни".[4] И проза русских писательниц органически вписалась в общий ход развития русской литературы.

Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизни человека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других.

В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования.

В отличии от большинства авторов светских повестей русские писательницы, стремясь придать своим произведениям большую достоверность и даже определённую "документальность", широко использовали эпистолярную форму и дневник3овые записи. Это позволяло им глубже передать внутренние переживания действующих лиц, искренность и непосредственность их чувств. Но главным достоинством повестей и рассказов писательниц было то, что в них более глубоко отразилась борьба в защиту прав женщины, протест против порядков, которые не давали ей возможности участвовать в общественной жизни своего времени. Борьба за свободу выбора, право на любовь, за равноправие в семье - вот основные темы их произведений.

II Краткий очерк жизни и творчества графини Евдокии Петровны Ростопчиной

В театре светской повести выступала известная поэтесса Е.П.Ростопчина. Евдокия Петровна родилась 23 декабря 1811 года в Москве в семье Сушковых. В возрасте шести лет осталась без матери, которая умерла после тяжёлой болезни. Отец же, чиновник, много разъезжавший по делам службы, редко появлялся дома. Девочка, вместе с двумя младшими братьями, до самого замужества прожила в семье деда и бабки с материнской стороны. Воспитанная гувернёрами Сушкова, обладая незаурядными способностями, рано пристрастилась к чтению и быстро овладела несколькими иностранными языками, в том числе, французским, немецким, английским и итальянским.

Занятия литературой были традиционными в семье Сушковых: бабка поэтессы, урождённая М.В.Храповицкая, перевела "Потерянный рай" Мильтона; дядя, Николай Васильевич Сушков, был довольно известным литератором; отец, Пётр Васильевич, писал на досуге неплохие стихи. Именно поэтому увлечение поэзией началось у Евдокии Сушковой ещё в детстве и, хотя ей удавалось долго сохранять это увлечение в тайне, первая публекация её стихов - в альманахе "Северные цветы на 1831 год" за подписью Д…..а… - произошла когда девушке не исполнилось и восемнадцати лет.

В стихах Е.П.Ростопчиной современники отмечали "энергию чувства", "одушевление", "грустные порывы", живую непосредственность и искренность. Эти черты свойственны и её прозе.

Кто не помнил обращённого к ней стихотворения Лермонтова:

Я знаю - под одной звездою

Мы с вами были рождены ….

или не читал "Двух встреч" - лирического рассказа Ростопчиной о знакомстве и доверительной беседе с оценившим её дар Пушкиным? Наконец, она была остроумна, естественна, очаровательна, "везде - и в скромной беседе, и в шумном собрании, и в поэтических мечтаниях - везде мила, везде завлекательна".[5]

У Ростопчиной сложились сложные отношения с мужем, графом Андреем Фёдоровичем, сыном известного генерал-губернатора Москвы 1812 года, памятного современным читателям по "Войне и миру" Л.Н.Толстого, неприязнь свекрови обостряла горечь существования.

Для нового поколения романтическая биография, дружба с поэтами и сочинения Ростопчиной могли быть предметом интереса, но не живого увлечения. Она не заметила, что время не только течёт, но и меняется. Из него уносило романтическую дымку, в нём уже не ощущался сладостный женщине и поэтессе шарм поэзии. Появились новые писатели, возникла натуральная школа. Обыденная действительность разрушила рамки "идеального мира" словесности. Поэзия "обратилась к прозе". "Угловатые", "грубые", "газетные" стихотворения Некрасова невыносимо коробили изящный вкус поэтессы, воспитанной на Байроне и Жуковском. Но - необходимо сделать оговорку - литературный консерватизм Ростопчиной не переходил в эстетическую глухоту: она высоко ценила творчество Гоголя, комедии Островского, "Детство" Л.Толстого.