Смекни!
smekni.com

Природа в произведениях Пушкина

“Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…”

Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соеди­няется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавнаназывают поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, свя­занные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привя­занностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не ту­скнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов “близкое”, “заветное”, “род­ное”? И почему понятия Родины сразу же и, прежде всего, вызывают в воображении точные картины дорогих палестин?

Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасёт мир”. Наша современная действительность ну­жда­ется в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в са­мом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда когда человек сможет радо­ваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Му­зыка, природа, стихи – это ра­достно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая пре­лесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Все­ленной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и мно­гие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, по­этов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда очень остро стоит вопрос экологии, вопрос – будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских по­этов, они могли в незамет­ной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источ­ником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Пушкин в своих от­ступлениях в “Евгении Онегине” даёт чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении.

Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. По мнению многих, литература – это слепок с жизни, но слепок более тон­кий, более объективный. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога по­эту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в “Евгении Онегине” просто великолепны. “Как грустно мне твоё яв­ление. Весна, весна… Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови”, - пишет ав­тор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной огра­ниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту. Милые сердцу родные картины природы, нарисованные Пушкиным, не забываются нико­гда, как никогда нельзя забыть детство. Волнуют его строки из “Евгения Онегина”: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, перед гумном соломы кучи, да пруд под сенью ив густых – раздолье уток молодых”.

Из всех времён года Пушкин обожал осень. Он писал: “Из всех времён я рад лишь ей одной”. Не­смотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Зимняя дорога”, “И вновь я посетил…”. В этих скромных внешних зарисовках ка­ждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи “Кто знает край, где небо блещет”, “На холмах Грузии” стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёг­кости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике явля­лись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту кра­соту, среди которой родился и вопрос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными паль­мами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

В последние годы жизни Пушкин создаёт произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение “И вновь я посетил…” очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там даётся трагиче­ский пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихо­творения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях “Туча”, “Осень” та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: “Октябрь уж поступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей”. Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает своё особенное, неуловимое обычным глазом по­строение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл. В сти­хотворении “На холмах Грузии” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”. В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств. В стихотворении “Деревня” на фоне поэтических зарисовок картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает: “О, если б голос мой умел сердце тревожить!”. Он чувствовал себя одиноким парусом в жестокой жизненной буре, но голос его по-прежнему оставался вольным.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина – А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “большие мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни”. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- и жизненность, её подлинная человечность. “Пушкин есть явление чрезвы­чайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в ка­ком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, рус­ский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ланд­шафт на выпуклой поверхности оптического стекла”. Эти хорошо известные слова Гоголя хочется ещё раз повторить, ибо в них сказано всё главное – и о национальном своеобразии Пушкина, и о богатстве и силе его поэтического языка, и о высоком нравственном содержании его поэзии.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.