Смекни!
smekni.com

Жизненный путь Н.А. Некрасова (стр. 3 из 4)

“Деревенские новости” были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей – о свободе.

Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. С самого детства до конца жизни он писал о ней:

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит жизнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвергнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты.

В стихотворении “Рыцарь на час” запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. В этом стихотворении Некрасов жалуется, что молодость прошла, силы для борьбы кончаются:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

По цензурным соображениям под словом “любовь” подразумевается свобода.

Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков (“В дороге”, “Родина”, “Псовая охота”), чиновников (“Чиновник”, “Колыбельная песня”, “Современная ода”), богатеев - купцов ( “Секрет” ). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах.

Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк “Петербургские углы”, который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк является частью большого романа “ Жизнь и похождения Тихона Тростникова”, так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.

Издательство “Современника”

Выступать в печати с такими идеями было тогда очень трудно. Некоторые писатели, поддерживающие идеи правительства, такие как Фаддей Булгарин, Сенковский и Греч, сплотили вокруг себя – с своих журналах, газетах, альманахах – обширную группу стихотворцев и прозаиков, которые отвлекали внимание читателей от повседневной действительности, прославляя крепостнический строй. Всем этим “писателям” стихи Некрасова показались неслыханной наглостью. Они набросились на него с бесстыдной бранью. И царская цензура была полностью на их стороне: она либо запрещала, либо вырезала до неузнаваемости его стихи. Булгарин то и дело писал клеветные доносы в Третье отделение на Некрасова, утверждая, что Некрасов “коммунист”, который “горой стоит за революцию”.

Но Некрасова не смущали ни доносы, ни ругань, ни цензура. Он затеял одно предприятие, которое требовало от него безудержной смелости. В противовес журналам, поддерживающим крепостнический строй, он задумал революционно – демократический журнал, который, несмотря на цензуру, пропогандировал бы идеи освобождения крестьян.

В конце 1846 года он раздобыл взаймы денег и вместе с писателем Иваном Панаевым взял в аренду журнал “Современник”, основанный еще Пушкиным. В “Современник” перешел он со своими преверженцами – молодыми передовыми писателями. Таким образом, в журнале Некрасова собрались лучшие литературные силы, объединенные ненавистью к крепостному праву.

Первая книжка “Современника” вышла 1 января 1847 года. Впервые в России появился журнал с ярко выраженной революционно – демократической программой. В нем прослеживалась единая позиция по поводу освещения всех вопросов: общественно-политических, литературных, философский, исторических. По случаю выхода первой книжки был дан торжественный обед. Этот обычай отмечать выход каждой книжки сохранился много лет.

В первых же книжках “Современника” были напечатанны “Кто виноват?”, “Сорока – воровка”, Герцена, многие из “Записок охотника” Тургенева, “Псовая охота” Некрасова, статьй Белинского и другие произведения, заключавшие протест против строя. Но в 1848 году правительство было испуганно восстаниями и революцией во Франции и ужесточило полицейские меры против распространения всяческих прогрессивных идей, сделав выпуск передового журнала практически невозможным. Наступил цензурный террор. Не пропускали в печать практически ничего, во всем видели проявление прогрессивных идей. Под красными чернилами цензора погибало больше половины произведений, предназначенных для печати в “Современнике”. Нужно было срочно добывать статьи и рассказы, которым грозила такая же участь. Но Некрасов срочно засел вместе с А.Я. Панаевой за новый роман “Три стороны света”, который писал по ночам, так как днем был занят своим журналом. Роман был написан исключительно для того, чтобы заполнить страницы романа, но и здесь удались выразить протест против ненавистного строя.

“Бывало, запрусь, засвечу огни и пишу, пишу, – вспоминал Некрасов об этой работе, - мне случалось писать без отдыху более суток. Времени не замечаешь. Никуда ни ногой. Огни горят, не знаешь, день ли, ночь ли; приляжешь на час, другой – и опять то же”.

Работа была титаническая. Чтобы выпустить одну книжку “Современника” он читал около двенадцати тысяч страниц разных рукописей, правил до шестидесяти печатных листов корректуры (то есть девятьсот шестьдесят страниц), из которых половину уничтожала цензура, писал множество писем цензорам, сотрудникам – и порой сам удивлялся, “как паралич не хватил его правую руку”.

Принимаясь за издание “Современника” Некрасов надеялся, что Белинский будет играть руководящую роль в издательстве. Но в 1847 году Белинский умер. Не было тогда в России другого писателя, который мог бы стать таким же “властителем дум” целого поколения, каким был Белинский. Но через несколько лет после смерти Белинского Некрасов призвал на работу его учеников, продолжателей дела русской революционной демократии – Добролюбова и Чернышевского.

Начиная с 1855 года у Некрасова наступил расцвет творчества. Появляется поэма “Саша”. Некрасов писал Тургеневу: “Помнишь, на охоте как-то прошептал я тебе начало рассказа в стихах – оно тебе понравилось; весной нынче в Ярославле я этот рассказ написал, и так как это сделано единственно по твоему желанию, то и посвятить его желаю тебе…”.

В этом произведении Некрасов обличает так называемых “лишних людей”, то есть либеральных дворян, которые выражали свои чувства не делами, а громкими фразами.

Поэма “Саша” было принята читателем, особенно демократически настроенной интеллигенцией. Чернышевский и Добролюбов оценили поэму, но по цензурным соображениям не могли выступить полной оценкой произведения.

В 1856 году Некрасов выпустил свой сборник “Стихотворения Н. Некрасова” – первый стихотворный сборник поэта, для которого он отобрал сои лучшие стихотворения, написанные им в период с 1845 по 1856 год. Сборник открывало стихотворение “Поэт и гражданин”, в котором звучала мысль о том, что поэзия – это важное общественное дело, что долг каждого человека быть гражданином своей родины. В сборник входили такие стихотворения поэта как “В дороге”, “Псовая охота”, “Саша”, “Современная ода”, “Родина”, “Огородник”, “Забытая деревня” и другие стихотворения поэта, обличающие ненавистный политический режим, помещиков, крепостное право.

Поэма “Коробейники” была связанна с реальными фактами и реальным лицом Г. Я. Захаровым, которому Некрасов посвятил свое стихотворение. Однажды Гаврила Яковлевич рассказал ему историю об убийстве двух коробейников, которое произошло в лесу. Этот рассказ с незначительными изменениями лег в основу поэмы. Это была первая поэма, написанная не только о народе, но и для народа.

В начале 60-х годов Некрасов работает над поэмой “Мороз, Красный нос”. В ней поэт рассказывает пореформенную жизнь крестьянина, характер его труда, народные обычаи и нравы. В августе 1863 года Николай Алексеевич из Ярославля ездил в Нижний Новгород на ярмарку на пароходе. Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в “Современнике” в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: “Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение…”

В 1865 году Некрасов опубликовал в “Современнике” цикл стихотворений “О погоде”, представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа.

В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, “Дедушка Мазай и зайцы”. “Дедушка Мазай и зайцы” имеет под собой реальную основу.“Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки”.

Но в 1861 году умирает Добролюбов. Через год арестован и сослан в Сибирь Чернышевский. Правительство решает раз и навсегда разделаться с ненавистным журналом. В 1865 году “Современник” был запрещен.

Но долго без журнала Некрасов обходиться не мог. Через два года он основывает журнал “Отечественные записки”, его соавтором становится Салтыков - Щедрин.