В этой восприимчивости уже сказалась высокая поэтическая одарённость мальчика, а его творческая энергия выразилась в том, что, знакомясь в школе, по хрестоматиям, с книжной поэзией, он стремился тотчас же переработать её в своём зарождающемся художественном сознании. В “Детстве” Горький с юмором рассказывает, как мать заставляла учить его стихи по “Родному слову” Ушинского и как мальчик невольно перевирал все заученные стихи, если читал их вслух. Следуя такому высокому наставничеству и сам годами и десятилетиями работая над своими стихами, Горький - поэт достигал ценных, порой - блестящих результатов. Из всего объёма стихотворного наследия Горького нам теперь нелегко выделить лучшее, поэтическую элиту.
Многие стихи хотя и были напечатаны давно, но так и остались неизвестными. Только три исключения - правда, блестящих - надо сделать из этой схемы. Это две песни: о Соколе и о Буревестнике, своевременное появление коих в печати становилось событием дня, и поэма “Девушка и Смерть”, высоко поднятая оценкой И. В. Сталина.
В стихи свои Горький вместил такое богатство и свежесть идей, образов, эмоций, что это придало его поэзии особую красоту - красоту одушевления и особую силу - силу убедительности и заразительности. В печати новый взгляд Горький сформулировал так: “Не следует ли
_____________________________________________________
“4” “Горький и фольклор”, изд. Второе, Л. 1938.
поискать возможности объединения реализма и романтизма в нечто третье, способное более яркими красками, говорить о ней более высоким и достойном её тоном" (“О литературе и о прочем”, 1931 стр.176). Горький, конечно, мыслил возможным сочетанием романтизма и реализма, как в прозаических, так и в поэтических произведениях. Но в его собственном творчестве романтизм всего полнее отобразился в стихах, а реализм - в прозе. И стихи обильнее создавались в молодости, проза возобладала позднее. Горький чётко различал два вида романтизма: пассивный и активный. В статье: “Еще о механических гражданах” Горький писал: “Пассивный романтизм, это - романтизм усталых мещан, он всегда является на сцену жизни после бурных общественных трагедий и на смену активному романтизму, который, обычно, предшествует революциям" (стр.176)А в другой статье (“О том как я учился писать”) он говорит ещё определённее: “В романтизме необходимо различать два резко различных направления: пассивный романтизм, - он пытается или примерит человека с действительностью, прикрашивая её, или же отвлечь от действительности к бесплодному углублению в свой внутренний мир, к мыслям о “роковых загадках жизни”, о любви, о смерти, - к загадкам, которые не разрешимы путём “умозрения”, созерцания, а могут быть разрешены только наукой. Активный романтизм стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж действительности против всякого гнёта её”.
Сам Горький явился в своей поэзии носителем романтизма активного, революционного. Это своё призвание великий писатель осознал давно и глубоко. В 1894 году в рассказе “Об одном поэте” поэт обращается к лирической музе с такими высокими требованиями: “люди забыли своё призвание быть великими: ты напомнишь о нём, ты разбудишь жажду подвига?” “Мечтать - это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд”. Через год сам Горький создал замечательный поэтический документ, всецело ответивший такому требованию: “Песнь о Соколе”. Необходимо обратить особое внимание на последние девять стихов Песни
Пускай ты умер!..
Но в песне смелых
И сильных духом
Всегда ты будешь
Живым примером,
Призывом гордым
К свободе, к свету!..
Безумству храбрых
Поём мы песню!..
Здесь выдвигается тема о поэтах - певцах Сокола, о “песне смелых и сильных духом”. Несомненно, здесь скрыта глубокая дума Горького - поэта о своём собственном назначении как певца революционного подвига. Последние два стиха:
Безумству храбрых
Поём мы песню -
имеют и тот внутренний смысл, что сам автор берёт на себя долг стать таким певцом. Смелый и сильный духом, Горький и “Песнью о Соколе” и всею своею дальнейшей творческой деятельности выполнил тот долг, который определил в энтузиастических стихах Песни.
Глубокое впечатление Песни о Соколе и о Буревестнике и на рабочих - поэтов. Пролетарская поэзия, начиная со второй половины 90-х годов, движется под знаком влияния Горького. Само собой разумеется, что влияет главным образом горьковская проза и горьковская драматургия. Но мощное возбуждение пролетарской поэтической мысли шло и от поэзии Горького.
В Тифлисе, в 1892 году, Горький напечатал своё первое прозаическое произведение “Макар Чудра”, и отсюда начинается его путь как прозаика. Но в Тифлисе же он написал много стихов - может быть, больше, чем в другие периоды.
Вот одно из неизданных стихотворений, сохранившееся в автографе с почерком раннего Горького
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
А грядущему гимны пою.
В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.
Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой,
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой.
Не встречайте же музу мою
Невнимательно и безучастно,
В этой жизни, больной и несчастной
Я грядущему гимны пою.
Начав поэтическое творчество с юных лет и не оставляя его до преклонного возраста, Горький, однако, не остался навсегда поэтом, только поэтом. Поэзия и проза даже не уравновесились в нём как равноправные силы. Сам себя Горький называл “правоверным прозаиком”, и всем очевидно, что основной его подвиг в художественной литературе - его проза.
Та огромная правда жизни, какую Горький жадно собирал и носил в своём сознании, правда бытовая, психологическая, моральная, социальная, всего естественнее воплощалась в широких, ёмких, свободных формах прозаического повествования, в формах реализма, который на вершинах своей зрелости был у Горького реализмом социалистическим.
Славным поэтом-романтиком-революционером стал и навсегда останется в русской литературе М. Горький.
Биография Горького - это не только биография писателя, но и выдающегося советского деятеля,руководителя литературной жизни ныне бывшего СССР, борца за культуру, революционера, стоящего в ряду тех лучших людей мира, которые своим творческим гением служат делу освобождения всего человечества.
В сознании передовой интеллигенции всего света имя Горького спелось с именем французского писателя Ромэна Роллана.
Пути этих двух великих писателей нашего времени к революции были различны, как несхожа была жизненная судьба пролетария и самоучки Горького и профессора по истории музыки Роллана. “Вы родились на ущербе зимы, на рубеже рождающейся весны, в пору приближения равноденствия. Это символизирует Вашу жизнь, которая была связана с гибелью старого мира и с возникновением среди бурь нового. Вы были подобны высокой арке, объденяющей два мира, прошлый и будущий, а так же Россию и Запад. Приветствую арку, она царит над дорогой. И те, которые придут вслед за нами, ещё долго будут её видеть”. “5”
В советские годы Горький писал романы и пьесы, рассказы и статьи, произносил речи, редактировал журналы и книги, беседовал со множеством простых советских людей, хлопотал о научных учреждениях, переписывался с друзьями Советского Союза и на Западе, и смысл этой огромной, неутомимой работы Горького был в конце концов один: создать мир.
Как беспощадный писатель-реалист Горький создал целую энциклопедию русской жизни - художественную энциклопедию - конца XIX - начала XX в. Среди своих героев-искателей Горький неизменно отдавал предпочтение растущему человеку. Однажды он писал об это так: “Моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, Бог - частица его сердца и разума”.
Горький буквально с первых месяцев пролетарской революции поддерживал созидательные начинания молодого государства рабочих и крестьян.
Горький с огромным энтузиазмом, конечно искренне, поддерживает социалистическое строительство на одной шестой земного шара, в стране “Союза Советов”. Дело народа он видит прекрасным и великим, необходимым и историческим. Из статьи в статью, горький писал о наших достижениях, организовав журнал такого названия, принципиально подчёркивая, что прежде всего нужно видеть факты успехов социализма: они имеют огромное социально-педагогическое значение. Современники свидетельствовали о несомненной драме, глубоко переживаемой Горьким.
Первый роман Горького появился на рубеже XIX - XX веков, назывался он “Фома Гордеев”. Горького ругали (за длинноты, приподнятость стиля, а значит неестественность отдельных положений), но и хвалили. Это было новаторское произведение - полное ощущением близких разломов жизни.
----------------------------------------------------------------------------
“5” “Сердце матери и правда революции” Н.Г. Калустова 1985 г. Стр.126.
В это же время Горький выступил и как драматург. Небывалый успех выпал на долю второй его пьесы - “На дне”. Много позднее в статье “О том как я учился писать” Горький назвал это произведение итогом 12-ти летнего глубокого изучения людей, их жизни, нравов. Горький сочувственно изображал жертвы буржуазного порядка в русской и мировой литературе. Писатель-демократ бесстрашен в социальном анализе жизни, её контрастов, непримиримых противоречий, и в тоже время он одушевлён смелыми выводами, революционными предчувствиями. В пьесе с огромной страстью выражено противопоставление гуманистической мечты о свободном и сильном человеке той ужасающей действительности, которая уродует и искажает его природу, обрекая слишком многих на нищенское существование на дне жизни. Произведение вызвало в сердцах людей ненависть к миру насилия и не несправедливости. Пьеса в целом отличается богатым жизненным и философским содержанием. В мыслях её героев о жизни, о том, что есть правда, а что ложь, в чём доброта, зло, справедливость, для чего живут люди, в сложных и трагичных переплетениях судеб ночлежников - они подобны тонущим, готовы принять и соломинку за спасительную опору - раскрывается глубокая философская проблема пьесы, что вызвало с первых постановок её, ожесточённые споры.