Смекни!
smekni.com

Отражение эпохи в произведениях Максима Горького (стр. 1 из 3)

План:

1.Краткое вступление.

2.Биография писателя.

3.Горький - первый официальный советский писатель.

3. Художественный мир М. Горького.

4. Горький - поэт.

5.Анализ произведений:

а) “На дне”

б) “Мать”

в) “Васса Железнова”

г) “Сказки об Италии”

6.Мир горьковского произведения - особый мир.

7.М. Горький - буревестник революции!

М.А. Горький(1886-1936) - фигура в русской литературе яркая и видная.

Судьба многих русских писателей простого звания, писателей-разночинцев, была трагична. Едва достигнув полной зрелости, они умирали в своих трущобных жилищах или на койках больницы для бедняков. Судьба Горького была ещё труднее. Она словно соединяла в себе все испытания, выпадавшие на долю этих писателей. Его истязали, уничтожали публично. Он работал на Волге. Правда впервые в тюрьму он попал, будучи уже взрослым человеком, но ещё, когда ему было 17 лет, Горький превратился в "арестантика" булочника Семёнова, а это было, может быть, похуже тюрьмы. В возрасте четырёх лет, Горький болел холерой, в восемь лет - оспой. Его избивали дома и в людях так, что однажды пришлось везти его в больницу. Работая на барже, он упал в трюм и тяжело разбился.

Смертельные болезни, озверелые люди и несчастные случаи заполнили биографию молодого Горького.

Он рано ощутил всю тяжесть своей жизни и ужас существования тех, кто его окружал. В 1886 году он приезжает в Казань и устраивается на работу в крендельное заведение и булочную А.С. Деренкова, которая именовалась в жандармских донесениях "местом подозрительных сборищ учащейся молодёжи. Казанский период для Горького - время активного самообразования и знакомства с марксистскими идеями. В это время он посещает марксистские кружки, изучает труды Плеханова. В 1888г. он предпринимает первое длительное путешествие по Руси, а в 1891 г. покидает Нижний Новгород.

В 1905 г. Горький познакомился с Лениным. Это знакомство переросло в дружбу, исполненную подчас драматическими конфликтами, особенно обострившимися в 1918-1921 годах, когда Горький, по настоянию Ленина, вынужден был уехать за границу - во вторую свою эмиграцию. Первая же состоялась в 1906г., когда во избежание репрессий за поддержку революции 1905 года писатель эмигрирует сначала в США, а затем на Капри в Италию. В это период Горький сближается с А.А. Богдановым, видным революционером, философом, теоретиком искусства. В 1906 г. они и А.В. Луначарский организуют партийную школу на Капри, где Горький читает лекции по истории русской литературы. Основная задача этой школы состояла в совмещении русского богостроительства с революционными идеями, что отразилось в повести Горького - Исповедь(1908).

Каприйский период очень плодотворен для Горького втворческом плане. В это время он создаёт пьесу "Последние", первую редакцию "Вассы Железновой", повести "Лето", "Городок Окуров", роман "Жизнь Матвея Кожемякина", который он считал национально значимым произведением. В образе главного героя отразились негативные черты национального характера: неспособность человека распорядиться своей жизнью, пассивность в отношении к действительности, которая, которая оборачивается трагедией несостоятельной, бессмысленно прожитой жизни. Эта тема станет ведущей для Горького в 20-30-е годы. В 1913 г. после амнистии писатель возвращается в Петербург, где живёт до своей второй эмиграции.

Революцию 1917 года, Горький принял неоднозначно. Искренне веря в её необходимость, он опасался искажения её идеалов в крестьянской стране, полагая, что крестьянство, неспособная к движению и развитию масса, по сути своей не может быть революционным. Поражённый сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотными и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о разрушении жизни, культуры, государства. В середине 1918 г. "Новая жизнь" была закрыта большевиками и отношения Горького с новой властью обострились ещё более. “1”

И в конце концов, ему пришлось снова эмигрировать в Италию. Но как не парадоксально, ни первая, ни вторая эмиграции не отразились в художественном творчестве писателя. Писал он только о русской дореволюционной действительности, не упоминав ни о зарубежье, ни о жизни после революции в Советской России.

Вернувшись в Россию в 1931 г. он стал первым советским - официальным писателем, у него завязались личные отношения со

___________________________________________________

1 “Революция повергла его в полное моральное смятение, писал в московском дневнике Ромен Роллан. - Первое время он её не воспринимал. Его потрясла его неизбежная жестокость. У тех, кто видел его в те годы, создалось впечатление, что жизнь его разрушена и он агонизирует, рыдая. Ленин, любивший его, сам удалил его с поля битвы и развалин. На это время он бежал В Неаполь, в Италию, такую прекрасную и такую нежную, ставшую для него наркотиком, дурманом” (Московский дневник Ромена Роллена // Вопр. Литературы 1989. № 5. С.181).

Сталиным, который проводил свои знаменитые ночные встречи с писателем. На одной из таких встреч возник и наполнился конкретным социально-политическим содержанием термин "социалистический реализм".

В январе 1930 г. М. Горький так писал Сталину об одном из самых страшных его преступлений - о коллективизации: “Это - переворот почти геологический, существовавший тысячелетия, строй, который создал человека крайне уродливо своеобразного и способного ужаснуть своим живым консерватизмом, своим инстинктом собственника” “2”

В Горьком всегда жили как бы два человека: художник и публицист. И если публицист призыва своих младших братьев по перу писать о сталинских лагерях и о труде зэков на строительстве Беломорканала и канала "Москва - Волга" как о великом достижении новой власти, не замечая трагедийности происходящего, то художник писал о судьбе личности в страшной деятельности XX в., лишающей человека естественных для него степеней личной, социальной, творческой свободы.

Художественный мир писателя

Как я уже замечал, Горький - один из самых противоречивых писателей. Эта противоречивость его человеческой личности проявлялась в его творчестве. То, что было неприемлемо для Горького как для частного человека, находило отражение в творчестве Горького как писателя. Если как человек он мог ошибаться, то как писатель, пожалуй, никогда. Его герои, благодаря реализму его творчества, оказываются как бы наделёнными собственной волей, как будто это были живые герои, они могли вести спор с автором - и побеждать в этом споре.

Яркий пример тому “Песня о Соколе”. С самого начала видно, что Горький выражает симпатии Соколу, жаждущему свободы, света. Уж - воплощение обывательщины, бескрылости, которая была противна романтику. Но ведь именно Уж говорит мудрые слова, недоступные Соколу: “Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут жизни в пустыне знойной. <...> Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею прикрыть безумство

“2” А. М. Горький - И. В. Сталину. 8 января.1930 г. // Известия ЦК КПСС. 1989. № 7. С.215.

своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела жизни?”“3”

В этом стихе авторская позиция определена, а униженный им персонаж способен на такое верное изречение, с которым бесполезно было бы и спорить. В этом то противоречии и заключалось величие творца, громадность художественного дара давала возможность входить в спор со своим создателем, что несомненно возвышало Горького над всеми писателями-творцами.

В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателем как романтик. Это был русский писатель, публицист, общественный деятель. Одна из ключевых фигур литературного рубежа 19-20 столетий (т. н. "серебряного века") и советской литературы. Отец его - Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.

Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, "насытив", по словам самого Горького, "крепкой силой для трудной жизни" ("Детство").

Общественная позиция Горького была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 Николай II распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905 вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В. И. Лениным. Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-07.

Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не "музыку", а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В "Несвоевременных мыслях" (цикл статей в газете "Новая жизнь"; 1917-18; в 1918 вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, "звериным" и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге "О русском крестьянстве" (1922).

Горького мы мыслим как прозаика, и формула “Горький - поэт” многим казалась сомнительной, парадоксальной, неоправдываемой.

Однако её легко оправдать, так как мы теперь располагаем ярким фактами, и тему эту необходимо разработать, так как через то углубляется и наше понимание Горького - прозаика.

В детстве и отрочестве, в скудной культурою среде ремесленного мещанства, трудно было юному Горькому пробиться к чтению книжной поэзии. Но его окружала иная стихия, мощная стихия народной устной поэзии. Проводником этой поэзии явилась для Горького бабушка Акулина Ивановна Каширина, которая увековечила Горьким в его автобиографический повестях и которой русская литература обязана горячей благодарностью. Об этой наставнице в поэзии Горький кратко, но ярко сказал: “В те годы я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется, я и думал в формах её стихов”. “4”