Или:
“…Он любовался красотой
Одежды бранной и простой.
Черкес оружием обвешен;…
…На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, колчан,
И шашка, вечная подруга…” [18]
В эпилоге “Кавказского пленника” Пушкин касается военно-политических вопросов. Нет сомнения, конечно, что поэт-романтик не собирается воспевать завоевательную политику русского правительства. “Пылкий Цицианов”, “бич Кавказа”, Котляревский, Ермолов, от приближения которого “Восток подъемлет вой”, - в них молодой романтик искал живое воплощение того же образа “романтического героя”, который, по его словам, “и ужаса людей и славы был достоин”.
В “Руслане и Людмиле” интересно изображены эпизоды битв, описание поля, покрытого мертвыми костями, богатырской головы.
Ради любви мужчины способны на все, что угодно. Вот и “наш Руслан” - богатырь ездит; ищет свою супругу по свету.
Руслан - типичный богатырь из русских былин. Подвиг Руслана, рассеявшего в один миг полчища осаждающих печенегов, живо напоминает подвиг Ильи Муромца:
“…В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
Живых, раздавленных, безглавых…” [19]
Кроме сказочно-былинного содержания поэмы, новостью был и самый ее язык – свободный, простой, близкий простому народному языку. Такой, например, разговор Руслана с головой:
“…Чего ты хочешь от меня? –
Нахмурясь, голова вскричала, –
Вот гостя мне судьба послала!
Послушай, убирайся прочь!
Я спать хочу, теперь уж ночь,
Прощай! Но витязь знаменитый,
Услыша грубые слова,
Воскликнул с важностью сердитой:
Молчи, пустая голова!
Слыхал я истину бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Я еду, еду, не свищу,
А как наеду, не спущу!…” [20]
Последняя фраза, напоминающая народные присловья, настолько соответствует законам народной речи, что она перешла из поэмы Пушкина в народную поэзию. В народной драме “О храбром воине Анике”, записанной через сорок лет после “Руслана и Людмилы”, Аника говорит своему противнику:
“А я хочу с тобою биться,
На вострой сабле расходиться
И на меч-кладенец и на вострое копье
Ну расходись…Вот я еду, не свищу,
Ну наеду – не спущу…”
Пушкинская поэма изобилует такого рода народными выражениями. Вот, например, как обращается Руслан к Черномору:
“…Лети хоть до ночной звезды,
А быть тебе без бороды!…
Теперь ты наш; ага, дрожишь!
Знай наших…” [21]
В зависимости от обстоятельств иногда и автор сам прибегает к простой речи:
“…Бояре, задремав от меду,
С поклоном убрались домой…” [22]
Или еще:
“…И в снег с размаха рокового
Колдун упал – да там и сел…” [23]
По замыслу поэта “Руслан и Людмила” – героическая поэма, подводящая итоги патриотических настроений 1812 года. В образе Руслана, хотя еще не совсем полно, намечены черты русского народного характера, столь ярко проявившиеся в 1812 году: спокойное мужество, решительность, находчивость и вместе с тем терпение в бедствиях, великодушие к побежденному врагу, доверчивость. Победа Руслана над Черномором изображается как торжество “русской силы”. “Смирись, покорствуй русской силе!”[24] – восклицает Руслан во время боя.
“…Но ты велишь, но ты любила
Рассказы прежние мои,
Преданья славы и любви…” [25]
“Преданья славы и любви” – вот основной предмет поэмы по собственному определению Пушкина. Он имел полное право сказать, что взял свою “сказку”, как он называл “Руслана и Людмилу”, из того сказочного мира, где “русский дух”, где “Русью пахнет”.
“Там русский дух… Там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню; сказку эту
Теперь поведаю я свету…” [26]
Эта “сказка” совершила огромное дело. Она открыла народной поэзии доступ в большую литературу, внесла в нее новую, живую струю и сблизила литературу общественных верхов с языком и чувствами народа.
События и люди петровского времени, многообразная деятельность Петра, особенности его незаурядной и сложной личности – это был предмет постоянных и напряженных размышлений Пушкина, в сущности, не прерывавшихся до конца его дней.
С годами его представление и суждение о Петре усложнялись и уточнялись, но некоторые из них оставались неизменными. В этом царе его всегда привлекало разнообразие дарований, интересов и умений; он всегда был для поэта воплощением неиссякаемой энергии, предприимчивости и трудолюбия, образцом государственного деятеля, твердого и последовательного в достижении поставленных целей:
“…То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечных был работник…” [27]
Именно таким – героем и великим полководцем, неутомимым и решительным в борьбе с врагами представлен Петр и в “Полтаве”. Шведская армия, предводительствуемая дерзким и удачливым королем – воином, угрожала самому существованию России:
“…Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин…” [28]
О военном и историческом значении Полтавской победы Пушкин писал так: “Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствованияПетра Великого”. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые завоевания на севере и доказала государству необходимость и успех преобразований, свершаемых царем. Петр Великий был героем русской литературы – от Феофана Прокопьевича и Ломоносова до Державина и старших современников Пушкина.
Петр мог быть великодушным даже к вчерашним военным противникам:
“…Пирует Петр, и горд, и ясен,
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
При кликах войска своего,
В шатре своем он угощает
Своих вождей, вождей чужих,
И славных пленников ласкает,
И за учителей своих
Заздравный кубок подымает…” [29]
Значение Пушкина огромно не только в истории русской литературы, но и в истории русского просвещения. Он первый приучил публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга. В его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованы, увлечены мощными звуками этой неслыханной ранее поэзии” – так говорил о значении Пушкина в русской литературе Н.А.Добролюбов.
На протяжении всей своей творческой жизни поэт не раз обращал пристальный взгляд на события собственной жизни и окружающего мира. Результатами этих наблюдений явились замечательные педагогические находки и открытия. Пушкин не изобретает ничего нового, а лишь еще и еще раз обращает внимание на те или иные аспекты поведения, поступки; на правах старшего дает полезные и умные советы, отвечает на многие волнующие нас вопросы.
“… за два столетия Пушкин не сделался прошлым, вчерашним поэтом, не превратился в “литературное наследие””[30]по определению Ю.М.Лотмана, Пушкин сохраняет свойства живого собеседника: отвечает на вопросы тех, кто вступает с ним в контакт. По настоящему великие художники, замечает ученый, подобны тени отца Гамлета: они “идут впереди и зовут за собой. Пушкин всегда таков, каким он нужен новому поколению читателей, но не исчерпывается этим, остается чем-то большим, имеющим свои тайны, чем-то загадочным и зовущим”.[31]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. “Учительская газета”
2. Ю.М.Лотман. “Пушкин в 1999. Каким он будет?” Таллинн.1987. №1.
3. В.Г.Белинский. “Сочинение Александра Сергеевича Пушкина”
4. М.Ю.Лотман. Комментарий А.С.Пушкин “Евгений Онегин”
5. А.С.Пушкин. “Избранное”. Профиздат, 1993г.
6. А.С.Пушкин. “Метель”. Москва, издательство “Правда” 1954г.
7. А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Москва, изд.“Детская литература”, 1976г.
8. А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”. Горький, Волго-Вятское издательство, 1980г.
9. А.С.Пушкин. “Дубровский”.Москва, изд.“Детская литература”, 1975г.
10. А.С.Пушкин. “Руслан и Людмила”.Москва, изд.“Детская литература”, 1984г.
11. Грибоедов. “Горе от ума”. Ленинград, изд. “Детская литература”, 1978г.
[1]В.Г.Белинский. Сочинение Александра Сергеевича Пушкина. Стр.451.
[2]Грибоедов. "Горе от ума". Ленинград, "Детская литература" 1978, стр.128
[3] А.С.Пушкин "Евгений Онегин" Профиздат, 1993г. стр.155, 170.
[4] "Метель" Москва издательство "Правда", 1954г. стр.56
[5] В.Г.Белинский "Сочинения А.С.Пушкина", стр.321
[6]Учительская газета
[7]А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Москва, “Детская литература” 1976г. Стр.93.
[8]Грибоедов “Горе от ума”. Ленинград, “Детская литература” 1978г. Стр.43.
[9] А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Москва “Детская литература”. Стр.99
[10] А.С.Пушкин. “Евгений Онегин”. Москва. “Детская литература”. Стр.131