Бал в эпоху Онегина начинался польским (полонезом), который в торжественной функции первого танца сменил менуэт. Менуэт отошел в прошлое вместе с королевской Францией. “Со времени перемен, последовавших у европейцев как в одежде, 'гак и в образе мыслей, явились новости и в танцах; и тогда польской, который имеет более свободы и танцуется неопределенным числом пар, а потому освобождает от излишней и строгой выдержки, свойственной менуэту, занял место первоначального танца”
Показательно, что в ЕО полонез не упоминается ни разу. В Петербурге, поэт вводит нас в бальную залу в момент, когда “толпа мазуркой занята”'' (1. ХХУШ, 7), то есть в самый разгар праздника, чем подчеркивается модное - опоздание Онегина
Второй бальный танец вальс- П назвал “однообразный и безумный”
Мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим “соло” танца.
Котильон — вид кадрили, один из заключающих бал танцев — танцевался на мотив вальса и представлял собой танец-игру, самый непринужденный, разнообразный и шаловливый танец.
Бал был нс единственной возможностью весело и шумно провести ночь. Альтернативой ему были
...игры юношей разгульных,
Грозы дозоров караульных (VI, 621) —
холостые попойки в компании молодых гуляк, офицеров-бретеров, прославленных “шалунов” и пьяниц. .
Поздние попойки, начинаясь в одном из петербургских ресторанов, оканчивались где-нибудь в “Красном кабачке”, стоявшем на седьмой версте по Петергофской дороге и бывшем излюбленным местом офицерского разгула. Жестокая картежная игра и шумные походы по ночным петербургским улицам дополняли картину.
Дуэль.
Дуэль — поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия “честь” в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества.
Дуэль, как институт корпоративной чести встала оппозиция сторон. С одной стороны, правительство относилось к поединкам неизменно отрицательно.
Характерно выссказывание Николая 1 “Я ненавижу дуэли, это варварство ; на мой взгляд в них нет ничего рыцарского.”
С другой стороны дуэль подвергалась критике со стороны мыслящих демократов , видевших в ней проявление сословного предрассудка дворянства и противопоставлявших двор честь человеческой .
Взгляд на дуэль как на средство защиты своего человеческого достоинства ... не был чужд и П, как показывает его биография.
Несмотря на негативную в общем оценку дуэли как “светской вражды”, и проявления “ложного стыда”, изображение ее в романе не сатирическое, а трагическое, что подразумевает и определенную степень соучастия в судьбе ") героев. Для того чтобы понять возможность такого подхода, необходимо прокомментировать некоторые технические стороны поединка тех лет.
Прежде всего следует подчеркнуть, что дуэль подразумевала наличие строгого и тщательно исполняемого ритуала.
Дуэль начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало столкновение, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной „ив качестве таковой требовала удовлетворения (сатисфакции). С этого ^ момента противники уже не должны были вступать ни в какие общения —
это брали на себя их представители — секунданты.
Роль секундантов сводилась к следующему: как посредники между противниками, они прежде всего обязаны были приложить максимальные усилия 'к примирению.
Условия дуэли П и Дантеса были максимально жестокими (дуэль была рассчитана на смертельный исход), но и условия поединка Онегина и Ленского, к нашему удивлению, были также очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды здесь явно не было. Однако не исключено, что Зарецкий определил дистанцию между барьерами менее чем в 10 шагов. Требования, чтобы после первого выстрела
Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными;
Наконец, Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся.
Таким образом, Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как лицо, заинтересованное в максимально скандальном и шумном — что применительно к дуэли означало. кровавом — исходе.
Для читателей, не утратившего еще живой связи с дуэльной традицией и способного понять смысловые оттенки нарисованной П картины, было очевидно, что О “ любил его (Ленского) и, целясь в него не хотел ранить”. Эта способность дуэли, втягивая людей, лишать их их собственной воли и превращать в игрушки и аытоматы очень важна . особенно это важно для понимания образа О. Он способен терять волю, становясь куклой в руках безликого ритуала дуэли.
Средства передвижения. Дорога.
Пережвижения занимают в ЕО очень большое место : действие ром начин в Питере, затем герой едет в губернию, в деревнб дяди.
Карета – основное средство передвижения XVIII-нач XIX –являлась и мерилом социального достатка. Способ передвижения соответствовал социальному положению.
Количество фонарей (один или два) или факелов зависело от важности седока. В 1820-е гг. “двойные фонари” (7,XXXXV, 7) — это признак лишь ^ дорогой, щегольской кареты.
" Летя в пыли на почтовых (1.II. 2), ...Ларина тащилась. /Боясь прогонов дорогих. /Не на почтовых, на своих... (7, XXXXV, 9—11).
Ларины ехали в Москву “на своих” (или “долгих”). В этих случаях лошадей на станциях не меняли, а давали им отдохнуть, ночью тоже, естественно, не двигались с места (ночная езда была обычной при гоньбе перекладных), от чего скорость путешествия резко уменьшалась. Однако одновременно уменьшалась и стоимость.
“Наконец день выезда наступил. Это было после крещенья. На дорогу нажарили телятины, гуся, индейку, утку, испекли пирог с курицею, пирожков с фаршем и вареных лепешек, сдобных калачиков, в которые были запечены яйца цельные совсем с скорлупою. Стоило разломить тесто, вынуть яичко в кушай его с калачиком на здоровье. Особый большой ящик назначался для харчевого запаса. Для чайного и столового приборов был изготовлен погребец. Там было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки и столовые и чайные чашки, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и проч. Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара <...> Для обороны от разбойников, об которых предания были еще свежи, особенно при неизбежном переезде через страшные леса муромские, были взяты с собой два ружья, пара пистолетов,
Представления о размерах “поездки” при езде “на долгих” дает С. Т. Аксаков: “Мы едем-с в трех каретах, в двух колясках и в двадцати повозках; всего двадцать пять экипажеи-с; господ и служителей находятся двадцать две персоны; до сотни берем лошадей” (Аксаков С. Т. Собр. соч. М„ 1955. С. 423). Хозяйственная Ларина путешествовала, видимо, несколько скромнее.
При плохом состоянии дорог поломка экипажей и починка их на скорую руку с помощью “сельских циклопов”, благословлявших “колеи и рвы отеческой земли” (7, XXXIV, 13—14), делалась обычной деталью дорожного быта.
В 1820-е гг. начали входить в употребление также дилижансы — общественные кареты, ходящие по расписанию. Первая компания дилижансов, ходивших между Петербургом и Москвою, была организована в 1820 г. вельможами М. С. Воронцовым и А. С. Меншиковым не только из коммерческих, но также из либерально-цивилизаторских побуждений. Начинание имело успех; Меншиков 27 февраля 1821 г. писал Воронцову: “Наши дилижансы в самом цветущем ходу, охотников много, отправление исправное” (лит. по: Тургенев. С. 444). Дилижансы брали зимой по 4 пассажира, летом — 6 и имели места внутри кареты, которые стоили по 100 руб., и снаружи (60—75 руб.). Путь из Петербурга в Москву они проделывали в 4—4,5 суток.
Однако основным средством передвижения все же оставались карета, бричка, возок, телега; зимой — сани.