Первый герой Толстого, который идет на войну — князь Андрей. Главной целью для него стала месть Анатолю. Он говорит княжне Марье: “Мужчина не должен и не может забывать и прощать.” Князь Андрей готов к борьбе с врагом. Им владеет чувство злобы. Когда он вспоминает о Курагине, “невымещенная злоба” поднимается у него в сердце. Он думал о “злобной минуте, когда он встретит Курагина”. Из души князя Андрея ушла любовь. “Он искал и не находил … прежней нежности к сыну”, он первый раз в жизни поссорился с отцом. Он говорит раздраженным, “желчным и жестким тоном”. Ему кажется, что жизнь для него стала понятной. Когда он смотрел на небо Аустерлица, он думал о величии “чего-то непонятного, но важнейшего”. Теперь “тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде перед ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного”. Ясно было то, что в мире нет любви, а есть ненависть; нет верности, а есть предательство; нет нежности, а есть злоба.
Анатоль был для князя Андрея не только человеком, разбившим его любовь. В нем он видел проявление тех начал, которые были ему ненавистны и в Наполеоне. Анатоль, как и Наполеон, “бывал счастлив от несчастья других”.
Глазами князя Андрея Толстой наблюдает войну. В русской армии князь Андрей нашел полную неразбериху, отсутствие единого руководства. Большинство представителей высшего дворянства, “ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости”. Князь Андрей считает, что не от руководителя зависит исход сражения, а от человека, который в рядах закричит “пропали!”, или закричит “ура!”, и только в этих рядах можно служить с уверенностью, что ты полезен. То есть князь Андрей приходит к выводу о решающей роли солдат и фронтовых офицеров в войне. И он хочет стать полезным, поэтому просит позволения у царя служить в армии. Князь Андрей сознательно исключил себя из мира царя. Этот мир составляют Курагины, Друбецкой, Берг, все “трутневое население” армии. Все они думают о том, чем для них может быть полезна новая обстановка — война. Князь Андрей думает о том, чем он может быть полезен на войне.
А как Николай Ростов понимает теперь смысл войны? Он понял, что война — это не серия героических подвигов, а прежде всего особый быт. И он любил этот быт. На войну Николай Ростов пошел, руководствуясь своими представлениями о чести русского офицера. В бою им руководит инстинкт. Инстинкт этот вернее рассуждений о патриотизме, толкнувших Николая на войну. И этот же инстинкт, внутренне чувство внушает Николаю отвращение к войне. Он видит не врага, а человека. Инстинкт борьбы уступил место инстинкту любви к человеку.
На этом этапе художественной работы Толстой еще не рисует начавшуюся войну как войну особую, справедливую. Наполеон уже подходит к Смоленску, а течение романа еще не вышло из русла проповеди единения всех народов. Война рисуется как всеобщее заблуждение, помрачение умов. Лишь в моменты просветления некоторые наиболее чуткие, сердечные люди, вроде Ростова, задают вопрос: “За что убивать…?” Так и Наташа Ростова не могла молиться о попрании под ноги врагов своих. Молиться надо “всем миром без вражды”, и в этом высшая правда. (“Да здравствует весь мир!”). Только помраченный разум воспринимает вражду, убийство как нечто закономерное. Время и молитвы вылечили Наташу, и не потому что они содержали какие-то важные, понятные ей слова. “Ей еще сладостней было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу”. Бог управляет душой всех людей. Так у Толстого возникает религиозное оправдание идеи единения. Иррациональные силы душевной жизни излечили болезнь Наташи. В душе Пьера установилась гармония, потому что он любил, а любовь, как чувство иррациональное, сильнее всяких рассуждений. Всегда, когда такие герои, как Андрей, Пьер, Николай, утрачивают душевное равновесие, счастье и любовь, переполняющие Наташу, заряжают их, и они, включаясь в ее иррациональный мир, понимают ничтожество мира мысли, в котором они жили. Пьер, Андрей, Николай Ростов, сталкиваясь с определенными общественными отношениями, господствующими в России, пытаясь каждый по своему объяснить эти отношения, чувствуют отвращение к ним и стремятся вырваться из этой “темной” области жизни и приобщиться к “светлой области душевной деятельности”.
Пьер задумал убить Наполеона не из патриотических побуждений. Эта мысль возникла у него в связи с предчувствием каких-то потрясений, которые произойдут в его личной судьбе. [3]Литературовед П.С. Коган замечал, что “история мыслящего представителя великосветского общества служит центральным сюжетом этой эпопеи и, что “бессодержательная жизнь великосветской среды, Наполеон с его наивным самомнением, Кутузов с его умом и верным пониманием действительности, простые люди, Сперанский … все это поучительные эпизоды, уроки жизни для Андрея и Пьера”, и для Толстого. Пьер, Наташа, Андрей, с их мыслями и чувствами — это выражение мыслей и чувств самого Толстого. Иесли князь Андрей и Пьер по разным причинам пока не проявляют патриотизма, но тем не менее включаются в начавшуюся войну, значит с одной стороны Толстой питает неприязнь подчеркнутому выражению патриотизма, а с другой стороны, считает неизбежным включение в “роевую” жизнь людей с подобным складом ума и характера.
Тема патриотизма занимает в романе все больше и больше места и все более сложное чувство вызывает у Толстого. Так, при чтении манифеста-обращения царя к москвичам, у Ростовых, граф, слушая манифест, прослезился и заявил: “Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Наташа, откликаясь на патриотическое заявление отца говорит: “Что за прелесть, этот папа!”. Тонко чувствуя фальшь, она не любит громких слов и показного проявления высоких чувств. Но в словах и чувствах отца она услышала что-то такое, над чем нельзя шутить; искренность его порыва вызывает у нее столь же искренний отклик. Петя Ростов решительно потребовал, чтобы его отпустили на военную службу. Петя — истинный Ростов. Он чувствует фальшь фразы, как бы красива она не была. Но патриотизм мальчика из дворянской семьи не мог быть иным чем верность и любовь к царю и отечеству — чувства из-за которых Николай тоже не кончил учебу в университете и пошел на нее — справедливую войну, потому что царь призвал его. Пьер не выразил равнодушие к дворянскому “патриотизму”, но поддался общему настроению, потому что он вообще легко поддавался чужому настроению, если оно выражалось отчетливо и настойчиво, и отдал в ополчение тысячу человек, взяв на себя и их содержание.
В романе Толстой высказывает свои мысли о причинах победы России в войне 1812 года: “Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе”. Две причины равноправны: ошибка французов и патриотизм русского народа. Проблема воинского преимущества русских не ставится. Толстой считал, что военного искусства нет и не может быть. Толстой утверждает, что никто не предвидел того, что только завлечением в глубь России будет погублена французская армия, наоборот, русские делали все, чтобы остановить французов, а французы стремились в глубь России, т.е. к тому, что их погубило. Действия и тех и других были бессознательны. “Все происходит нечаянно”. Это подтверждает основную философскую мысль романа: “Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей”. Поступок каждого человека случаен, но сумма этих случайностей создает роковую неизбежность, предвидеть которую никто не может, так как невозможно предвидеть все случайности и их влияние на ход истории. Люди, которые пытались понять пути исторического развития и руководить этим развитием, были смешны и своими искусственными поступками, фальшивыми речами в лучшем случае никакой пользы не приносили тому, что должно произойти просто и естественно. Люди безыскусственные не рассуждают о войне и не задумываются о каком-то особенном ее характере, считает Толстой.
Княжна Марья как и Наташа по-женски осуждает войну, не задумываясь о характере этой войны. Толстой вообще всегда говорил о великом значении женщины, несущей людям любовь. Женский взгляд на жизнь Толстой считал более верным, чем мужской, в смысле понимания конечной цели человечества — создания царства всеобщей братской любви. По мере того как французское нашествие продвигалось в глубь России, в народе стихийно возникает патриотизм. На примере жителей Смоленска Толстой показывает, как неохотно и вместе с тем естественно, без рассуждений о патриотизме, люди расстаются с привычными условиями жизни, разрушают эту устоявшуюся жизнь. Так, купец Ферапонтов, когда увидел, что солдаты грабят его дом, хотел сначала остановить их (действует инерция прежней жизни), но потом “схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом — тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу”. Развитие настроения Ферапонтова показано Толстым с удивительным чутьем правды. Превращение собственника, накопителя в патриота происходит органично, в связи с внешними событиями. Сам патриотизм Ферапонтова изображен как стихийное чувство, прорвавшее стену купеческой жадности. Это чувство приобщает грубого мужика-кулака к князю Андрею. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставило его забыть свое горе. Для Ферапонтова пожар Смоленска тоже был эпохой, и чувство озлобления против врага тоже заставило забыть свое горе (разорение). Ферапонтов — лицо “проходное” в романе, но оно должно, по мысли Толстого, показать независимость чувства патриотизма от социальной принадлежности человека, от его культурного и нравственного уровня. Как в муравейнике, несмотря на различие исполняемых функций, все насекомые в одинаковой степени чувствуют свою привязанность к нему, так люди одной национальности, независимо от их роли в обществе, испытывают это роевое чувство.