Смекни!
smekni.com

Постмодернистские тенденции в современной прозе (стр. 15 из 18)

1. Постмодернизм как философская эстетика. Основные черты. Цель занятия: дать понятие постмодернизма как философской эстетики, раскрыть его основные черты и показать их на примере рассказа В.Пелевина “9-ый сон Веры Павловны”. Содержание занятия:

- Рассказать об истоках постмодернизма за рубежом и в нашей стране.

- Познакомить с основными идеологами, фиксировавшими черты постмодернизма.

- Раскрыть основные черты русского и западного постмодернизма.

- Познакомить с основными чертами, доступными для понимания учащихся.

- Закрепление их на примере рассказа “9-ый сон Веры Павловны” Важно усвоение основных принципов и черт постмодернистской эстетики, а также умение видеть их в тексте. На занятии дается основной список литературы.

2. Рассказ “Спи” В.Пелевина. Чтение и анализ рассказа на занятии. Самостоятельный поиск учащимися формальных и содержательных черт постмодернизма. (на примере композиции, идеи, основных содержательных средств). Знакомство с романом А.Битова “Пушкинский дом”. Цель: познакомить учащихся с А.Битовым и его романом.

- Битов как представитель поколения “шестидесятников”, стремящийся к новым веяниям, достижениям в литературе и одновременно остающийся приверженцем классической традиции.

- Роман Битова как начальный этап русского постмодернизма.

3. Композиция романа “Пушкинский дом”. Роль примечаний. Цель: выявить особенности композиции романа и рассмотреть роль к композиции в постмодернистской эстетике. Найти основные части романа (предисловие, “Курсив мой – А.Б”, главы, примечания), попытаться выяснить цель такого деления; Преподаватель раскрывает роль предисловия, примечаний в постмодернистском произведении.

4. Поэтика названий и имен романа как черта постмодернизма. Цель: научиться находить в тексте и определять роль номинаций, цитат, аллюзий, реминисценций.

- Ввести термины “цитата”, “аллюзия”, “реминисценция”.

- Поиск их в тексте, определение происхождения.

- Выяснить их роль в тексте как основной формальной черты постмодернизма.

5. Проблема героя в произведении. Персонажи-функции. Семинар. Цель: определить особенности постмодернистского героя.

- Две версии семьи героя. Цель введения второго варианта.

- Герой Лева Одоевцев, его метаморфозы, отношения с другими героями.

6. Автор – личность и автор – повествователь в романе. Цель: Определить особенности субъекта повествования.

- Ввести понятие “субъект повествования” и его виды.

- Определить разницу Автора-Андрея Битова, автора-повествователя, их соотношение и цель введения разных субъектов повествования в произведение.

7. Роман “Пушкинский дом” как обличение симуляции реальности. Цель: Определить основное идейное наполнение романа.

- Какую идею выражают все основные художественные средства: композиция, система образов, главный герой, номинация глав и частей и т.д.

8. Знакомство с творчеством В.Пелевина и его романом “Омон Ра”. Цель: познакомить учащихся с основными произведениями и принципами творчества В.Пелевина.

- О личности В.Пелевина. Начало творчества. Рассказы. Малая Букеровская премия.

- Романы Пелевина “Чапаев и Пустота”, “Жизнь насекомых”, “Поколение П”. Обзор. Пелевин – представитель поп-арта.

- Роман “Омон Ра”.

9. Композиция романа. Роль второй главы. Цель: выяснить особенности композиции романа. Работа с текстом, анализ. Проследить отражение последующих событий романа во второй главе.

10. Главный герой романа “Омон Ра”. Цель: Выявить особенности героя романа.

- Детство героя, его воспоминания.

- Разбор основных художественных средств изображения внутреннего мира героя.

- Философские проблемы, затронутые автором.

- Соотношение автора и героя повествования.

11. Роль и значение имен и названий в романе. Цель: Поиск и определение роли номинаций в тексте.

- Практическая работа с текстом. Поиск перекличек, аллюзий, ассоциаций.

12. Черты соц-арта в произведении Пелевина. Тема подвига. Цель: познакомиться с одной из ветвей постмодернизма – соц-артом, его основными чертами, происхождением и видеть эти особенности в тексте.

- С помощью преподавателя готовится сообщение учащегося о чертах соц-арта и его происхождении. После – практическая работа с текстом.

13. Роль буддизма в произведении Пелевина. Семинар. Цель: выяснить степень присутствия и роль философии буддизма в романе.

- Буддизм как восточная философия. Доклад.

- Мировоззрение главного героя.

- Роль буддизма в романе.

14. Роман В.Пелевина – многоуровневое произведение. Цель: поиск и обсуждение разных уровней повествования.

- Внешний, фабульный уровень.

- Аллюзийный уровень

- Уровень философских вопросов.

15. Современная поэзия(Д.А.Пригов, Вс.Некрасов, Т.Кибиров). Цель: познакомить с основными направлениями современной поэзии.

- Ввести термин “концептуализм”.

- Познакомить с яркими представителями течений, с их творчеством.

- Разбор текстов, выявление основных художественных приемов творчества.

16. Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве. Цель: подвести итоги всего курса. Рассмотреть место и роль постмодернизма в современном искусстве.

- Подготовить сообщение о представителях постмодернизма в разных видах искусства. Совместное обсуждение и предположения о роли постмодернизма в настоящем и будущем искусства.

17. Заключительная игра “Постмодерн-пикчерз” представляет…” Цель игры: повторить пройденный материал, развить творческие способности учащихся и создать положительный эмоциональный настрой. Важно заранее организовать и настроить команды, продумать задания.

Планы семинарских занятий факультатива.

Проблема героя в произведении. Персонажи-функции.

План:

1. Первый вариант героя и его семьи.

2. Второй вариант героя и цель введения его автором.

3. Лева Одоевцев в системе образов романа. “Середина контраста”.

4. Персонажи-функции как черта постмодернизма.

5. Особенности постмодернистского героя.

Литература:

1) Лавров В. Три романа А.Битова или воспоминания о современнике.//Нева, 1997. -№ 5. - С. 185-196.

2) Липовецкий М.Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом” //НЛО, 1995. – №11. - С. 230-244.

Роль буддизма в произведении В.Пелевина.

План:

1. Буддизм как восточная религия и философия. Основные положения.

2. Мировоззрение главного героя.

3. Роль буддизма в романе Пелевина.

Литература:

1) Курицын В. Группа продленного дня.// В.Пелевин Жизнь насекомых. М.:Вагриус, 1997. – С.7-12

2) Философские словари, справочники, энциклопедии.

Постмодернизм как значительная литературная тенденция в современном искусстве.

План:

1. Основные черты постмодернизма в современной русской литературе.

2. Постмодернизм в других видах искусства. Доклад.

3. Беседа на тему: “Роль постмодернизма в современном искусстве и его перспективы”.

Литература:

1) Кривцун О.А. Эстетика: Учеб. – М.: Аспект – Пресс,1997, - 576с.

2) Культурология. Учеб. пособие для студ-ов вузов. – Р.-на-Д.: Феникс, 1997, - 576с.

3) Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – нач. 90-х гг. ХХв. Учеб. пособие для студентов филфаков вузов. – Минск, 1997. – 231с.

4) Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм. // Знамя, 1998. - №4. – С.209-220.

Произведения, которые необходимо прочитать учащимся по курсу:

1. Битов А. Пушкинский дом. - М.: Известия, 1990. – 399с.

2. Пелевин В. Сочинения: В 2 т. Т.1:Омон Ра: Роман; Бубен нижнего мира: Рассказы, - М.; Терра, 1996. – 368с.

3. Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты. - М., 1998. – 364с.

Критическая литература для подготовки к факультативному курсу:

1. Антонов А. Внуяз.// Грани, 1995. - №177, С.125 – 148.

2. Битов как состояние и достояние. // Книжное обозрение, 1998. - №37. - С.13.

3. Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя, 1995. - №12 С.210 – 214.

4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М.: Аспект – Пресс, 1998. – 430с.

5. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Феникс, 1997. – 576с.

6. Курицын В. Группа продленного дня // Пелевин В. Жизнь насекомых. - М.: Вагриус, 1997. - С.7 – 12.

7. Лавров В. Три романа Андрея Битова, или воспоминания о современнике. // Нева, 1997. - №5. - С.185 – 196.

8. Липовецкий М. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова “Пушкинский дом” //НЛО, 1995. - №11. - С.230 – 244.

9. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1985. – 752с.