Смекни!
smekni.com

Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение

Комедия "Горе от ума" А.С.Грибоедова - реалистическое произведение

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою призванным.

А. С. Пушкин

Создание русской оригинальной комедии было злободневной задачей в на­чале XIX века. Хотя комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была единствен­ной пьесой, выразившей идеи времени, рождалась она не в безвоздушном пространстве в смысле литературной атмосферы, а на волне устремлений луч­ших из поэтов. Попытки ниспровергнуть жанровые условности в драматур­гии были очевидными. Можно вспомнить театр Кюхельбекера, Катенина, но настоящим первооткрывателем стал Грибоедов.

“Горе от ума” явилась комедией исключительной в свете развития рус­ской драмы. Острый сюжет, плавное развитие действия, прекрасная стихо­творная форма, меткое русское слово — все это сделало комедию Грибоедова одним из интереснейших произведений.

Драматический род литературы требует от писателя особого искусства — практически без авторского слова, за исключением кратких ремарок, доби­ваться большой художественной правды. В лирике или эпосе можно пользо­ваться разнообразными средствами для создания художественного образа, включая авторскую характеристику. У писателя-драматурга задача сложнее — образ строится из слов и реплик действующих лиц.

В своей комедии Грибоедов не стремится к классической схеме, хотя и сохраняет кое-что из непременных признаков классицистической драматур­гии: в первую очередь единство места и времени. Но эти единства, равно как и единство действия, не могут втиснуть грибоедовский шедевр в шаблоны классицизма. Эти три единства в пьесе прекрасно уживаются с элементами романтизма и реализмом. Признаки романтической школы подтверждены самим Грибоедовым, когда он соотносит “Горе от ума” с жанром, характер­ным для романтизма, называя свое произведение “сценической комедией”.

Чацкий — герой романтического плана. Он не понят обществом, входит с ним в противоречие, много путешествует. Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личнос­тью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее лучше, честнее, справедли­вее.

Главный закон, который был признан Грибоедовым, — это закон правдо­подобия, реального, закон живой действительности. Он мастерски соединил в своей комедии классицизм с романтизмом, но... создал подлинно реалисти­ческое произведение.

Персонажи “Горе от ума” созданы глубоким наблюдением над человечес­кими чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт дела­ет характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.

Противоречивость характеров и есть тот безусловный эталон реализма, который отличает Чацкого от “добродетельных резонеров дидактической ко­медии”. Но в его уста Грибоедов вложил свои мысли, идеи, поэтому Чацкий и резонер, и герой пьесы. Роль Лизы напоминает служанку из комедии “Женитьба Фигаро” Бомар­ше, которая устраивает хозяйке ее любовные дела, а в финале пьесы получает за это вознаграждение. Но в “Горе от ума” все не так. Лиза исполняет пору­чения своей барышни, но ничуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается вразумить Софию (“в любви не будет в этой прока”). Финал коме­дии очень реалистичен для крепостнической России — Лиза оказывается под угрозой ссылки в деревню.

В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешается. Но ав­тор нарушает эту логику. Он предоставляет зрителю и читателю самому заду­маться о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии “Горе от ума” трагичен, тем са­мым Грибоедов “как бы снимает с себя маску драматурга-классика”.

Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является спо­соб построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объем­ным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.

Действующие лица в “Горе от ума” кажутся живыми людьми прежде все­го потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшествен­ников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы оли­цетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.

Как известно, реализм “предполагает помимо правдивости деталей прав­дивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Подобного рода требование и выполняется в полной мере в грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, про­тивные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои — живые люди.

Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художе­ственным законам, которые вырабатывал он сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована кар­тина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.

Грибоедов - реалист вывел на сцену целую толпу обывателей дворянской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции — Чадский) — тот, кто в чаду; Молчалин — бессловесный; Фамусов — всем знакомый; Репетилов — повторяющий чужие слова; Тугоуховский — тугой на ухо; Хлестова — хле­щущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту. Графиня Хрюмина “за­мечательна” глухотой, а княгиня Тугоуховская — неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожест­во. Но эта толпа ничтожеств не сливается в одну серую массу.

В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего проявилось своеобразие сатиры Гри­боедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок,

благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказывать, но иногда пытается убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, а для большинства власть имущих, начиная от саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По всей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.

Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов — типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе: “У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для писателя есть знакомый не знакомец”. Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в качестве “ведущей силы” враждебного Чацкому ла­геря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более “простые” по своей психо­логической и социальной сущности персонажи, как бы “входят” в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разо­браться в центральном образе. Этот прием, судя по всему, особо эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жизнен­ные типичные ситуации, но под пером драматурга они превращались в широ­кие обобщения.

К реалистическим признакам комедии относится также построение пьесы на основе двух сюжетных линий. Причем обе составляющие — любовная и общественно-политическая — проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что, будучи романти­ческим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.

Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии ос­новного конфликта эпохи — столкновения “века нынешнего” и “века минув­шего”.