А.И. Герцен в статье “Русский заговор 1825 года”, приводя пересказ заключительных строк “Исповеди Наливайки” и выделяя в них тему “великого самопожертвования”, пишет: “В этом весь Рылеев”.
Пафосом гражданственности проникнут и цикл исторических “Дум”, написанных в духе гражданско-героического романтизма в 1821 - 1823 годах. В печатном предисловии поэт разъяснил их цель словами польского писателя Ю.У. Немцевича: “напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти”.
Исторический диапазон дум очень широк - от X до начала XIX века, от подвигов Олега Вещего до смерти Державина. Так была создана своеобразная русская история в стихах - ряд картин, восстанавливающих героические дела минувших веков. Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества. В его думах воссоздаются образы Вадима (“Вадим”), Ольги (“Ольга при могиле Игоря”), Дмитрия Донского (“Дмитрий Донской”), Ермака (“Ермак”), Сусанина (“Иван Сусанин”), Богдана Хмельницкого (“Богдан Хмельницкий”), борцов против внутренних тиранов, попирающих права и свободы личности ( образы А. Курбского иА. Волынского ), патриотов, ознаменовавших себя военными подвигами ради величия своего отечества (образы Святослава и Олега ).
Обращаясь к прошлому, поэт хотел показать, что идеалы наиболее прогрессивных людей его времени опираются на лучшие традиции народа в его битвах за национальную независимость и свободу. Ради этой цели он сознательно пренебрегал исторической достоверностью и сознательно преображал своих героев, наделяя их чертами своего времени. Воскресить историю, для того чтобы возбудить доблесть современников славными делами предков - таково основное намерение Рылеева.
В гражданско-патриотическом плане в думах истолкован Рылеевым поэт Державин: он выступает как гражданин, защитник “народных благ, везде гонимых оборона”. Чрезвычайно удачно вводя в свое произведение цитаты из Державина, Рылеев делает поэта героем-гражданином. Державину “неведом низкий страх”,“он на смерть с презрением взирает”, и творческая задача его - зажигать “доблесть в молодых сердцах стихом праведным”.
Наиболее знаменитые среди дум Рылеева - “Смерть Ермака” и “Иван Сусанин”. Дума “Смерть Ермака” превратилась в народную песню. Она захватывает целостностью могучего образа богатыря Ермака, грозно бушующей природы, трагическим сюжетом и динамикой его композиции. Эпитеты в этой думе подчеркнуто эмоциональны и гиперболичны: “громозвучная слава”, “ревущая буря”, “буйная жизнь”, “грозная дружина”, “мощная рука”, “кипящий Иртыш”.
Легендарный Иван Сусанин приобрел у Рылеева историческую конкретность как собирательный образ крестьянства, трудового народа, объятого любовью к отечеству. Сусанин гибнет не как верноподданный монарха, а как верный сын своего отечества. В жертвенном подвиге ради сохранения царя он мыслит спасение родины, ее спокойствие, конец междоусобицы и интервенции. Его молитва за царя - молитва гражданина, а не раба. Проникновенно-торжествеенно он произносит: “Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли!”.
Высшее достижение политической эволюции Рылеева - это поэма “Войнаровский”. Это произведение, воскресившее эпизоды изменнической политики Мазепы, было подготовлено всей литературной практикой Рылеева, а его сюжет намечен в думах “Волынский”, “Наталья Долгорукова”, “Меньшиков в Березове”, в особенности в трагедии “Мазепа”, замыслы которой поэт набрасывал в 1822 году. Основная тема поэмы - борьба за национальную независимость Украины. Поэт рисует своего героя Войнаровского отважным тираноненавистником, привыкшим с детства “чтить Брута”, душою “истинно свободного” и благородного “защитника Рима”. Это пламенный патриот, готовый ради родины на любые жертвы. На прямой вопрос Мазепы о его готовности при случае не пожалеть себя за Украину он без раздумья восклицает:
... стране родимой
Отдам детей с женой любимой;
Себе одну оставлю честь.
Для современников Рылеева эти слова звучали как клятва на верность родине и как призыв к гражданской жертвенности.
В рылеевском творческом наследии есть небольшая группа произведений, занимающих особое место. Это - агитационные по содержанию, народные по складу песни, написанные Рылеевым вместе с его другом, декабристом А. Бестужевым. Они сложены на популярные в те годы мотивы песен, что должно было обеспечить им широкое распространение. Из этих песен особенно интересна одна, являющаяся переработкой романса конца XVIII - начала XIX века. Это романс о любовнике, тоскующем на чужой стороне по своей милой (“Ах! скучно мне на чужой стороне”). Авторы переделки переосмыслили эти слова, и чем популярнее был романс, тем острее воспринималось его изменение: скучно не только на чужой, но и на родной стороне (“Ах тошно мне...”). Популярная невинная песенка любовного характера наполнялась совершенно новым содержанием. В ней отчетливо слышится стихийное возмущение закабаленного крестьянства, его ненависть к поработителям-барам и царю.
Рылеев звал себя не поэтом, а гражданином, но был истинным поэтом гражданского мужества и героизма. Он создал стиль мятежно-ораторской патетики, трибунно-героической проповеди и революционного призыва. Пушкин, признавая огромные возможности Рылеева, в марте 1825 года писал А. А. Бестужеву: “Он в душе поэт” - и требовал, чтобы создатель “Войнаровского” писал - “да более, более!” (13, с. 70).
Пушкин формально не состоял членом декабристского общества, но он стал одним из первых и наиболее ярких пропагандистов идей декабризма. Смелый певец вольной мысли, он осознавал себя поэтом-гражданином, выразителем общенациональных чаяний и с полным правом писал:
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
( “К Н.Я. Плюсковой”)
Вольнолюбивыми идеями проникнуты уже ранние произведения поэта, созданные в петербургский период: “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”. Ода “Вольность”, написанная в декабре 1817 года, обозначила собой важный этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению. Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н.И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы организационно подготовляемого тогда “Союза благоденствия”. В ее начальной строфе поэт отрекается от элегической (“изнеженной”) лиры и провозглашает свое желание служить гражданской поэзии:
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру...
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
По смыслу и форме ода “Вольность” - первое последовательное декабристское произведение, художественная декларация и прокламация. Следуя во многом за Радищевым, Пушкин направил ее против венценосных деспотов. Но если Радищев в своей оде “Вольность” руководствовался идеей народного суверенитета, святости народной власти, определяющей истинные законы, то Пушкин исходил из абстрактной законности, стоящей выше царей и народа. Сокрушительной силой обличения самодержавной деспотии, властвовавшей в России, ода вошла в круг самых замечательных произведений революционной подпольной литературы. Расходившаяся в огромном количестве списков, она мобилизовала лучшую часть молодежи на вступление в тайные декабристские союзы и общества на борьбу против царского режима. Впервые это стихотворение было опубликовано Герценом в “Полярной звезде” за 1856 год (Лондон), а в России полностью лишь в 1906 году.
К 1818 году относится стихотворение “К Чаадаеву”, в котором идея свободы сливается с идеей патриотизма, любви к родине. Пушкин выражает разочарование в надеждах на “тихую славу”, то есть на мирное достижение свободы, и в стихотворении звучат революционные мотивы. “Пушкин не знал конфликта между личным чувством и общественным долгом..., для него не было выбора между личным и общественным, революционным. Об этом ясно говорит то смелое сравнение, которым он выразил силу и непосредственность своей мечты о свободе отчизны” (9, с. 20):
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Поэт выражает твердую уверенность в падении самовластья, в том, что “Россия вспрянет ото сна”, что они сами с Чаадаевым прославят себя как участники борьбы за свободу. Глубоко лирическое, интимное сливается в стихотворении с возвышенно-патриотическим.
Летом 1819 года в селе Михайловском Пушкин пишет стихотворение “Деревня”. В “Деревне” отразились антикрепостнические настроения передовой молодежи и шире - настроения всего русского народа. В декабристской среде составлялось немало записок царю относительно вреда рабства в России, вроде записки Н.И. Тургенева “Нечто о крепостном состоянии в России”. Своего рода поэтической запиской о крепостном праве является и стихотворение Пушкина “Деревня”.
Оно начинается идиллическим изображением деревенской природы в духе сентиментальной литературы. Поэт мечтает на лоне природы погрузиться в изучение трудов великих мыслителей, но дух его не может быть спокоен при виде страданий человека. Друг человечества, преданный закону (здесь “Деревня” перекликается с одой “Вольность”), поэт возмущен тем, что на лоне прекрасной природы свирепствует “барство дикое”, присваивая “и труд, и собственность, и время земледельца”. “Деревня” как бы отвергает идеал сентименталистов - сельскую идиллию. Начавшись созерцательно-элегическим размышлением, постепенно приобретая негодующие интонации, стихотворение заканчивается как гражданско-патетическая речь общественного трибуна - “друга человечества”: