Смекни!
smekni.com

Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого (стр. 11 из 19)

Начиная с первых веков распространения христианской веры целомудрие признавалось общехристианской добродетелью. "Девство и брак не для всех, а целомудрие для всех" [Высказывание митр. Филарета (Дроздова). Цветник духовный. - Ч.2. - С.30]. Целомудрие это черта как брака, так и девства.

Довольно подробно вопрос, касающийся целомудрия: его определение, значение, специфика проявления, степени, воспитание в нем ребенка освещен в трудах Иоанна Златоустого. Собственно, именно его творения, его мысли по этому поводу представляют наш непосредственный интерес и определяют тему дипломной работы.

Творения святителя, на наш взгляд, являются вершиной святоотеческой педагогики по вопросу целомудрия. Оценка целомудрия, его места в жизни православного человека были даны Иоанном Златоустым в ряде его творений: "Пять слов об Анне"; "К верующему отцу"; "Целуйте Прискиллу и Акиллу"; "Беседах на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова", "Беседах на послание к Титу", Тимофею, Коринфянам, к Фессалоникийцам"; в его учении о браке и т.д. С чем же было связано обращение Иоанна Златоустого к теме целомудрия.

В IV-V веках, когда жил Иоанн Златоуст, нравственное состояние общества находилось примерно в таком же виде, как и сейчас, в наше время, тогда чувствовалось сильное влияние язычества, где разврат считался только удовлетворением законов человеческой природы, наблюдалось всеобщее увлечение театром, модой. Целомудрие было явлением непонятным и ненужным. Понятия красоты, морали сместились совсем не в лучшую сторону. Чтобы оградить христианство от пагубного влияния языческих пороков, Иоанн Златоуст в своих беседах, посланиях, сочинениях выступает с проповедью целомудрия.

Термин целомудрия употребляется им как в широком, так и в узком смысле. Употребляя его в широком значении, он пишет: "Целомудрие состоит не только в том, чтобы воздерживаться от прелюбодеяния, но и в том, чтобы быть свободным от прочих страстей.

Следовательно, и любостяжательный - не целомудрен; как тот (прелюбодей) пристрастен к телесному наслаждению, так этот (любостяжательный) - к богатству; даже последний невоздержание первого" [свт. Иоанн Златоуст. Беседа 5-я на послание к Титу. Творения. - Т.11. - С.869]. "Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях". В этом значении целомудрие есть "здравие ума и души" (из Беседы 4-й на послание к Титу), свобода от греха, будь то грех в области полового чувства или грех корыстолюбия, или гордость, или тщеславия. То есть все, что нарушает связь с Богом - есть потеря целомудрия. Не случайно Иоанн Златоуст приравнивает целомудрие к святости в творении ["Пять слов об Анне". свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. - С.783].

Здесь же показан и пример целомудрия как совершенства, святости. Это пример - целомудрие Анны, женщины, которая гармонично сочетала в себе все нравственные черты, которая обрела полную мудрость, поднялась на недоступную многим ступень нравственной чистоты. Анна была иудеянкой и долго страдала неплодием, в то время как соперница ее имела детей. Святитель возвращает нас к событиям древности, тогда нередким, или даже обычным явлением было многоженство, только позднее, с пришествием Иисуса Христа был установлен моногомный брак. Возвращаясь к событиям тех далеких времен, он знакомит нас с обычаями, укладом еврейской семьи. Воспитание было великим делом и, следовательно, рождение детей почиталось за великую радость и заслуживало уважения среди людей. Бесплодие же "по природе и само по себе было невыносимо для женщин". Анна оказывается в таком незавидном, положении когда переносятся незаслуженные мучения, скорбь, обиды, оскорбления. Что делает человек в подобной ситуации? Как поступает женщина, даже независимо от того, когда, в какое время она живет? Дети - бесценный дар, то к чему стремится каждая семья, это цель и смысл жизни. Но когда их нет, совершенно естественно, что человек впадает в отчаяние и сомнение, чувствуя свою отверженность и несовершенство.

Однако, Анна - совсем иной пример. "Она великодушно переносит несчастье", показывая тем самым образец "высокого благоразумия". Отметим, что целомудрие и благоразумие имеют в греческом одно и то же значение - здравомыслие, премудрость в жизни и слове. Иными словами, Анна - пример высокого целомудрия. Подвергнувшись испытанию, она не жалуется, не скорбит выше меры, не считает бедствие невыносимым, не падает духом, но терпеливо ждет. В этом "перед нами открывается премудрость этой жены", богатство ее веры, величие духа. Терпение, кротость, вера, любомудрие, любовь к Богу, благогвение, красота души и сердца - вот те великие добродетели, которые как лепестки сложились в бутон ее цельной личности. Что позволяет говорить о целомудрии Анны, то, что "...пришедши к Богу с этими дарами (молитвой и верой) она (Анна) сделала все, чего хотела, и испорченную природу исправила, восстановила целостность. А это и есть истинное целомудрие, когда духовность становится выше чувственности, взращивается "луг добродетелей" [С.825,826].

Трактовка целомудрия в его широком смысле встречается и в ряде других творений, но большее внимание Иоанн Златоуст акцентирует на целомудрии как чистоте, характеризуя его как "чистое и нерастленное тело", и советует воспитывать в нем детей. "О целомудрии их мы особенно должны заботится, к этому мы особенно должны быть внимательны". "Сие стяжание, - пишет он, - ценней всех прочих и ради его приходят остальные блага".

Не случайно и Анна, мать пророка Самуила, начинает воспитание сына с самого главного, берется за суть, за зернышко, за основу - за целомудрие, "Ей подражайте, жены, ей будем подражать мужья и такое же будем иметь попечение о детях, будем так же воспитывать их, как во всем прочем, так и в отношении целомудрия [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. - С.783]. Здесь святитель дает понятие о целомудрии в его узком смысле. Он обращается к психологическим особенностям юношеского возраста, которому свойственны стремительность, неуравновешенность в делах и поступках, причем как в добрых, так и в злых. "Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, то самое есть и юность" [Иоанн Златоуст. О воспитании. /Под ред. Воронежской епархии. - С.22-23].

Поступки молодежи зачастую непредсказуемы, отсутствуют твердые и крепкие нравственные устои, сильная воля, способная согласовать свои действия с требованиями долга, морали. Целомудрие представлено святителем как одна из важных, серьезных и высоких целей. "Ничто у юношей не требует такого старания и забот, как целомудрие и чистота, потому что именно эта страсть обуревает этот возраст" [свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне. Беседы на Книгу Бытия //Творения. - Т.2. - С.788]. "Ни о чем не нужно столько пещись и заботиться юношам, как о целомудрии и чистоте..."

Воспитание детей в целомудрии, внушение им четких понятий о нравственности и безнравственности, ясных и несомненных убеждений о необходимости сохранения внутренней и внешней чистоты - главный долг родителей-христиан, "...будем удерживать порывы наших детей и то страхом, то убеждениями, будем обуздывать юность. Будем заботиться о целомудрии их; все будем делать и устроять так, чтобы юношеский возраст мог избегнуть неуместных пожеланий. Не будем оставлять юношей без попечения; но зная горящий в них огонь, позаботимся сочетать их браком по закону Божию, прежде, чем они предадутся невоздержанию; пусть и чувства целомудрия у них сохраняются и не потерпят они вреда от необузданности, имея достаточное утешение и будучи в состоянии обуздывать плотские похоти... [Азбука православного воспитания: сборник по творениям святителей. - М., 1997. - С.94].

Но брак - не единственное основание целомудрия. Иоанн Златоуст предлагает и другие пути решения проблемы. "Оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами." Он советует ограждать детей от неприличного общества, разговоров зрелищ. "...Не станем допускать обращать их взоры туда, где нескромные служанки, невоздержанные девицы. Будем удалять их (детей) не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их. Не будем водить их в театры, на пиры и попойки. Ничто не украшает юного возраста, как венец целомудрия" [свт. Иоанн Златоуст. Свт. Беседы на книгу Бытия. Пять слов об Анне. - Т.2. - С.788-789].

Особое место в творениях Иоанна Златоустого отводится вопросу целомудрия в браке. Целомудрие является необходимым нравственно-психологическим условием для прочного и счастливого брака.

"Человек порочный и распутный, - говорит святой Златоуст, - не может (чисто) любить свою жену" [свт.Иоанн Златоуст, Творения. Т.3. - С.211]. "...И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растленна, когда юноша будет знать одну женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее. И дружба надежнее (и жена милее), когда юноши вступают в брак с соблюдением этого (правила). Если же юноша и прежде брака растлился, то и после брака опять будет смотреть на чужих жен и бегать к любовницам"[Иоанн Златоуст. Творения. - Т.4. - С.789]. "Кто был целомудренным до брака, то тем более остался таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое" [Иоанн Златоуст. Св. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею //Творения. - Т.11. - С.681].

Церковь, в том числе и в лице Иоанна Златоуста, в качестве важного требования выдвигала добрачную чистоту и целомудрие брачующихся. В древней Церкви существовал следующий обычай, неделю после венчания новообрачные носили церковные венцы и жили как брат и сестра. Это делало их брак целомудренным, в основу его закладывалось духовное, молитвенное начало. На восьмой день венцы снимались. Такой подход, безусловно, помогал глубокому осмыслению брачной жизни и любви. Брак - это не только телесное соответствие, но и полная духовная и душевная близость. Не случайно христианский брак сравнивается с отношениями Христа и Церкви.