Смекни!
smekni.com

Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого (стр. 13 из 19)

Таким образом, Бог является первым и главным учителем. Пытаясь дать определение качествам Бога, богословы, Отцы Церкви, христианские писатели останавливаются на одном ведущем: Бог есть любовь. Следовательно и православного педагога должны характеризовать любовь, самопожертвование, самоотречение ради своей профессии и детей, которых он обучает.

Главный принцип, на котором строится педагогическая деятельность православного учителя, заключается в искусстве сперва спуститься до понимания воспитываемого, а потом уже возвышать его, cчитает Иоанн Златоустый. К этому способу прибегал и сам Учитель­- Иисус Христос, который снизошел до человечества, чтобы возвести его до Божества. Он снисходил и до своих учеников-апостолов, вплоть до омовения ног. Даже свое Божество Иисус Христос раскрыл не сразу, но был сначала признан только пророком или святым человеком, а потом словом и делом явил то, чем Он был. "Смотри, - пишет святитель, - как Христос всегда раскрывал не все вдруг, но сначала ставил своего слушателя в затруднение, чтобы он сам доискивался смысла сказанного и затем, не умея помочь себе, тщетно напрягая свой разум, он с гораздо большим рвением принимал искомое, когда оно раскрывалось ему, и тем более возбуждался к внимательному слушанию" [Творения св. Иоанна Златоустого. - Т.4.С.2]. Аналогичным образом поступали и апостолы, когда после появления Христа постепенно подходили к проповеди о самых высоких предметах.

Учитель как бы живет в ученике, старается прочувствовать его душу, подвести его к знанию, осторожно, ненавязчиво раскрыть его творческий потенциал. Педагог спускается до уровня питомцев, чтобы поднять их до своего уровня. Понимая мир ребенка, он помогает ребенку подойти к истине, к догадке, к открытию. "Наставники не все говорят так, как хотели бы сами, но как требует состояние немощных" [Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова М, Из-во Моск. Патриархата, 1993. - С.194]. В этом направлении немаловажную роль играет умение учителя вести сократическую беседу. Учитель заставляет учеников "рождать собственную мысль". Сам Иоанн Златоуст, как отмечает один из современных педагогов, владел в совершенстве сократической беседой Л.В. Сурова пишет: "Все его толкования на Евангелие - это живые сократические уроки. Он сам себе задает вопросы, но эти вопросы как бы "сняты с языка" слушателей, подслушаны у них. Он их просто опережает. Он сам - первый спрашивающий, за ним в действие втягиваются все присутствующие" [Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. - М.1996. - С.43]. Суть эвристического метода как нельзя лучше отражается в словах священника Александра Ельчанинова: "В эвристическом методе Сократа поразительны смирение и кротость. Вместо того, чтобы сразить собеседника-оппонента одним резким ударом - терпение матери, ведущей ребенка, подымающей его много раз и опять направляющей... Сократ по душевному своему складу православен; одна из существенных черт православия - "озаренные благодатью сердца в глиняных сосудах" [2 Кор.4,7]. То же пленяет и у Сократа" [Свящ. Александр Ельчанинов. Записи. М.,1992.- с.101].

В непосредственной связи с основополагающим принципом "сперва снисходить, а потом возвышать" находится цепочка следующих принципов: любви- умения видеть в каждом ребенке образ и подобие Бога, ненасилия - стремление не навредить детской душе, своевременности, суть которого - cообщать знание тогда, когда ребенок готов его воспринять, ответственности, смирения, меры. Последние три принципа святитель Иоанн описывает в слове третьем "К верующему отцу", характеризуя деятельность христианского педагога. Принцип ответственности заключается в "заботе не о маловажном", в беспокойстве за бессмертную душу ребенка. Принцип смирения. Смирение - одна из главных христианских добродетелей: смирение педагога - это осознание себя как проводника воли Божией. Учитель - соработник Бога, "призывающий Бога в посредники" между собой и учеником. И, наконец, принцип меры. Учитель не сразу сообщает совершенное знание, но предлагает "заниматься науками, приносить пользу сверстникам. Педагог старается не "потрясти ростки любомудрия, еще нежные, только насаженные, но ожидает, пока они укоренятся" [Свт. Иоанн, Т.1 кн.1 К верующему отцу, сл.3, 1898.- С.105].

В ведении учителя находится обучение и воспитание детей. Обучение занимает важную роль в их воспитании. Апостол Павел в послании к Титу [Гл.2 11-12] пишет такие знаменательные слова: "Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая". Подчеркнем это слово "научающая", означающее, что вера должна сопровождаться объяснениями и учением. Дети должны знать о Боге, о великом даре спасения. Поэтому высвечивается следующая функция православного педагога- подготовка ребенка к жизни вечной и весь смысл педагогической деятельности видится в том, чтобы указывать путь ученику, вести его ко Христу- единственному и любящему Учителю. Это и есть для православия истинная педагогика детоводительство, общий путь учителя и ученика. "Достоинство учителя, - говорит святитель Иоанн, - не в том, чтобы приобрести честь и славу от учеников, но вести их ко спасению" [Свт. Иоанн Златоуст, Т. 11. - C. 64].

Учитель передает ученику сумму знаний. Знание бывает двух типов, которые мы рассмотрели в предыдущих параграфах. Святые Отцы выделяют: знание обычное - внешнее, мирское, раскрывающее суть земных явлений предметов, связи между ними, закономерности развития и знание духовное-внутреннее, которое Василий Великий назвал "нашей ученостью". Есть учителя, которые передают какое-то одно из этих знаний; есть и те, которые способны охватить и то, и другое. Но как отмечает Иоанн Златоустый, "Христос хвалит того учителя, который преподает совершенное учение и делами, и словами" [Свт. Иоанн Златоуст, Творения, Т.5. - с.264].

Примем во внимание признание православной педагогикой единства обучения и воспитания. В соответствии с данным принципом учитель, обучая, одновременно несет воспитательную функцию. В его обязанности входит следить за условиями жизни и развития личности ребенка. Анализ творений Иоанна Златоустого ставит перед очевидностью факта синонимичности понятий "учитель", "наставник", "воспитатель". Отметим также, что передовые мыслители всех времен не противопоставляли обучающую и воспитывающую функции. Более того, учителя рассматривались как воспитатели. Подобного мнения придерживается и современная педагогика: нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, нельзя решать воспитательные задачи без вооружения детей системой знаний, умений, навыков. [Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, С.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. - с.11].

Таким образом, подготовка ребенка к жизни вечной подразумевает заботу о духовно-нравственном росте его личности, привитие нравственных качеств: доброты, скромности, честности, послушания, целомудрия, смирения, кротости, ответственности. Одновременно с воспитанием личности ребенка реализуется адаптивная функция учителя - приспособление детей к социально-культурной среде, нуждам и запросам общества. Одно из главных умений, которые передает ученику учитель- это умение служить другим людям, трудиться, добросовестно выполнять обязанности по отношению к семье, гражданской должности. "Усовершенствовавшись (через обучение) сын будет для всех приобретением, и для отца и матери, и для дома и города, и для общества". Они (дети) сделаются крепкими и способными приносить пользу другим ..., станут врачевать людей, страждущих неизлечимыми болезнями..., будут прославляться как общие благодетели, покровители и спасители... будут жить на земле как ангелы, и обращать на себя взоры всех." Здесь, считает святитель Иоанн, особенно важна роль учителя, приводя в пример апостола Павла, который "приставлял к детям учителей добродетели сначала и с малого их возраста, преграждая порокам доступ к ним" [Свт.Иоанн. Творения, Т.1,гл.1 сл.3 К верующему отцу с.118-119].

Адаптивная функция всецело связана с подготовкой к вечной жизни: гражданские добродетели, порядочность по отношению к семье, к другим людям и в целом к государству, которые советует воспитывать у подрастающего поколения Иоанн Златоустый, являются лучшей школой для духовного совершенствования заповеданноко Иисусом Христом. "Подлинно - говорит святитель, - если бы все усвоили себе такой образ мыслей и прежде всего вели детей к добродетели, считая это главным делом, а все прочее придаточным, то отовсюду произошло бесчисленное количество "благ", ...если бы детей наставляли быть друзьями Божиими и учили прежде всех прочих наук духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь избавилась бы от бесчисленных зол и то, что говорится о будущей жизни, все мы имели бы здесь" [Т.1. - Кн.1. - Сл.3. - С.118].