Целесообразно будет остановиться на естественном Богопознании. Естественное Богопознание можно определить как стремление к присвоению знаний о Боге. Этот тип познания опирается на естественные потребности человеческой души. Термин "естественный" взят из Священного Писания, где говорится: "Языцы не имущие закона, естеством законное творят", (Бог) сотворил весь род человеческий, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя он и не далеко от каждого из нас, ибо мы им живем и движемся и существуем [Деян 17,26-27] отсюда следует, что в каждом человеке заложен Закон Божий, способность ощущать Бога и жаждать Его [Пс 41,3] знание того, что Бог существует всеяно в нас естественным образом- говорит Иоанн Дамаскин [Точное изложение православной веры.- СПб.,1894. - Кн 1. - Гл.13. - С.24)]. Закон Божий проявляется в каждом человеке, но в разной степени. Даже люди неверующие, "языцы" (язычники), как обозначают их строки Священного писания, имеют естественную потребность совершать добро, жить по законам совести, соблюдать заповеди, не будучи осведомленными в вопросах христианской веры.
Одним из компонентов естественного Богопознания является познание объективного материального мира. Этот аспект познания подробно рассматривается светителем Иоанном Златоустым. Под чувственным миром подразумевается окружающий человека мир живой и неживой природы. Объекты неживой природы - небо, звезды, небесные светила, земля, вода, живая природа - растения и животные.Объекты природы существуют не разрозненно, они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой, динамичны: изменчивы, переходят из одного состояния в другое. Материальный мир развивается согласно определенным закономерностям, которые доступны человеческому познанию. С одной стороны, это познание необходимо для реализации потребностей практической жизни. И это понятно, потому что человек живет на земле и совершенно естественно, что для него нужным является знание для жизни или практическое знание. Однако христианство,признавая практическое знание как одну из первых форм человеческого знания, не считает его единственным. Высшей формой познания является Богопознание, как мы уже отмечали ранее. Оно возможно, по мнению светителя Иоанна через познание, идущее изначально от единичных творений, например, человек познает Творца, получая представление о солнце, "великом светиле. "...Оно создано для управления днем. Оно делает день яснейшим, бросая лучи свои, как какие-либо молнии, ежедневно показывая во всем блеске свою красоту,появляясь вместе с утром и пробуждая всех людей к исполнению своих дел...Оно не только греет, но и сушит; и не только сушит, но жжет, доставля нам многую и разнообразную пользу. Говорю так и превозношу эту стихию не для того, чтобы ты, возлюбленный останавливался на ней, но чтобы от нея восходил выше, и перенес свое удивление на Творца этой стихии. Чем большею представляется стихия, тем более дивным является Создатель [свт.Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. - VI. - С.45].
"В самом образе творения открывается божественная природа... Смотря на сотворимое будем удивляться Художнику. Невидимая бо Его, говорит Писание, от создания мира творении помышляема видима суть [Римл 1.10] - пишет святитель Иоанн. В природе нет ничего бесполезного: животные: млекопитающие, пернатые, пресмыкающиеся, растения: плодоносные и бесплодные - создания Творца, существуют в природе для конкретной цели, занимают свое место в живом мире, жизнь одного творения неразрывно с жизнью другого и никогда не нарушает гармонии его существования. Это одна сторона, или точнее дополнение к первой - приспособленность сотворимого к потребностям человека. В этой связи можно отметить эстетическое удовлетворение от восприятия красоты природы и "удивительную пользу..., потому что из них мы приготовляем дома и многие другие удобства, способствующие нашему покою, да и вообще нет ничего, что бы создано было без цели, хотя человеческая природа и не в состоянии узнать цели всякой вещи, - и так как между деревами, так и между животными, одни годны нам в пищу, а другие для работы. Да и звери и гады доставляют нам не малую услугу, и если кто захочет рассмотреть дело добросовестно, найдет, что и теперь, когда мы за преслушание первого человека, лишились власти над ними, много бывает нам от них пользы. Врачи, например, из них берут много такого. из чего составляют лекарства, полезные для здоровья нашего тела" [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. С.55]. От пользы и "от величества бо красоты созданий сравнительно радоделатель их познавается [Прем. XIII,5]. От единичных творений человек переходит к познанию связей между творениями, от части к познанию целого: от семени к цветку, от одного создания ко всему сотворенному. О Боге уже говорит всем и каждому весь видимый мир, начиная с последней былинки и ничтожного цветка [Мф 6,28,30] до звездных миров. Итак, "один способ богосознания (достигается) через рассматривание всего творения", - утверждает святитель Иоанн. Обозначим, что все созданное иначе можно назвать совокупностью всего сотворенного, вселенной.
Другой способ благопознания - самосознание. Суть его состоит в следующем: человек внешнего чувственного мира обращается к собственной душе и телу.Если взгляд на красоту неба возбуждает благомыслящего созерцателя к славословию Творца, то тем более разумное это животное, человек, размышляя о своем устройстве, о высокой чести, данной ему, о великих дарах и несказанных благодеяниях, может постоянно восхвалять Виновника возносить посильное славословие Господу - пишет Иоанн Златоустый, дополняя пророка Давида: Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Самопознание в христианском понимании связано с осознанием своего греховного состояния и с одновременным стремлением к восстановлению целостной природы, обретению - образа и подобия Божия, познание первообраза
Один из путей самопознания - совесть. Совесть - это голос Божий в человеке, внутренний закон, благодаря которому "возникает у нас познание доброго и недоброго. Совесть - совершенно нематериальное чувство, "нелицеприятный судья", неумолкаемый обличитель, восстающий, взывающий, упрекающий, показывающий тяжесть преступления. "Хотя бы учинивший грех и совершивший беззаконное дело успел укрыться от всех людей, - от этого судии он скрыться не может, напротив, всегда носит внутри себя этого обличителя, который беспокоит его, мучает, карает, никогда не утихает, но нападает на него и дома, и на площади, и в собраниях, и за столом, и во время сна, и при пробуждении, требует отчета в поступках. Вряд ли можно дать емкое пределение понятия - совесть. Совесть это не только антиматериальное, но и душевное, а скорее духовное качество человека. Это тот мостик, который связывает человека с Богом.
При прочтении трудов святителя Иоана и ряда других отцов Церкви мы встречаемся еще с одним понятием - "сердце." Совесть терзает сердце" - пишет Иоан Златоуст. Так мы подошли к следующему пути самопознания, который можно обозначить как очищение сердца. Слово "сердце" уже с древнейших времен у греческих, римских еврейских и других народов означало не только физиологический орган, но и душу, настроение, взгляд, мысль, ум, убеждение. Священное Писание также представление о сердце как о центре телесной и душевной жизни. Сердце способно скорбить, веселиться, негодовать, быть гневным, завистливым, гордым, надменным, вмещать чувства любви, упования на Бога, сокрушения, кротости и смирения. Сердцем человек отзывается на впечатления из внешнего мира и на свои переживания. Кроме этого Священное Писание утверждает сердце как высший и совершенный орган богопознания, познания и восприятия духовного мира. В сердце находятся все познавательные силы души. Сердце обеспечивает связь со всем существующим. Естественно, что общение с Богом совершается именно в сердце [Мф. 5,8].
Сердце является органом проявления человеческого духа, служит основой богоподобной жизни и веры в Бога Но здесь важным является условие соблюдения чистоты сердца, так "блаженни чистии сердцем яко тии Бога узрят". Святитель Иоанн, объясняя эту (шестую) заповедь блаженств, говорит, что "чистым сердцем Иисус Христос называет тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства, или тех, которые проводят жизнь в целомудрии. Ибо для того, чтобы видеть Бога, мы ни в чем столько не имеем нужды, как в этой добродетели" [свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 15 // Творения.- Т.7. - С.154]. Только чистому возможно познать Чистого, то есть Бога. Под очищением сердца понимается - искоренение зла, познание себя, своих грехов, памятование смерти, истинное смирение и сокрушение, любовь к Богу и людям. По словам Иоанна Златоуста, "распахивая свое сердце, вы открываете врата Божии". Чистым сердце делают не одна, не две, не десять добродетелей; а все вместе, слившись, так сказать, в едину добродетель", - говорит Симеон Новый Богослов [Симеон Новый Богослов, прп. Деятельные и богословские главы, 82 // Слова. Вып;2. - С.532]. Таким образом, путь очищения сердца определяет способность человека к богопознанию.
Следует различать чистоту сердца и чистоту ума. Ум позволяет человеку познавать окружающий мир с его жизнью, и одновременно с этим познавать переживания собственной души. Ум развивается прежде всего через изучение наук, получение образования. Христианство не считает и никогда не считало ненужными "светские науки" и образование. Если говорить о святителе Иоанне Златоустом, то он был образованнейшим человеком своего времени. В науке, даже языческой, он сумел усвоить нужное и полезное и отбросить остальное. Очищение ума признается также одним из путей самопознания, условием для способности созерцания и видения Бога, происходит в результате освобождения от нечистых помыслов и молитвы.