Помимо двух вышеперечисленных сторон человеческой души сердца им ума - выделяют еще и волю. Воля - сила человеческой души, через которую человек осуществляет свои действия в мире, нравственные или безнравственные. Воля - это свободный выбор каждого человека. "Нередко и злой человек, если захочет, может перемениться и сделаться добрым, и добрый, если не будет бдителен, может развратиться", - говорит Иоанн Златоуст [свт.Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия XIX. - С.168].
Развитие всех упомянутых нами свойств человеческой души сердца, ума, воли - это и есть самопознание, работе над собой, над созданием в себе духовной личности. "Итак, - пишет святитель Иоанн, - будем исследовать силу ея (души), и не перестанем испытывать самих себя; будем требовать у себя отчета в том, что в нас входит, и в том, что выходит, - что мы сказали полезного и какое слово праздное, а также, что полезного ввели в душу через слух, и что внесли в нее могущее повредить ей. Языку назначили некоторые правила и пределы, так чтобы наперед взвешивать выражения и потом произносить слова, а мысль приучили не вымышлять ничего вредного, а если что-нибудь подобное привзойдет извне, отвергать это, как излишнее и могущее повредить. Если это будете делать, то будете подобны Отцу вашему, иже есть на небесах (Матф. V, 45) [свт. Иоанн Златоуст, Беседы на Книгу Бытия IV].
Еще один способ богопознания совершается через других людей- родителей, наставников. Мы нашли уместным выделить его отдельно от других способов познания. Человек - не просто творение Бога, но венец творения, образ и подобие Творца. "Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные... образ он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека, властителем всего существующего на земле", - говорит святитель, утверждая, что слово образ относится не к внешнему виду, а к господству. Подобие обозначает сходство с Богом в кротости, смирении и вообще добродетели". Следовательно, познание другого человека, его душевной и духовной сторон приводит к познанию Бога.
Основной способ богопознания - это изучение Священного Писания и Священного Предания. Этот способ универсален и по значимости превосходит три предыдущих. Писание в какой-то степени раскрывает и является источником познания природы, человека и самопознания. Священное Писание является не просто изложением исторических событий Ветхого и Нового Завета, повествованием жизни людей. "И одного даже слога нельзя найти (в нем) без значения", пишет святитель Иоанн. Священное Писание относится не к творениям человеческой мысли, а к творениям Бога. Богодухновенность Писания делает его преимущественным и более совершенным источником познания Бога, чем ранее рассмотренные. По сравнению с познанием чувственного мира живой и неживой природы, человека только Писание и предание претендуют на точность, чистоту, неповрежденность, глубину учения, совершенство образцов высоты нравственного поведения Грехопадение по христианскому учению стало причиной разрушения гармонии в природе, духовной целостности в человеке, в результате чего последние перестали быть достоверными источниками богопознания и сохранили свое значение как источники познания Бога частично.
Таким образом, Священное Писание и Священное предание занимают ведущее место среди способов богопознания. Чтение божественного Писания подробно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую часть приобретает себе великое богатство, так и в божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченнное богатство мыслей. И не только сокровищу подобно слово Божие, И не только сокровищу подобно слово Божие, но и источнику, источающему обильные потоки и имеющему много воды. Велико богатство этого сокровища и обильны потоки этого духовного источника ... и наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое. Христос сказал: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруей в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы [Иоанн VII, 37, 38] - утверждает святитель Иоанн [свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия III. - С.15].
Коротко остановимся на средствах познания Бога. Один из основных инструментов познания в христианском понимании - любовь. Любовь признается не просто эмоционально-нравственным качеством, но и орудием познания творений и Творца. Другое средство - это наука. Но не просто наука материалистическая в привычном для нас понимании, но наука как система (совокупность) религиозных и научных знаний о мире и человеке, указывающая на смысл и цель человеческого существования. И третье средство - строгие законы духовной жизни: пост, молитва, участие в таинствах Церкви, праведная жизнь. "Истина - познается по силе жития", - говорил один из Отцов Церкви, то есть процесс познания в христианской философии трактуется как процесс богоуподобления. Основополагающий в христианской философии и соответственно педагогике является то, что познание происходит не только посредством деятельности рассудка, но осуществляется при участии всей природы человека.
Опираясь на изложенную теорию познания и на христианское понимание процесса познания, раскроем сущность процесса обучения. Процесс познания, являясь основой для обучения, имеет целью приобретение истинного знания, суть которого святитель Иоанн выражает следующими словами: "Великое благо в том, чтобы знать, что такое Тварь и кто Творец, что такое создание и кто Создатель" [свт. Иоанн Златоустый. Восемь слов на книгу Бытия. - С.727]. В этом плане содержание процесса обучения сходно с содержанием процесса познания. Последний является как бы точкой опоры, от которой отталкивается первый. Из этого следует, что начальная ступень обучения включает раскрытие и усвоение знаний о чувственном, видимом мире природы. Такой путь обучения Иоанн Златоуст считает более удобным для человека. Это положение имеет четкое обоснование. Способ обучения зависит от уровня ученика, поэтому нужно первоначально сообщать только то знание, которое подопечный способен воспринять, "снисходить" до ученика, чтобы потом возвысить.
Эффективность процесса обучения зависит от соблюдения мудрого закона дидактики - принципа доступности. В изложении материала нужно идти от простого к сложному, от части к целому. Познавательная деятельности в христианской педагогике организуется таким образом, чтобы "от предметов чувственных" возвести ум к Создателю вселенной, дабы познав Художника из дел воздать поклонение Творцу и не остановится на тварях" [свт. Иоанн. Беседы на Книгу Бытия II. - С.10].
"Не благоразумно, - пишет святитель Иоанн, - давать твердую пищу тем, которых нужно еще питать молоком. Когда первые начатки знания прочно усвоены передается "совершеннейшее учение", к чувственному прилагается духовное.
Процесс усвоения знания организуется так, что учение предлагается "не все вдруг и за один раз, а по частям: от рассмотрения одного творения к другому. Причем творение рассматривается не обособленно, а во взаимосвязи с другими. Христианская педагогика признает ключевым приобретение знаний о мире, как о живом целостном творении Бога, а не как о сумме отдельны разрозненных знаний о природе и обществе. В организации процесса обучения соблюдается систематичность и целенаправленность: "учение закрепляется в душе непрестанным повторением", любое явление, предмет рассматриваются как отражение божественного промысла, как элемент целого или "системы с множеством зримых и незримых связей".
"Творение, - пишет святитель, - поражая зрителя видом (своим) возбуждает в созерцателе вселенной удивление к ея Создателю" [свт. Иоанн Златоустый. Творения. - Т.2. - Пять слов об Анне. С.78]. В толковании на Книгу Бытия Иоанн Златоуст использует термин "домостроительство". Поэтому лучший способ познания Бога и следовательно процесса обучения в рамках которого это познание осуществляется, человек находит "не в созерцании мира и человека в отдельности, а в созерцании всего домостроительство Божьего, всех тварей, как видимых, так и невидимых, как одушевленных, так и неодушевленных; когда он представляет всю вселенную в совокупности, со всеми ее законами, со всеми делами последних на земле, от конца до начала мироздания"[Св. Василий Великий. Творения. Ч.2. - Толкование на прор.Исаию 5,12. - М., 1891. - С.175.
Взято из Основы искусства святости еп. Варнава Беляев, 1995. Т.1. - С.51].
"От начала были два учителя - творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно" - говорит святитель Иоанн. Совесть, как мы уже излагали ранее, участвуя в процессе познания, является основой общечеловеческой нравственности. Человеческая душа имеет перед собой определенные нравственные требования, которые определяют поведение личности. Совесть учит делать нравственный выбор: как должно и как не должно поступать. "Совесть путем внутреннего внушения научает всему, что должно делать, силу ея и решение суда (ея) мы узнаем по состоянию лица. Когда внутренне обличает она в грехе, то покрывает внешний вид смущением и большим унынием. Она делает нас бледными и робкими, когда уличаемся в чем-либо постыдном, и хотя голоса (совести мы не слышим), однако по внешнему виду замечаем внутреннее негодование (ея)" [свт. Иоанн Златоуст. Творения. - Т.2. - Пять слов об Анне. - С.781].
Святитель выделил отдельно эти два способа обучения. С них, по мнению Иоанна Златоустого начинается процесс обучения. Взаимодействуя с творением и совестью, человек приобретает знание, необходимое ему для достижения цели, которую православная педагогика обозначает как спасение души.
Полученное "теоретическое" знание не остается "мертвой буквой", а переходит в жизненную практику. Человек не стоит на одном месте, он стремится к завершению, развивается, духовно возрастает, созидает себя для Царства Божия. "С истинными догматами соедините великое попечение о жизни", - говорит Иоанн Златоуст. Познавая, человек поучается, а поучаясь делает, так как "вера без дела мертва есть" [Иак, II, 26]. С практической точки зрения это делание заключается в исполнении обязанностей перед Богом, людьми и в отношении самого себя. Эти обязанности являются соблюдением данных Богом законов христианской нравственности.