Сыновьи чувства Николая Аполлоновича тоже оставляют желать лучшего, он именно “чувством беден”. Он ненавидит отца, ненавидит в основном потому, чти видит в себе его образ и подобие. Он хорошо знает своего отца, но не знает “где кончается он и где в нем начинается этот сенатор, носитель искристых знаков на золотом расшитой груди; он не то что представил, скорей пережил себя — в пышном мундире; и что-то заставило его привскочить перед бело-золотым старичком”[45]. Это чувство нельзя назвать любовью, но оно является доминирующим в этом обществе. В нем есть еще что-то из гоголевского “Носа”. Николай Аполлонович “привскочил” не при появлении отца, а при появлении сенатора. Это вряд ли можно назвать чувствами между отцом и сыном, это — “позорнейший физиологический акт”, как называет это Аблеухов-младший. И это приветствие не является выражением чувств, это правило, оба знают, что так надо. Возможно, именно это же правило заставляет Николай Аполлоновича расплакаться в объятиях матери, а позже, посчитав это неприличным, холодно встать и уйти к себе, где думать он будет вовсе не о матери, а о тикающей сардиннице.
Важна в романе тема бога. Но если у Достоевского бог появляется как идея, спасает Сонечку и Раскольникова, то мир Белова настолько уже погряз в грехах, чти Христос сам пришел в него со смиренной фразой “Вы вот все отрекаетесь: я за вами хожу...”[46]: “кто-то печальный и длинный, кого будто видела многое множество раз, весь обвернутый в белый атлас, ей навстречу пошел по путеющим залам; из-под прорезей маски смотрел свет его глаз, заструился с чела, от его костенеющих пальцев”[47]. Он помогает Лихутиной забыть о ссоре с мужем и вообще о всем неприятном, что было в ее жизни.
Дудкин читает Григория Нисского, а в бессонные ночи встает у стены в позу распятого Христа. Вообще, крест у Белого, как и Достоевского, очень важен. Даже Липпанченко Дудкин убивает ножницами, а не ножом (если их полностью раскрыть, получится подобие креста).
В принципе, как видно из этой работы, виденеие Петрбурга у Белого и Достоевского во многом пересекается, что, в принципе, понятно. Во-первых, эти произведения писались с прмежутком 40-50 лет, что не так много, а, во-вторых, я писала о явном интересе Белого к произведения Достоевского.
Но Белый не был последним, кто включил Петербург в свои произведения. Этот город до сих пор является не то чтобы ключевой, но достаточно важной темой в русской литературе.
Список использованной в работе литературы:
1. Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., “Художественна литература”, 1990, т.2
2. Достоевский Ф.М. “Идиот”. М., “Художественная литература”
3. Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”. М., 1969
[1] Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”. М., 1969, с.201
[2] Там же, с.147
[3] Там же, с.65
[4] Там же, с.89
[5] Там же, с.49
[6] Там же, с.112
[7] Там же, с.115
[8] Там же, с.129
[9] Там же, с.185
[10] Там же, с.204
[11] Там же, с.453
[12] Там же, с.473
[13] Там же, с.50
[14] Там же, с. 54
[15] Там же, с.51
[16] Там же, с.107
[17] Там же, с.435
[18] Там же, с.395
[19] Там же, с.208
[20] Там же, с.395
[21] Там же, с.408
[22] Там же, с.450
[23] Там же, с.212
[24] Достоевский Ф.М. “Идиот”. М., с. 25
[25] Там же, с.13
[26] Там же, с.77
[27] Достоевский Ф.М. “Преступление и наказание”. М., 1969, с.303
[28] Там же, с.98
[29] Там же, с.107
[30] Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990, т.2, с.16
[31] Там же, с.47
[32] Там же, с.47
[33] Там же, с.12
[34] Там же, с.13
[35] Достоевский Ф.М. “Идиот”. М., с. 193
[36] Там же, с.195
[37] Андрей Белый. Сочинения в двух томах. М., 1990, т.2, с. 29
[38] Там же, с.18
[39] Там же, с.28
[40] Там же, с. 52
[41] Там же, с.108
[42] Там же, с.237 (цитата изменена)
[43] Там же, с.82
[44] Там же, с.63
[45] Там же, с.76
[46] Там же, с.122
[47] Там же, с.122