Смекни!
smekni.com

Тема деревни в русской прозе 90-х годов (стр. 4 из 8)

“…Внизу осенние воды реки, шершавые от тугого ветра и слепящие глаза солнечной чешуёй. А там, за Доном, ещё зелёное займище с жёлтой осенней проседью, поляны, белый песчаный берег, а позади и вокруг- вдаль и вдаль уходящая холмлённая земля и небо. Немереная даль, пронзить которую не в силах глаз человеческий, но лишь душе…”, а людей раз-два и обчёлся- и выходит, что решить кто прав- тот кто уезжает, или тот, кто остаётся на этой земле- занятие почти праздное. Несогласие между героями не более чем столкновение характеров, взглядов и потребностей во имя элементарных жизненных удобств. Истинный, не глубинный конфликт рассказа заключён в другом- в наличии ничем не оправданного разрыва между общей нашей жизнью, в целом благополучной (лишь бы не было войны!), и жизнью запущенного, покинутого екимовского хутора, в котором нет никаких условия для нормальной жизни.

Мотив этот ошеломляюще пронзителен в другом рассказе “Солонич”. Неистовый труженик и хозяин поставлен перед неразрешимым обстоятельством дочь его, школьница, хочет учиться дальше, у неё намерения серьёзные: “педагогический институт или педучилище, на худой конец. Однако, учителя математики, считай, весь год не было. Вот и поставили в дневниках вместо отметок лишь чёрточки. Одна учительница уехала, а другая вовсе убежала. Вот им и не вывели…” А дочь мучается, ревёт, она не виновата, что учителя убегают из хутора. Что делать- Солонич не ведает. А правда в том, что учителя хутору не нужны, а нужны доярки. Вот она горькая правда хуторского уклада жизни. Писателем в данном рассказе затронута проблема первостепенной важности, и думаю, что какой-либо комментарий здесь излишен. И Солоныч решает бросить хутор и уехать в район. Зашедшему управляющему Чепурину кажется, что случилось что-то странное, необычное. “Ведь только оно могло Солонича, самого Солонича, не кого-нибудь, а Солонича с хутора поднять”. Хочется воскликнуть: куда уж ещё необычнее, страшнее! Самые надёжные, самые крепкие, самые лучшие люди не по своей воле покидают всё нажитое, обжитое, привычное, покидают родную, отцовскую, дедовскую землю- и уходят в неизвестность. Ими управляет не выгода или нужда, не забота у куске хлеба. Герои Екимова, о которых здесь идёт речь обеспечены хорошо, если не сказать, что очень хорошо. И не от трудностей бегут эти люди, напротив, ни кто из них не желает расставаться с родными местами. Их забота всецело о завтрашнем дне своих детей. Стало быть, неустроенность жизни заставляет людей делать выбор помимо своей воли.

“Солонич”- жёстко, беспощадно написанный рассказ, вселяющий в душу смятения и тревогу за будущее, перерастает в рассказе 1996 года “Фетисыч”. Фетисыч- это прозвище девятилетнего мальчика., но как он рассудителен. “Фетисычем его звали за стариковскую разговорчивость, за рассудительность, которая приходилась то кстати, а то и совсем наоборот”. Это маленький мужчина, это маленький Солонич. У Фетисыча тоже проблема, как и у дочери Солонича- ему негде учиться. Вернеее, школа-то есть, но умирает учительница. И что же делает Фетисыч? Этот мальчик, этот “мужчина с ноготок” сам остаётся за учителя, отвергнув предложение переехать в районную школу и там учиться. Получается, что Фетисыч более сознателен, чем предавший хутор Солонич. Но некоторые исследователи отмечают, что Фетисыч- совсем не реален, это как бы мысль не самого Екимова, сливается с горькой правдой- недостатком школ и учителей на хуторе. Фетисыч- это утопия, но это и чудо. “Снег среди грёз, как прощение”. Если Солонич вызывает у учителя горькие чувства, то отраден в этом смысле рассказ “Озеро Дербень”. Он вызывает светлые оптимистические чувства. Герой его Алексей двадцатилетний кандидат наук с блестящим будущем, перед самым отъездом на стажировку за границу неожиданно отказывается и от поездки и от всей прошлой жизни и начинает работать в хуторской школе учителем. Поступок, прямо скажем, не обычный, если не сказать, из ряда вон выходящий. В данном случае ситуация обратная: новое поколение стремится к земле, а старое пытается его оторвать (родители Алексея). Алексей с детства впитал в себя все радости вольной деревенской жизни и душой сросся со всем несметным богатством щедрой родины. Дед Тимофей за 80 лет вплоть до смерти, проработавший в школе учителем открыл глаза Алексею на истинные и мнимые ценности. Дед Тимофей показан писателем непринуждённо, свободно. В нём нет старческого маразма и брюзжания, стремления поучать, наставлять, не вызывать воспоминания о жизни. Он невольно открывает внуку подлинную красоту жизни- в чём собственно и смысл её.

Образом Алексея Екимов как бы восстанавливает разорванную цепь преемственности поколений и тем отраднее это сознавать, что в рассказе нет ни одной фальшивой нотки, ни один из персонажей не кажется им выдуманным. Все они живыми, полнокровными, взяты из жизни чуткой рукой художника, а сколько сокрытой, душевной, нравственной чистоты открывает писатель каждом из них, какой лад и первородный порядок обнаруживает во всём кладе их жизни. Рассказ “Озеро Дербень” весь принизанный лёгким, нежным, добрым светом, по своей жизнеутверждающей силе является заметным достижением в творческом наследии Бориса Екимова.

Среди человеческих качеств Екимов особо выделяет совесть. Всё его товрчество ни что иное, как сегодняшний день, оцениваемый первозданным мерилом- совестью. Екимов здесь конкретен и категоричен: есть совесть или нет её- вот основа его этики, по которой человечностью человеке проверяется его отношением привычным, самым необходимым в повседневности ценностям. Сюжетная канва рассказа “Тарасов” проста. Тракторист Тарасов сдал в колхоз двух откормленных тёлочек, а спустя некоторое время обнаружил их не межколхозной ферме крайне заморенными от бескормицы, и стал тайком, по ночам, возить голодной скотине колхозную солому. Его поймали за этим занятием и готовы наказать, а что же двигало Тарасовым как не совесть.

Вообще, совестливым людям в екимовском хуторе не легко. Трудно было Холюше, Николаю Скуридину, который всю сознательную жизнь работает, содержит большую и паразитическую неустроенную семью, но ни как не дождётся ни уважения, ни понимания.

Мы стали жить лучше, и должны бы были подумать о душе. Однако, этого не случилось. Взять хотя бы те же песни, их в рассказах Екимова услышишь крайне редко. А это один из первых признаков обнищания души. Отдельно хочется рассмотреть повесть Екимова, которую он написал в переломный период своей жизни- повесть была написана в конце 1980 года и выражает собой стык десятилетий- это повесть “Пастушья звезда”. Всё переплелось в этом произведении- новое время и старое мировоззрение, новые нравы, привычки и старое понимание земли, жизни.

Главный герой повести Тимофей уже давно живёт в городе и вроде юы должен набраться новых привычек, стать городским жителем, но что то не ладится в душе Тимофея. А дело всё в том, что обладает Тимофей врожденной склонность к труду на родной земле (прообраз Холюши). Экспозицией повести служит встреча Тимофея с родным хутором, землёй. Каждую весну возвращается герой на родину. Завязка намечается во время встречи Тимофея и его будущего хозяина – чечена. Уже здесь намечается конфликт старого и нового времени (чечены главные хозяева донского хутора, у них огромные дворы, хозяйства, а колхозный сорвет у них в полном подчинении). Он боятся даже “маленького хозяина”, подростка лет пятнадцати. Столкновение “старого”- Тимофея и “нового”- Алика не проходит бесследно для последнего. Екимов всячески пытается сгладить ситуацию и показывает нам, что Алик так попадает под влияние Тимофея именно с ним рыбалит, разговаривает, доверяет мысли и тайны. Тимофей же и тянется и боится этого молодого хозяина с одной стороны Тимофей шокирован, что этот подросток в свои годы не знает детства, не учится и очень хорошо доказывает правильность своего выбора: “Э-э, - махнул рукой Алик,-поставят отметки, некогда учиться. Хозяйство. Кто будет отцу помогать?” Или фраза, которую сказал Алик в ответ Тимофею на то, что тот заметил, что его сыновья учёные. “Выучились, а ты у нас несёшь! Почему так?!” На этот вопрос не может ответить даже сам писатель. Его хутор перешёл в руки иноверцев и с этим он ничего не может поделать.

Ещё один сюжетный план в повести занимает бомж Чифир. Когда-то у него было другое имя, но он его забыл. Когда-то у него была семья- жена, дочери, но он их тоже пытается забыть. Что же нам напоминает этот образ? Это Холюша наоборот- выродившийся, запившийся. Он олицетворяет смерть всего самого лучшего в хуторе. Кульминацией повести является и гибель Чифира в огне, а вместе с ним гибнет последний лучик надежды в сердце Тимофея. Он уходит, бросает всё, он не может видеть дальнейшее угасание нравов, того, что всегда так дорого ему. Можно выделить еще одну героиню повести- это сама Пастушья Звезда. Всю жизнь самое ценное было для Тимофея- это земля родного хутора под ногами и Пастушья Звезда в небе. Эти символ всего самого лучшего, светлого, радостного в жизни Тимофея. Пока горит Пастушья Звезда, можно жить. Композиция повести постоянно образует как бы круги замыкаясь на этом символе, как на том, за что ещё можно держаться, ради чего ещё нужно жить. Конец повести Екимов на мой взгляд идеализирует, Тимофей уходит, но его догоняет Алик и просит, чтобы он продолжал с ним встречаться, несмотря ни на что. Екимов пробует показать, что этот мосточек между старым и новым не распался, что хутор будут жить. Такая концовка, с моей точки зрения, немного “притянута за уши”. Но это-то и характеризует творчество Екимова в целом- он не может оставить своего читателя в разочаровании, он обязательно найдёт хоть горстку добра и вынесет её в конце своих произведений.