Смекни!
smekni.com

"Пожар" Валентина Распутина (стр. 3 из 3)

Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, - она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей.

Образ Алёны – один из второстепенных образов “Пожара”, и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины – главные героини (Анна в “Прощании с Матёрой”, Настёна в “Живи и помни”). Но и в “Пожаре” героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования.

6. Художественные особенности произведения

В “Пожаре” ландшафт не играет столь же значительной роли, как в предыдущих повестях Распутина, хотя и здесь чувствуется стремление писателя ввести его в мир героев, а героев показать через природу. Но в том-то и дело, что природа на глазах исчезает: леса вырубаются под корень, - и в душах героев происходит такое же опустошение.

Эта повесть, как никакая другая у Распутина, публицистична, и это объяснимо тревогой писателя не только за судьбу природных богатств Сибири, но и, прежде всего, за судьбу человека, здесь живущего, утрачивающего свой корни. Валентин Распутин говорит о “Пожаре” так: “Повесть по размеру небольшая, а вместить хотелось много... Но я не считал себя вправе растягивать повествование, его должно было хватить на столько, сколько горя склады. Для меня это имеет значение – соотносимость длительности рассказа с длительностью события”. Тем самым писатель признаёт следование определённым законам именно публицистических жанров. Но формальный подход в данном случае ничего не даёт, ибо перед нами прежде всего художественно завершённое произведение, и лишь потом – с элементами публицистичности, в свою очередь продиктованной временем, авторской болью, которая должна была немедленно, именно в то время, вылиться в предупреждение, предостережение.

В “Пожаре” Распутин впервые выделил в самостоятельную линию супружеские отношения, придавая им тем особое внимание. В это же время тема современной семьи, воспитания детей, ответственности друг перед другом звучит и в его газетных публикациях. Однако уже самим фактом единственности Алёны как положительного женского образа в повести Распутин говорит о затухании в современных хранительницах очага женских начал, без которых жизнь теряет гармонию, в душе убывает крепость.

Крепкая связь, теснейшее переплетение биографии и творчества, конкретных реалий и художественных образов. Это характерно для Распутина, точно так же как и то, что художественная ткань, настолько плотна, ситуация настолько драматична и психологична, что кажется – возьми он просто факт из жизни, всё было бы тусклее.

Распутин от главы к главе будет заставлять читателя переводить тревожный взгляд с одного пожара (в душе Егорова) на другой (на складах) и до последней страницы, до завершающей строки не даст передыху, не снизит напряжения, ибо всё важно.

7. Оценка произведения критикой

Ко времени появления “Пожара” в печати разве только “Печальный детектив” Виктора Астафьева из современных произведений вызвал такую лавину статей, споров, дискуссий, обсуждений. Причина такой заинтересованности кроется, прежде всего, в том, что Распутин одним из первых поднял именно в художественном произведении поднял современнейшие, архиважные проблемы, на которые много лет подряд в порыве розового оптимизма закрывали глаза.

8. Моё мнение

По моему мнению, Валентин Распутин написал нужное произведение. Оно показывает, что люди по своей натуре двулики. В обычной жизни они ведут себя нормально, но как только подворачивается случай, они открываются всем. И под час то, что открывается, не всегда является хорошим. В своём произведении Распутин показал жителей Сосновки в экстремальной ситуации, и они показывают свою сущность. Кто-то пытается что-то сделать, а кто-то пытается обогатиться. Даже те, за кем раньше такого не водилось, тащили всё, что могли унести. Распутин попытался раскрыть сущность человека и мне кажется, что это ему удалось.

9. Список литературы

1. Панкеев И.А. Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с., 16 л. ил.

2. Распутин В.Г. Век живи – век люби. Повести. Рассказы. – М.: Известия, 1985. – 576 с., ил.