Смекни!
smekni.com

"Тихий дон" (стр. 3 из 5)

Опытнейший политик Штокман, пытается расколоть непрочное единство мятежной толпы, отделить рядовых от сознательных противников, выиграть время. Но уже поздно. В него целятся из винтовки, он видит это, но не отступает: “ - Не смей! Убить всегда успеешь! Слово – бойцу-коммунисту! ”. Следует выстрел: “Штокман, ломая руками грудь, упал на колени, поник обнаженной седоватой головой.… И тот час же, нагнувшись, снова вскочил на ноги”. Опять гул толпы покрыл его голос: “Но коммунизм будет жить!…Товарищи!…Опомнитесь!…”

Это были его последние слова. Второй выстрел оборвал жизнь коммуниста Штокмана, он упал под ноги сгрудившихся вокруг него мятежников и не поднялся. В романе “Тихий Дон” казаки далеко не сразу разобрались в исторических событиях, совершив немало непоправимых ошибок.

М. А. Шолохов в романе приводит два обращения Троцкого к войскам – “Восстание в тылу” и “Приказ”. Эти документы свидетельствуют, что причинами восстания, по его утверждению, стали “контрреволюционные плутни, кулацкие интересы и темнота массы казачества”. Ни слова в них о массовых расстрелах, лишь о несправедливостях: “Возможно, что казаки терпели какие-либо несправедливости от отдельных проходивших воинских частей или от представителей Советской власти”. Потом следует предписание: “Важнейшей задачей по этому является сейчас очищение Дона от мятежа и мятежников”. Это мстительное безрассудство раздражало казаков. Вот реакция Григория Мелехова: “Григорий докончил читать, мрачно усмехнулся. Статья наполнила его озлоблением и досадой”. а Мишке Кошевому запомнились слова: “…гнезда бесчестных изменников должны быть разорены”. И не прислушивался он больше к невнятному голосу жалости, рубил пленных, “красного кочета” пуская под крыши куреней, убил столетнего деда Гришаку, поджег дом Коршуновых.

Одним из центральных эпизодов романа “Тихий Дон ”, изображающих гражданскую войну в Донском крае, была расправа с экспедицией Подтёлкова и Верхне-Донское восстание.

Фёдор Подтёлков дан в произведении уже сформировавшимся большевиком, стойким и убеждённым. Он один из организаторов Советской власти на Дону. Вместе Кривошлыковым он организует военную экспедицию для борьбы с контрреволюцией. Но слишком не равны были силы. Казачья верхушка, возглавляемая белым офицерством, жестоко расправилась с экспедицией. М.Шолохов в сцене казни подтёлковцев показал мужество и бесстрашие солдат революции. Подтёлкова и Кривошлыкова приговорили к казни через повешение, остальных членов экспедиции – к расстрелу. Они просят, чтобы их казнили последними. Они помогают мужественно встретить казнь своим товарищам. Подтёлков произносит страстную речь, обращенную к собравшимся, в которой выражает веру в победу истинно народной Советской власти на Дону.

Верхне-Донской мятеж осмысляется М. Шолоховым как одно из центральных событий гражданской войны на Дону. Много страниц “Тихого дона” посвящено восстанию на Верхнем Дону, поэтому третья книга романа не нашла поддержки и понимания: критики и государственные чиновники считали, что во всем виноваты сами казаки, и старались не обращать внимания на историческую основу романа, потому что Шолохов разоблачал тех, кто, имея власть, запросто вершил народные судьбы.

Установление Советской власти в донских станицах и хуторах вызывало противоречивое отношение к ней разных слоев казачества. Вполне закономерно, что злостные враги новой жизни, такие как, Коршуновы и им подобные, призывали казаков к восстанию, воздействуя на темные, отсталые взгляды. Но восстание несло народу страдание и разор. Люди видели бессмысленность борьбы с советской властью. Чувство обреченности способствовало моральному разложению среди восставших: процветало пьянство, разврат, мародерство. участники восстания, понимая пагубность своего дела, злобствуют, уничтожают коммунистов. Писатель не жалеет красок и в описании процесса разложения в лагере повстанцев: с приближением весны увеличивается количество дезертиров. Казаки-труженники разбредаются по своим хуторам и станицам, чтобы обработать землю, провести посев: они соскучились по земле, работе, семьям, женам. Победа большевиков становиться очевидной. Соединение повстанцев с Добровольческой армией не оправдало надежд белогвардейцев. Писатель показал, что революция пробудила в народе чувство человеческого достоинства. Казаки уже не могут мириться с барским пренебрежением офицеров к казакам: “…господам генералам надо бы вот о чем подумать: народ другой стал с революции, как, скажи, заново народился! А они все старым аршином меряют”. Широко представлен в эпопее лагерь белых. В нем действуют как конкретные исторические персонажи, так и образы глубокого художественного обобщения, созданные творческой фантазией автора. Мы встречаемся с генералами царской армии Корниловым, Калединым, Красновым, Сидориным, Фицхалауровым. Писатель показывает тщетность их попыток вернуть старые монархические порядки. Всем содержанием эпопеи писатель развенчивает попытки ревностных сторонников старого повернуть вспять историю.

После разгрома Донской армии и повстанцев основная часть казачества приняла советскую власть, но гражданская война на Дону еще не закончилась. Казачья верхушка не смирилась с победой народа, с ликвидацией сословных привилегий. Начали организовываться белые банды, расправлявшиеся с представителями советской власти в хуторах и станицах. Всем содержанием эпопеи художник вскрывает ложность идеи “самостийного” Дона. Донской край – это часть России, а казаки часть русского народа.

Трагична судьба Григория Мелехова. Если сравнить начало и конец романа, то это позволяет определить, что было и что осталось у героя в жизни. Было: Пантелей Прокофьевич, Ильинична, Дуняшка, Петро, Дарья, их ребенок, Наталья, Мишатка, Полюшка, Аксинья. Осталось: Дуняшка, Мишатка, Михаил Кошевой. Возникают вопросы: “Почему так случилось? Что лежит между тем, что было и что осталось? Так теперь жить? Кто виноват?”

Нарушает гармонию жизни внешняя, по отношению к семье обстановка. “Удивительно, как изменилась жизнь в семье Мелеховых!… Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось. Неожиданно и быстро были нарушены родственные связи… Война была всему этому причиной”. Никто из Мелеховых не бросает семью, не отрекается от нее. Она действительно распадается под влиянием внешних событий. Причинами разрушения семьи Мелеховых было отчуждение, вызванного гранью, разделяющей живых и мертвых, мир и войну, отчуждение между людьми, занимающими различное социальное положение. Шолохов утверждает, что разрушение семьи, разрыв кровных связей приводит к трагическим последствиям, к невосполнимым духовным утратам и потерям. Нарушается согласие человека с самим собой, гармония бытия. Образ Григория заключает глубокую силу обобщения. Он не изолированный характер в эпопее. Он находится в самом тесном единстве и связях как со своей семьей, со своими родителями, так и казаками хутора Татарского и всего Дона, среди которых он вырос и вместе с которыми жил и боролся. Григорий Мелехов неотделим от своего времени. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, но всегда размышляет, оценивает, судит себя и других. Эти особенности помогают прийти к выводу, что Григорий Мелехов изображен в эпопее как сын своего народа и своего времени.

Семья Мелеховых открывает эпопею и заканчивает ее. Это типичная семья казаков-тружеников. В любви к труду, в уважении к отцу и матери был воспитан Григорий. Он трудится вместе со всеми, беспрекословно выполняя приказы отца. Мы видим Григория на рыбной ловле, на покосе, за обыденными домашними делами.

Григорий в начале повествования – восемнадцатилетний юноша. Его душа открыта прекрасным человеческим чувствам. Он страдает от того, что на покосе порезал косой дикого утенка, радуется вместе со всеми светлому миру. У Григория не было ровных и гладких дорог в жизни. Его первая любовь – к Аксинье Астаховой, замужней женщине. Эту любовь, трудную и грешную, герои Шолохова пронесут через всю жизнь. Она выдержит все испытания и останется навсегда чистым и светлым чувством.

С первых страниц повествования М. Шолохов подчеркивает чувство раздвоенности в Григории. Страстно полюбив Аксинью, он ничего не делает, чтобы отстоять эту любовь, отвергает предложение Аксиньи уехать вдвоем в Шахты. Он не представляет себе, что можно уйти от хозяйства, от земли, из хутора. Поэтому Григорий уступает настоянию отца и женится на Наталье. Она трогательно чиста и прекрасна. Даже ее соперница Аксинья говорит о ней: “Наталья – девка красивая…Дюже красивая”.

Жизнь Григория с Натальей плохо сложилась сразу же. Несмотря на то, что Наталья пришлась Мелеховым “ко двору”, Григорий не был счастлив. С тоской признается он в этом Наталье: “- Чужая ты какая-то…Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя, Наташка…”. Не в силах побороть страсть к Аксинье, Григорий вместе с ней уходит в поместье Листницких в Ягодное.

Призванный на действительную службу в армию, Григорий отчетливо видит, как несправедливо устроена жизнь: с одной стороны нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вынужденные безропотно переносить издевательства командиров солдаты. Мировая война рождает в душе Григория противоречивые чувства. На фронте он держится храбро и мужественно, но все существо его протестует против бессмысленного убийства. Григорий спасает жизнь офицера и получает Георгиевский крест. Награда радует его. Но встреча с Гаранжой разбивает устоявшиеся понятия. На многое открыл Григорию глаза большевик Гаранжа, которому он говорит на прощание: “- Ну, хохол, спасибо, что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой!”. М. Шолохов подчеркивает, что Григорий Мелехов не был последователен в своих взглядах. Под влиянием Гаранжи он становится “зрячим”, а Чубатый и Изварин будили в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя и большевиков. Трудно Григорию, малограмотному казаку было разобраться и найти в происходящих событиях правду. Он с горечью признавался: “Блукаю я, как метель в степи”.