“Тихий дон”
План
1. Певец родной страны.
2. История семьи Мелеховых как отражениесоциальных катаклизмов эпохи.
3. Трагедия Григория Мелехова.
4. Полнокровная, горько-сладкая жизнь.
5. М. Шолохов - великий гуманист своего времени.
Каждый человек с любовью и волнением берет в руки любую шолоховскую книгу, готовясь всмотреться, вслушаться в завораживающее, как бы колдовством, слово, - кто впервые, кто заново погрузиться в огромный удивительный мир созданных писателем образов.
Шолохов…Сколько вдохновенных страниц мгновенно оживает в памяти, когда мы произносим это имя! Страниц, на которых запечатлены переломные годы в жизни нашего народа. Страниц, повествующих о судьбах человеческих – о Григории и Аксинье, об исторических путях и перепутьях казачества, о путиловском слесарьке и балтийском морячке Семене Давыдове, о коммунисте из хутора Гремящий Лог Макаре Нагульнове, о муках и гордости, о людях, которые в годы Великой Отечественной войны сражались за Родину…Страниц, с которых смотрят нам в душу картины природы, веют запахи донской земли, ее трав, омытого дождем луга, пригретой солнцем пашни… Певцом родной земли можно с полным правом назвать автора “Донских рассказов”, “Тихого Дона”, “Поднятой целины”, “Судьбы человека”, романа “Они сражались за родину”.
Шолохову принадлежат вдохновенные слова, которые так часто вспоминаются, когда мы думаем о природе этого великого и светлого таланта:
“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям, стать, лучше, стать, чище, душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
Публикации последнего времени заставляют задуматься о геноциде казачества в послереволюционный период.
Что же произошло, почему “Дон онемел от ужаса?” Чья рука действовала? Кому нужно было, чтобы саратовские, пензенские, балашовские, курские рабочие и крестьяне, одетые в красноармейские шинели, были брошены на истребление тружеников Дона?…Ответ на этот вопрос непрост, но если следовать жизненной правде, то он таков: ревкомы, особые отделы, чрезвычайные комиссии были наделены правом, расстреливать, казнить, резать.
Огульную ненависть к казачеству, якобы контрреволюционному с младенчества заслуженную далеко не всеми казаками, коммунисты перенесли буквально на все население. Нет хутора, где не было бы расстрелянных. Дон застыл в зловещем молчании, не веря, что люди способны быть похожими на зверей. Строители коммунистического рая жестоко и зло надругались над всем, что было освящено веками в казачьей семье: над трудом человека и религией, обычаями и верою отцов, правдой и свободой слова, братством и равенством людей.
В приказе-воззвании к своему корпусу 22 августа 1919 года командир 2-й Конной Филипп Кузьмич Миронов, политик ясного ума, человек отзывчивого сердца сказал, что это трагедия “будет когда-нибудь освещена беспристрастной историей”. И она действительно через несколько лет была воссоздана М.А.Шолоховым в “Тихом Доне” - повествовании, о судьбах народных в переломное время.
Роман – эпопея “Тихий Дон” – это произведение о судьбах народа и Родины в напряженные переломные эпохи русской истории в период первой Мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны. Жизнь и судьба донского казачества не отделялись писателем от судьбы всего русского народа в эту эпоху. Эта книга о начале гражданской войны и об участии в ней казачества. Донщина – вот центр притяжения всех событий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи курени. Полынные степи с затравевшим гнездоватым следом конского копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу. Край, по которому так опустошительно прошла междоусобица. Но прежде нужно раскрыть мир жизни казачества со всеми ее противоречиями, конфликтами. Отодвигая повествование ко времени, предшествующему империалистической войне, Шолохов руководствовался, прежде всего, стремлением показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь во всей ее сложности. М. Шолохов показал в романе, в какой ожесточенной борьбе рождалась новая жизнь, складывались новые человеческие отношения. В своем повествовании М. Шолохов показал, что народ является движущей силой истории. Поэтому основной герой эпопеи М. Шолохова – народ.
Жизнь, быт героев ‘’Тихого Дона’’ воспринимаются писателем как конкретное выражение жизни и быта различных социальных слоев русского народа на кануне великих революционных событий. “ Тихий дон” не этнографическое описание быта и нравов “бывшего казачьего сословия”, а художественное полотно о духовной жизни русского народа, а коренных психологических переменах революционного времени “В мою задачу входит … - писал Шолохов, - показать различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революции…”.
Всем содержанием эпопеи М. Шолохов развенчал традиционное представление о казачестве, как об однородной массе, как о реакционной силе, на которую опиралось самодержавие, подавляя вспышки народного движения. Он показал, что казачество никогда не было однородным – это были труженики – хлеборобы, в труде и поте добывающие себе насущный кусок хлеба. Формула казацкой жизни: “Казак работает на быка, а бык на казака”. Казаки гордились своей военной выправкой, своей службой царю и отечеству. Казаков – мальчиков с детства готовили к военной жизни: они учились ловко ездить верхом, владеть оружием. Семья готовила будущему войну коня и “справу”: казак, который призывался в армию, должен был иметь отличного коня, полное обмундирование. Казаки гордились своим отличием от прочих армейцев, в которых не воспитывались такие качества.
“Тихий Дон” начинается с изображения жизни казачества 10е. годы. Эта была новая историческая ступень в жизни страны. Отгремели события русско-японской войны 1904 года и первой русской революции, заканчивался период реакции. В Росси начинался новый революционный подъем, предшествующий событиям Октябрьской революции. Жизнь хутора Татарского идет в напряженном труде. На первый план повествования выдвигается семья Мелеховых. Этот типичная середняцкая семья с патриархальными устоями. Не совсем обычна история этой семьи. Кратко рассказано об отце Пантелея Прокофьевича который привез с войны турчанку и женился на ней. Хутор не признал иноземку. Ее обвинили в “ведьмачестве”, и толпа растерзала турчанку. Но сын ее остался. И пошла на хуторе расти порода смуглых, чернявых казаков с коршунячьими носами, которых по уличному звали “турками”.
Мелеховы, Остаховы, Кошевые – все это труженики – хлеборобы. А Коршуновы – уже зажиточное, “справное” семейство. Мирон Григорьевич имел много лошадей, коров, сотню овец, больше земли, чем другие, имел работников.
Особенное место в жизни хутора занимал Мохов Сергей Платонович, торговец, имевший капитал в банке и державший бедняков хутора в постоянной зависимости.
Самостоятельность, смелость, решительность, безграничное трудолюбие и практичность, глубину и нежность большого чувства, даже пренебрежение традициями, переполнявшими жизнь, раскрывает Шолохов в истории о происхождении рода Мелеховых. Казак может не подчиниться своей семье, но он не может защищать свои права, свою семью от “общества”. Убийство турчанки – это не только обдуманный и злой произвол казаков, но и проявление дикого невежества. Уже здесь сказалась казачья спесь, ненависть ко всему не казачьему. Намеченные в этой истории черты, характеризующие казачество, будут писателем раскрываться и углубляться, объясняя поступки массы и ее представителей.
Казачество раскрывается в эпопее многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, в участии в исторических событиях.
Казаки любят трудиться, любят природу. В романе даны сцены труда в разные времена года: рыбная ловля на Дону, весенние полевые работы, покос, который воспринимается как праздник, уборка хлебов осенью и заготовка дров зимой. Особенно много трудятся женщины – казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжелом крестьянском труде: нянчат детей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки. Героини Шолохова все время в труде.
Изображая быт казачества, его жизненный уклад Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболее типичное, наиболее характерное для казачества. Рисуя свадьбу Григория Мелехова и Натальи, писатель отражает в нем не только жизнь двух семей, но всего хутора. Красота, торжественность обряда сочетается здесь с дикостью и невежеством нравов. Глубоко индивидуальные судьбы каждого из мелеховской семьи, мир “внутренней жизни” каждого как личности, отношения с хутором и природой в совершенно конкретных, диктуемых временем обстоятельствах – в основе всего этого сложнейшие процессы долгих размышлений писателя, включавшие в себя и “домысел” художника, опиравшийся на личные наблюдения и шедший нехоженой дорогой непременного обобщения этих наблюдений в связи с той средой и тем временем, которые находились в поле его зрения.
Возникновение капиталистических предприятий на Дону – это одна из страниц истории донского казачества, части русского народа. С появлением купеческих предприятий хуторах и станицах появляются рабочие, которые смело высказывают свое возмущение существующими порядками.
Рассказывая о взаимоотношениях купцов и рабочих, М.Шолохов выступает против тех, кто присвоил плоды труда народа. С введением в роман рабочей прослойки автор большое внимание обращает на характеристику политических взглядов, формировавшихся в казачестве. Первая мировая война изображается М.Шолоховым как страшное народное бедствие. Высокий дряхлый старик, участник турецкой войны, предупреждает казаков о том, что война будет особая, не похожая на турецкую: “Теперь ить вон какая оружия пошла ”. – “Один черт! Как в турецкую народ переводили, так и в эту придется…” - резко отвечает на слова деда казак Томишин. Выражая народное отношение к войне, старый солдат призыввает молодых казаков: “Помните одно: хочешь живым быть, из смертного боя целым выйти - надо человечью правду блюсти…чужого на войне не бери, - раз. Женщин упаси бог трогать, ишо молитву такую надо знать”. Писатель показывает невежество и суеверие казаков, которые верили различным талисманам, и усердно переписывали молитвы, текст которых дается в романе. Но в этих заветах старины есть и гуманные слова об отношении к женщинам и о том, чтобы армия не занималась грабежами и насилиями.