Смекни!
smekni.com

Вводные, вставные конструкции и обращения в поэтической речи М.Ю. Лермонтова (стр. 6 из 8)

Увы! Читатель мой любезный,

Что делать мне – он был таков!

(II, 7)

Будь терпелив, читатель милый мой!

Кто б ни был ты: внук Евы иль Адама

(II, 71)

2) обращения, указывающие на наименование лиц по роду занятий, области духовных интересов:

Гусар! ты весел и беспечен

Надев свой красный доломан

(I, 310)

И ты, поэт, высокого чела

Не уберег! Твоя живая лира

(II, 71)

Душа моя мрачна, скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая

(I, 11)

3) Широко используются Лермонтовым обращения, выраженные существительными с качество – характеризующим значением:

О! Чем заплатишь ты, тиран,

За эту праведную кровь,

За кровь людей, за кровь граждан…

(I, 176)

И ему ночлег дается –

Что ж стоишь, отшельник, ты?

(I, 164)

Глупец! Что будешь ты в тот день,

Коль ныне стыд уж над тобой

(I, 176)

За сердце ж дочери моей

Я заплачу тебе, злодей

(II, 418)

4) Наименование адресатов по признаку возраста и пола:

Старик! Я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас

(II, 50)

Так точно, дева молодая,

Твой образ предо мной блестит

(I, 278)

Смотрите ж, дети, на него!

Как он угрюм, и худ, и бледен!

(I, 295)

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю

(I, 47)

а) “Высокая”, книжно – поэтическая окраска:

О старец, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен – обращение к святому человеку, служителю Богу. (II, 418)

Когда с тобой, о дева рая,

Я провожу небесный час,

Не беспокоясь, не страдая,

Не отворачивая глаз – поэт обращается к святой деве, присутствие которой он ощущает в час уныния.

(I, 284)

б) “Сниженная”, народно – поэтическая окраска:

Не робей, краса младая,

Хоть со мной наедине

(I, 218)

Не тепла твоя светлица,

Не мягка постель твоя,

Но к устам твоим, девица,

Я прильну – согреюсь я – в “Счастливый миг” (1831) поэт обращается к женщине, с которой “душа забудет все, что в муку ей дано”.

5) Термины родства

а) употребленные в переносном значении:

Нет, не грози, отец святой,

Чего бояться нам с тобой

(II, 418)

Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством упали? – обращение автора к декабристам

(I, 185)

б) употребленные в прямом значении:

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть;

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

(I, 200)

Слушай, дядя: дар бесценный!

Что другие все дары?

(I, 39)

II Очень широко в лирике М.Ю. Лермонтов использует обращения, выраженные собственными существительными (в основном это неличные имена собственные – топонимы):

Венеция! О, как прекрасна ты,

Когда, как звезды спавши с высоты…

(II, 225)

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой

(II, 335)

И дорога тебе, Литва,

Досталась эта голова

(II, 418)

Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?

Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?

(I, 297)

Ужасна ты, Гора Шайтан,

Пустыни старый великан

(II, 335)

III Также в лирике М.Ю. Лермонтова употребляются в позиции обращения неодушевленные существительные. Сюда относятся:

1) неодушевленные существительные, реализующие прием олицетворения:

Прекрасен ты, суровый край свободы.

(II, 335)

О, если б ты, прекрасный день,

Гнал так же горесть, страх, смятенье

(I, 117)

Простите, шумные пиры,

Хвалы достойные напевы

(I, 113)

Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный

(I, 29)

2) абстрактные существительные, распространяемые определениями:

Ужель исчез ты, возраст милый,

Когда все сердце говорит

(II, 7)

Исчезло все теперь; но осталось мне,

Утеха страждущих, спасенье в тишине,

О милое, души святое вспоминанье!

(I, 100)

Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронею мне стало

(I, 51)

IV В качестве обращений используются в поэтической речи Лермонтова и субстантивированные прилагательные:

Опять вы, гордые, восстали

За независимость страны

(I, 173)

Горе тебе, удалой!

Как совесть совсем удалить?

(I, 205)

Пускай им скажут, дорогая,

Что это сделал для тебя я

(I, 136)

Таким образом, анализ опорных слов в обращениях Лермонтова показал: в большинстве случаях (50 %) опорные слова являются нарицательными одушевленными именами существительными. Большое количество стержневых слов в обращениях являются (что нетипично для внехудожественной, внепоэтической сферы) неличные имена собственные.

4.2.Типология адресатов в поэтической речи М.Ю. Лермонтова.

“В лирике, - по словам И. Ковтуновой, - возможны обращения к любым вещам, существующим в мире без каких бы то ни было ограничений. Тем не менее, - поясняет она далее, - есть смысл дифференцировать основные предметные (тематические) разновидности обращений в поэзии, поскольку они имеют свои коммуникативные нюансы и свои семантические особенности в структуре поэтического текста”.

И. Ковтунова выделяет обращения к лицам и не к лицам.

Среди обращений к лицам в поэзии Лермонтова различаются:

1) обращения к другу, возлюбленной и другим, близким к лирическому герою адресатам (48 обращений):

Не медли в дальней стороне,

Молю, мой друг, спеши ко мне

(I, 127)

Но, милая, зачем как год прошел разлуки,

Как я почти забыл и радости и муки,

Желаешь ты опять привлечь меня к себе!

(I, 109)

О грезах юности томим воспоминаньем,

С отрадой тайною и тайным содроганьем,

Прекрасное дитя, я на тебя смотрю

(I, 10)

____________________________________________________________________

Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. – М.; 1986. С. 152.

Не плачь, не плачь, мое дитя,

Не стоит он безумной муки – ласковое обращение к девушке, покинутой возлюбленным

(I, 87)

И ты, мой ангел, ты

Со мною не умрешь: моя любовь

Тебя отдаст бессмертной жизни вновь – поэт обращается к Наталье Федоровне Ивановой, которой посвящены многие стихотворения 1830 – 31гг.

2) обращения к лицам, отдаленным в пространстве и во времени, у М.Ю. Лермонтова не нашли широкого применения:

Ты понимал, о мрачный гений,

Тот грустный безотчетный сон – поэт обращается к своему любимому художнику

(I, 248)

3) обращения к образам, созданным воображением и фантазией поэта. Это образы богов, мифологические образы (25 конструкций):

Когда с тобой, о дева рая,

Я провожу небесный час,

Не беспокоясь, не страдая,

Не отворачивая глаз

(I, 139)

Расступись, о старец море,

Дай приют моей волне

(I, 39)

Я, матерь божия, ныне с молитвою

Перед твоим образом, ярким сиянием

(I, 24)

Не обвиняй меня, всесильный,

Не карай меня, молю

(I, 39)

Среди обращений не к лицам И. Ковтунова выделяет:

1) обращения к отдаленным географическим объектам или атрибутам местности. Такие обращения в поэзии М.Ю. Лермонтова многочисленны (30 конструкций):

Горе тебе, город Казань,

Едет толпа удальцов

(I, 205)

О, если так! своей метелью,

Казбек, засыпь меня скорей

(I, 29)

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы влелеяли детство мое; вы носили

Меня на своих одичалых хребтах

(I, 287)

Прекрасен ты, суровый край свободы

(I, 335)

2) обращения к родной земле, к родине:

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекрасны ваши непогоды

(I, 216)

Прости, Отчизна золотая! –

Сказал, - быть может, в этот раз

С тобой навеки мне проститься

(II, 198)

Горе тебе, русская земля,

Атаман между ними сидит

(I, 205)

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ

(I, 62)

3) обращения к земле и небу, к явлениям природы, к стихиям (18 конструкций):

О нет! – летай, огонь воздушный,

Свистите, ветры, над главою

(I, 127)

Светись, светись, далекая звезда,

Чтоб я в ночи встречал тебя всегда

(I, 147)

Шуми, шуми же, ветер ночи,

Играй свободно в небесах

(I, 261)

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурную, цепью жемчужную

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

(I, 62)

Дробись, дробись, волна ночная,

И пеной орошай брега в туманной мгле

(I, 160)

4) обращения к растениям немногочисленны у Лермонтова:

Скажи мне, ветка Палестины!

Где ты росла где ты цвела?

Стоишь ты, ветвь Ерусалима,

Святыни верный часовой

(I, 20)

5) обращения к абстрактным понятиям (15 конструкций):

Исчезло все теперь; но ты осталось мне,

Утеха страждущих, спасенье в тишине,

О милое, души святое вспоминанье!

(I, 100)

6) обращения к деятельности человеческого духа, к явлениям внутреннего мира:

Прочь, прочь, слеза позорная,

Кипи, душа моя

(I, 90)

7) обращения к “вещным” предметам, находящимся в “малом круге” восприятия:

Иль бог ко сводам пригвоздил

Тебя, полночная лампада

(I, 75)

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный

(I, 29)

Проведенный анализ типов обращений в поэтической речи М.Ю. Лермонтова показал, что преобладающим типом обращений являются обращения к друзьям, товарищам, возлюбленной, близким к поэту людям. Особенно часто такие обращения встречаются в ранний период творчества Лермонтова (1828 – 1834гг.). Также в этот период поэт нередко обращается к странам, отдаленным местам, к атрибутам местности.

В зрелом периоде творчества (1835 – 41гг.) Лермонтов обращается нередко к Богу, а также к образам, созданным его фантазией и воображением.

На протяжении всего творчества немаловажную роль поэт отводит окружающей природе, о чем свидетельствуют его обращения к звездам, к небу, к морю и т.д.

4.3.Структура обращений в поэзии Лермонтова.

По своей структуре обращения могут быть распространенными и нераспространенными.