Смекни!
smekni.com

Вводные, вставные конструкции и обращения в поэтической речи М.Ю. Лермонтова (стр. 7 из 8)

В поэзии Лермонтова распространенные обращения составляют более 50% всех обращений:

Склонись ко мне, красавец молодой,

Как ты стыдлив! Ужели в первый раз

Грудь женскую ласкаешь ты рукой?

(I, 281)

Не грусти, дорогая соседка,

Заходи лишь – отворится клетка

(I, 50)

Не верь, не верь себе, мечтатель молодой,

Как язвы бойся вдохновенья

(I, 36)

На серебряные шпоры

Я в раздумии гляжу,

За тебя, скакун мой скорый,

За бока твои дрожу

(I, 312)

Распространенные обращения в лирике Лермонтова осложнены:

1) частицей о:

Благодари меня, о женский пол!

Я – Демосфен твой; за твою свободу

Я рад шуметь; я непомерно зол

(II, 71)

Не так ли ты, о европейский мир,

Когда-то пламенных мечтателей кумир,

К могиле клонишься бесславной головою

(I, 9)

Когда с тобой, о дева рая,

Я провожу небесный час,

Не беспокоясь, не страдая

Не отворачивая глаз

(I, 139)

2) приложениями:

Тебе, Кавказ – суровый царь земли

Я снова посвящаю стих небрежный

(II, 314)

Тебе, Казбек, о страж Востока,

Принес я, странник, свой поклон

(I, 29)

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня или выслушай

(II, 30)

Нераспространенные обращения гораздо более редки:

Нет! Прошлых лет не ожидай,

Черкес, в отечество свое:

Свободе прежде милый край

Приметно гибнет для нее

(I, 151)

Клянися тогда позабыть, дорогая,

Для прежнего друга все счастье рая

(I, 247)

Как я любил твои бури, Кавказ!

Те пустынные громкие бури

(I, 158)

Вот, друг, плоды моей небрежной музы!

Оттенок чувств тебе несу я в дар

(I, 103)

В лирике М.Ю. Лермонтова наблюдаются случаи повтора обращений:

Дух беспокойный, дух порочный,

Кто звал тебя во тьме полночной

(II, 152)

Сыны снегов, сыны славян,

Зачем вы мужеством упали

(I, 185)

Отец, отец, оставь угрозы,

Свою Тамару не брани

(II, 147)

Таким образом, в поэзии М.Ю. Лермонтова встречаются чаще всего распространенные по структуре обращения, состоящие из двух – трех слов.

4.4.Функции обращений.

Являясь регулятором отношений между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим), обращения выполняют две главные синтаксические функции: собственно – звательную, или контактно – устанавливающую и характеризующую, или модально – оценочную.

В языке поэзии эти функции обращения рассматриваются и обогащаются.

Л.Ю. Максимов выделяет четыре основных функции обращения в поэтическом тексте:

1) собственно – звательная

2) фиктивно – звательная

3) условно – звательная

4) координационно - звательная

____________________________________________________________________

Патроева Н.В. Обращение в поэтической речи Е.В. Баратынского // Русская речь. 1998. №6. С.8.

Максимов Л.Ю. Обращения в стихотворной речи // Учен. зап. М.Г.П.И. 1965. Т.236. С.70.

Собственно – звательная функция не характерна для лирической стихотворной речи. Обращения в этой функции встречаются обычно там, где передаются действительные речевые контакты героев: в балладах, идилиях, песнях, сказках, поэмах, жанровых зарисовках.

У М.Ю. Лермонтова обращения в этой функции употребляются нечасто:

И молвил он, сверкнув очами:

Ребята! Не Москва ль за нами?”

(I, 14)

И сказал ему Кирибеевич:

“А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем называешься?”

(II, 30)

С родными братьями прощается:

“Уж вы, братцы мои, други кровные,

Поцалуемся да обнимемся

На последнее расставание”

(II, 30)

“Исчезни, мрачный дух сомненья!”-

Посланник неба отвечал

(II, 136)

Девица! мир твоим костям!” –

Промолвил тихо Ингелот

(II, 262)

Фиктивно – звательная функция “лежит в области лирической поэзии” и связана с приемом олицетворения. Сюда относятся обращения к предметам и явлениям, не способным воспринимать речь и входить в контакт с адресатом.

____________________________________________________________________

Максимов Л.Ю. Указ.соч. С.79.

Количество обращений в этой функции достигает 30 % от общего числа, что свидетельствует о живой связи творчества М.Ю. Лермонтова с окружающим миром.

1) обращения к природным объектам и явлениям:

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы, престолы вечные природы

(II, 335)

О! для чего мне нельзя и подумать:

Звезды, вы ясны, как счастье мое

(I, 217)

Шуми, шуми же, ветер ночи,

Играй свободно в небесах

И освети мне грудь и очи

(I, 261)

2) обращения, содержащие временные представления:

Ужель исчез ты, возраст милый,

Когда все сердцу говорит

(II, 7)

Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронею мне стало

(I, 51)

3) обращения, представляющие собой понятия, связанные с психологией, сознанием лирического субъекта:

Страшись, невинная душа!

Страшися! Пылкий этот взор,

Желаньем, страстию дыша,

Тебя погубит

(II, 262)

Исчезло все теперь; но ты осталось мне,

Утеха страждущих, спасенье в тишине,

О милое, души святое вспоминанье

(I, 100)

Прочь, прочь, слеза позорная,

Кипи, душа моя

(I, 90)

4) обращения к неодушевленным или сказочным предметам:

Простите, шумные пиры,

Хвалы достойные напевы

(I, 113)

Обращения, выполняющие условно – звательную функцию, наиболее частотны в лирике М.Ю. Лермонтова (их доля составляет более 50 % всех обращений). Эти обращения служат для того, чтобы выразить отношение автора к лирическим адресатам, которым адресовано стихотворение:

1) обращения к реальному адресату – современнику поэта:

Забудь, любезный Петерсон,

Мои минувшие сужденья

(I, 102)

2) обращения к условному адресату:

Душа моя мрачна, скорей, певец, скорей!

Вот арфа золотая

(I, 11)

Люблю, друзья, когда за речкой гаснет день,

Укрывшихся лесов в таинственную сень

(I, 121)

О, верьте мне, красавицы Москвы,

Блистательный ваш головной убор

Вскружить не в силах нашей головы

(I, 169)

3) обращения к мифологическим богам и героям, к персонажам, созданным фантазией автора:

Так вот что я любил! Клянусь, мой бог,

Ты лучшую ей участь дать не мог

(II, 237)

Приди же из подземного огня,

Чертенок мой, взъерошенный остряк

(I, 169)

И ты, мой старец с рыжим париком,

Ты, депутат столетий и могил

(I, 170)

Координационно – звательная функция обращений служит для установления контакта между поэтом и читателем, причем часто с добавочной рационально – эмоциональной квалификацией читателя.

М.Ю. Лермонтов наиболее часто обращается к своему читателю в поэмах:

Увы! Читатель мой любезный,

Что делать мне – он был таков

(II, 487)

Я не поведал вам, читатель,

Что казначей мой был женат

(II, 11)

Но прежде нужно вам, читатель,

Героев показать портрет

(II, 488)

____________________________________________________________________

Максимов Л.Ю. Указ. соч. С.80.

Будь терпелив, читатель милый мой,

Кто б ни был ты: внук Евы иль Адама

(II, 71)

Еще тут были… но довольно,

Читатель милый, будет с вас

(II, 7)

4.5.Позиция обращений в предложении.

Обращения возможны в начале (препозитивные), в середине (интерпозитивные) и в конце (постпозитивные) предложения.

Позиция обращения в предложении в лирике М.Ю. Лермонтова связана с распространением стержневого слова обращения.

Распространенные обращения находятся в препозитивном расположении или постпозитивном расположении и чаще всего в эмоционально – окрашенной речи (более 50 %):

Утешь себя, невольник милый,

Еще не все ты погубил

(II, 179)

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы

(II, 335)

Не уезжай, лезгинец молодой,

Зачем спешишь на родину свою?

(I, 249)

Нераспространенные обращения у М.Ю. Лермонтова занимают, как правило, интерпозицию:

И блещут, дева, незабудки над тобой

Хотя забвенья стали пеленой

(II, 225)

О, бойтеся, мужья, сей песни вольной

Советую, хотя мне это больно

(I, 241)

Кроме этого, прослеживается зависимость позиции обращения от его функции.

Обращения в собственно – звательной функции занимают постпозицию, как и обращения в фиктивно – звательной функции. Обращения в условно – звательной функции располагаются чаще в начале предложения. В координационно – звательной функции обращения частотны в препозиции, а также встречаются нередко в интерпозитивном расположении.

Заключение.

Литературное развитие М.Ю. Лермонтова по внутренним и внешним признакам принято разделить на два периода. К первому юношескому периоду относятся произведения 1828 – 1834гг., которые Лермонтов не печатал и, по-видимому, не намеревался печатать. Второй период охватывает произведения 1835 – 1841гг., которые в большинстве своем опубликованы Лермонтовым или предназначались для опубликования.

Творчество его начинается после небольшой предварительной подготовки почти внезапным взрывом 1830 – 1831гг., давшим, помимо трех драм и семи поэм, около половины всех когда-либо написанных поэтом стихотворений.

Именно на раннем этапе творческой деятельности Лермонтовым активно используются вводные конструкции. Частотность их снижается в 1835 – 1836гг., во время перехода Лермонтова к зрелому периоду творчества, когда поэтом создается малое количество стихотворений в связи с душевным кризисом, который наступил вследствие пребывания его в юнкерской школе. Это время формирования новых взглядов Лермонтова на свое творчество. Меняется тематика, жанр произведений, что в свою очередь и сыграло роль в употреблении вводных конструкций. С 1837 по 1841гг. доля вводных компонентов в текстах М.Ю. Лермонтова увеличивается, но уже не достигает прежней активности.