Таким образом эпизод рассказа “За что?” является как бы заключительным этапом работы Л. Н. Толстого, который до сих пор оставался в тени:текст Максимова, связанный художественной версией В. Даля обращение Толстого в 1886 году к художественному изображению сцены отвратительного и жестокого наказаниями шпицрутенами (публицистическая статья “Николай Палкин”), затем новое обращение к этой теме в 1903 году, и, наконец, в 1906 году-рассказ “За что?”.
Заключение
В данной работе сделана попытка восстановить творческую историю рассказа Л. Н. Толстого “За что?” не только на материале писем, дневников, записных книжек писателя, воспоминаний его современников, но и на основе документов, дневников Мигурского.
Исследование различных материалов позволяет сделать ряд выводов.
Толстой не единственный, кто обратился в своем произведении к истории неудачного побега из Уральска ссыльного поляка Мигурского. Первым, притомхудожественнымоткликом был рассказ В. Даля “Ссыльный”, а спустя тридцать лет, в 70-е годы С. В. Максимов использовал тот же сюжет в одном из эпизодов своего романа “Сибирь и каторга”. Толстой не был знаком с рассказом В. Даля и с дневниками Мигурского, но “благодаря исключительному знанию человеческой психологии, гениальному художественномумастерству... сумелпередатьподлинные чувстваи настроения ссыльных поляков, их душевные переживания итоску по родине”1
Устанавливаемые художественные параллели со статьей “Николай Палкин” и рассказом “Послебала” свидетельствуют о кропотливой работе Толстого над одним из драматичнейших эпизодов “За что?”. Как бы накапливается новый художественный опыт, включающий в себя не только источники или движение текста данного произведения, но и работу автора над более ранними его произведениями, сюжетно не связанными с тем, над которым он в этот момент работает, о чём писал Н. К. Пиксанов, выдвинув проблему многостороннего изучения творческой истории литературного произведения1 Эмоциональное воздействие этой сцены на читателя усиливается от произведения к произведению (“Николай Палкин” - “После бала”- “За что?”). Здесь Толстому удается наиболее ярко передать чувства, мысли, переживания героев во время экзекуции, их душевные и физические страдания.
Несмотря на небольшой объем рассказа, Толстой работал над ним долго и трудно. Он стремился, как можно более рельефно обрисовать характеры героев произведения и выразить свое чувство негодования и протеста. Толстой тщательно работал над текстом стилем рассказа, добиваясь точности, емкости, выразительности каждой фразы, каждого слова.
Библиография:
IИсточники:
1. Максимов С. В. Сибирь и каторга. - Санкт-Петербург, 1891.
2. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 10, М., 1992.
3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 26, М., 1992.
4. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 34, М., 1992.
5. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 42, М., 1992.
6. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 55, М., 1992.
II Монографии и статьи:
7. Баранов С. Ф. О некоторых источниках романа “Воскресение” и рассказа “За что?” Л. Н. Толстого. - Вопросы литературоведения - М., 1964.
8. Баскаков В. Н. Л. Толстой и Польша-“Русская литература”, 1967, № 2-С. 193-198.
9. Библиография литературы о Л. Н. Толстом 1959-1961 - М., 1965.
10. Библиография литературы о Л. Н. Толстом 1962-1967 - М., 1978.
11. Библиография литературы о Л. Н. Толстом 1968-1973 -
М., 1978.
12. Библиографический указатель литературы о Л. Н. Толстом 1974-1978-М., 1990.
13. Большаков Л. Н. Дело Мигурских. Повесть в документах // Прометей. Историко-биографический альманах. -т. 8. -М., 1972. -
С. 131-147.
14. Большаков Л. Н. Отыскал я книгу славную... Поиски и исследования. - Челябинск, 1971.
15. Бурсов Б. И. Л. Н. Толстой. Семинарий. - Л., 1963.
16. Бялокозович Б. Я. Изображение поляков в творчестве Л. Н. Толстого // Изображение человека в русской классической и советской литературе - София, 1973. -С. 70-75.
17. Бялокозович Б. Я. Родственность, преемственность, современность. - М., “Радуга”, 1988.
18. Бялокозович Б. Я. Связи Л. Толстого с Польшей -Варшава, 1967
19. Гранина Л. Польская ссылка Восточной Сибири в литературе // Сибирь -Иркутск, 1973, №1. -С. 129-133.
20. Гудзий Н. К. Л. Толстой. -М. 1960.
21. Гусев Н. Н. Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого. - М., 1958.
22. Гусев Н. Н., Гусева В. Д. “За что?” Л. Н. Толстого // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. - т. 42. -М., 1992. -С. -626-643.
23. Жданов В. А. Описание рукописей художественных произведений Толстого - М., 1955
24. Зайденшнур Э. Е., Серебровская Е. С. Описание рукописей статей Л. Н. Толстого - М., “Сов. Россия”, 1961.
25. Зверев А. Д. О стиле рассказа Л. Н. Толтого “После бала” - Ученые записки - т. 28, Серия филологических наук,
вып. 16, 1961
26. Клейн Б. История одного сюжета - “Неман”, Минск, 1978, № 2-С. 27-30.
27. Кондратьев М. Л. Н. Толстой // Толстой Л. Н. Избранные произведения. В 2-х т. -т. 2-Л., 1964. -С. 713-726.
28. Кораблев В. Н. Толтой и славянство - В кн. : Сборник статей к 40-летию ученой деятельности академика А. С. Орлова - Л., 1934. -С. 413-421.
29. Краснов Г. В. Наташа Ростова (к проблеме героя “Войны и мира”)-“Научные доклады высшей школы”, 1962, № 1-С. 118-128.
30. Леушева С. И. Образ Наташи Ростовой в свете гуманистического идеала Толстого-“Литература в школе”, 1963, № 2. -С. 9-20.
31. Лихачев Д. С. Текстология - М. -Л., 1964.
32. Ломунов К. Н. “За что?” // Толстой Л. Повести и рассказы. -М., 1975. -С. 381-382.
33. Маковицкий Д. П. Отрывки из “Яснополянских записок” //
Л. Н. Толстой. Неизданные тексты. - М., 1933
34. Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), 1923, №1
35. Пиксанов Н. К. Творческая история “Горя от ума” - М., 1971.
36. Рабкина Н. История ненаписанного романа. - “Нива”, 1965, № 12. -С. 84-88.
37. Толстой Л. Н. Статьи и материалы - Горький, 1963
38. Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. - Л., 1959
39. Фельтен Н. Е. Воспоминания о Толстом (1901-1910) //
Летописи Государственного Литературного Музея. - М., 1942
40. Храпченко М. Б. Л. Толстой как художник-М., 1971.
41. Цявловский М. Л. Декабристы. История писания и печатания
Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. - т. 17, М., 1936. -С. 136
42. Шкловский В. Лев Толстой. -М., 1963.
43. Шкловский В. Повести о прозе. Размышления и разборы. -т. 2, М., 1966.
44. Шкловский В. Художественная проза - М., 1961.
[1] Большаков Л. Н. Дело Мигурских. Повесть в документах // Прометей. Историко-биографический альманах. - т. 8, М., 1972. -С. 131-147.
[2]Гусев Н. Н., Гусева В. Д. “За что?” Л. Н. Толстого // Л. Н. Толстой. Полное собрание сочинений. - т. 42, М., 1992. -С. 626-643.
[3] Там же.
[4] Гудзий Н. К. Л. Толстой. - М., 1960. -С. 64.
1Храпченко М. Б. Л. Толстой как художник. -М., 1971. -С. 48.
2 Кондратьев М. Л. Н. Толстой. // Толстой Л. Н. Избранные произведения в двух томах. - т. 2, Л., 1964. - С. 713-726.
3Ломунов К. Н. “За что?” // Толстой Л. Повести и рассказы. - М., 1975. - С. 381-382.
4 Шкловский В. Художественная проза - М., 1961. - С. 74.
1Кораблев В. Н. Толтой и славянство - В кн. : Сборник статей к 40-летию ученой деятельности академика А. С. Орлова - Л., 1934. -С. 413-421.
1Гранина Л. Польская ссылка Восточной Сибири в литературе. -“Сибирь”, Иркутск, 1973, № 1. - С. 131.
1 Гранина Л. Польская ссылка Восточной Сибири в литературе. -“Сибирь”, Иркутск, 1973, № 1. - С. 131.
2Там же.
3 Там же.
1 Гранина Л. Польская ссылка Восточной Сибири в литературе. -“Сибирь”,
Иркутск, 1973, № 1. - С. 131.
1Большаков Л. Н. Дело Мигурских. Повесть в документах // Прометей. Историко-биографический альманах. - т. 8, М., 1972. -С. 135.
1Пиксанов Н. К. Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (принципы и методы)-“Искусство”, 1921, № 1.
2Там же-С. 364.
1 Пиксанов Н. К. Творческая история “Горя от ума” - М., 1971
2 Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. - Л., 1959. -С. 152
3 Там же
1 Томашевский Б. В. Писатель и книга. Очерк текстологии. - Л., 1959. -С. 152
2 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 42, М., 1992. -С. 631.
3Там же
4 Там же
1 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 42, М., 1992. -С. 635.
2 Там же
3Там же
4 Там же-С. 636
5Там же
6 Маковицкий Д. П. Отрывки из “Яснополянских записок” // Л. Н. Толстой. Неизданные тексты. - М., 1933. С. 83.
7 Там же
8 Маковицкий Д. П. Отрывки из “Яснополянских записок” // Л. Н. Толстой. Неизданные тексты. - М., 1933. С. 84.
2 Там же, С. 83.
3. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 42, М., 1992. -С. 636
1 Маковицкий Д. П. Отрывки из “Яснополянских записок” // Л. Н. Толстой. Неизданные тексты. - М., 1933. С. 83.
1 Большаков Л. Н. Дело Мигурских. Повесть в документах // Прометей. Историко-биографический альманах. - т. 8, М., 1972. -С. 135.
1 Максимов С. В. Сибирь и каторга. - Санкт-Петербург, 1891. -С. 73.
2 Там же.
1 Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений - т. 42, М., 1992. -С. 95.