Бомарше много сделал для разрушения старого феодального строя, тормозящего общественное развитие Франции, Выдающийся художник слова он оставил человечеству свои бессмертные творения, которые как самостоятельно, так и с гениальной музыкой Моцарта т Россини останутся навсегда в сокровищнице мировой культуры.
Франсуа-Мари Аруэ Вальтер (1694-1778гг.)
Родился он в Париже, его, предки были буржуа. Дед его был купцом, торговал сукном, а отец его получил юридическое образование и купил должность нотариуса (должность переходила по наследству). Вскоре он женился на дочери судейского чиновника. Франсуа-Мари был вторым сыном в семье, его старший брат получил очень строго религиозное католическое образование, которое не нравилось его отцу и он отдал младшего сына в школу отцов иезуитов, колледж святого Людовика. В 10 лет Франсуа-Мари учился с удовольствием, его считали одаренным человеком. Отцы иезуиты здесь беспокоились о том, чтобы в умах их питомцев зрела вера в силу церкви, в силу дворянства, что же качается выполнения религиозных догм, то здесь аббаты умеряли свой пыл, поэтому вольнодумство маленького Аруэ сходило с ему с рук, ведь он обладал великолепной логикой мышления, тонким и гибким умом страстью к спорам. На него сильно повлияла встреча с Ниной де Ланкло, которая была знаменита своей красотой и умом.
Вскоре Вольтер покинул колледж и отец решил отдать его изучать судебную латынь и сделать из него юриста. Среди французских просветителей он становится заметным и влиятельным и в историю мировой культуры он вошел под именем Вольтера. Тонкая острота, изящный стих или случайное суждение о людях, вещах приправленное нескромным каламбуром воспринималась как изысканное блюдо на званном обеде. Его общество любили, но своим остроумием он наживает множество врагов. Оставленное Вальтером литературное наследия огромно, он был ведущим драматургом своего времени. Вольтер начинал как поэт и драматург, затем как историк, но прославился и остался в нашей памяти он как философ. В 53 года был избран во французскую академию, а чуть раньше Людовик назначил его придворным историографом. Кроме своих романов, таких как «Простодушный», «Кандид», «Орлеанская дева», он написал еще и серию политических брошюр, в которых возражал против обскурантизма пытаясь защитить невинные жертвы беззакония и религиозного фанатизма. Им создаются и такие работы, как «Опыт нравов», «Философский словарь», за эти свои сочинения его проклинали церковь и высший свет. В повестях Вольтера отразились исторические события волновавшие всю Европу. Основные проблемы, которые занимали Вольтера - это соотношение добра и зла в мире, их влияния на человеческую судьбу. Вольтер убежден, что жизнь человека представляет собой сцепление мелких случайностей, порой резко меняющих жизнь, затаптывающие в грязь или возносящие на недоступные вершины. Вольтер как и другие просветители не столько созидал, сколько разрушал, выворачивая все на изнанку. Он говорил об абсурдности привычных истин, обычаев, что жизнь подвижна, не предсказуема, ей чужды стабильность, определенность, покой. Добро и зло в жизни противоборствует. Каждая сила тянет в свою сторону. Их гармония мнима, равновесие не устойчиво. Вольтер судит человеческое бытие, исходя не из церковных правил, а с точки зрения разума и здравого смысла, ничего не принимая на веру и подвергая все критическому анализу. Вольтер написал философскую восточную притчу. Главному герою или притчи, на первых парах доверчивому и простодушному приходиться испытать немало неожиданностей и потрясений. Он познает измену жены, переменчивость властителей, поспешность судебных приговоров, зависть придворных, тяжесть рабства и многое другое, хотя Задик неизменно старается верить, что не так уж трудно быть счастливым, но его взгляд на жизнь делается все пессимистичней. Его расстраивает, даже не обилие зла в жизни, а то, что это зло непредсказуемо, неожиданно. Встретившейся Задику Иезрад утверждает «Случайности в жизни не существуют, все в этой жизни испытание или наказание, либо награда, либо предизвестие». Повесть «Задик и судьба» заканчивается благополучно, как и положено в восточных сказках. Вольтер не смотря на свой преклонный возраст, незадолго до смерти выступил на заседании французской академии, и предложил ученым коллегам создать словарь французского языка и на себя взял I том «А». В 1778г. весной Вольтер умер, но в нашей памяти он останется как великий писатель и философ.
Антуан де Сент-Экзюпери
Родился в 1900 году, умер в 1944г.
Его родители были из аристократической семьи, но столь высокое происхождение и титул (граф) не соответствовала фактическому социальному положению семьи: отец его был инспектором страховой компании. После смерти отца, маленький Антуан остался с матерью и с 4 братьями и сестрами. Они остались без средств к существованию и образования детям помогли получить бабушки. После школы Антуан поступил на отделение архитектуры академия художеств, но он не бросил думать о мечте стать летчиком, и вскоре без всякого предварительного обучения, (его за 2000 франков обучили местные летчики) он поступает в авиационный полк, ему присваивают звание младшего лейтенанта. После тяжелой аварии он демобилизуется и работает то контроллером на заводе, то агентом автомобильной фирмы. После 4 лет он снова возвращается в авиацию и публикует свои первые произведения (27 лет). Вскоре он приобретает свой самолет и пытается участвовать в длительных перелетах, но все эти попытки заканчиваются неудачей из-за аварий. В 1939г. выходит одно из наиболее известных произведений Э. Сент-Экзюпери «Планета людей». Очень интересно его отношение к войне (II мировой). Это отношение притерпело значительную трансформацию. В молодости он был убежденным милитаристом. С наступлением войны Экзюпери резко меняет свою точку зрения.
Он получает назначение в боевой полк разведывательной эскадрильи. В то время многие люди не находили ответов на выдвинутые жизнью вопросы (все это было связано с политическим играми) от мужества и храбрости армии ничего не зависело, все уже было решено наверху, Франция должна быть покорена. Сент-Экзюпери уходит из армии и переезжает в Америку, там выходит его книга «военный летчик» - книга исполненная сурового и трагического оптимизма, книга в которой из поражающих своей достоверностью, сцен полета над разгромленной Францией вырастает убежденность в победе сил гуманизма и добра. В этот период создаются и другие произведения «Маленький принц», «Цитадель», «Воззвание к французам». Сент-Экзюпери стремится лично сражаться с фашисткой Германией.
В 1944 году Сент-Экзюпери не вернулся с боевого задания. Он фотографировал объекты возле своего родного города Лиона. Сент-Экзюпери называют писателем-летчиком. Мы знаем немало писателей-моряков, писателей-дипломатов, словом людей проживших интересную жизнь и сумевших рассказать о ней.
«Маленький принц»
Это сказка о ребенке, но сказка принявшая форму философской притчи. Она имеет адресат, посвящена другу Леону Верту. Фантастичен сюжет этой сказки, встреча потерпевшим аварию летчиком с пришельцем иных миров - забавным, крошечным человечком. Маленький принц свободно передвигается с одной планеты на другую, люди, животные имеют голоса, слышат и понимают друг друга. Мир предстает единым. Маленький принц просит нарисовать летчика барашка, и в этом рисунке он разглядел то, что не видят взрослые, противопоставление детей и взрослых, эта мысль проходит через всю сказку, и вопреки привычному - это дети учат взрослых доброте и верности и дети обладают высшей мудростью. Маленький принц видит все недостатки цивилизации, которые состоят в том, что «Взрослые выкорчевали в себе все естественное, позабыли, что они люди, и вместо людей появляются человекоподобные существа для выполнения различных ролей в театре современной цивилизации». В сказке это король соблюдающий все дворцовые ритуалы, но на сомом деле не имеющий никакой власти над людьми и событиями, Деловой человек, считающий себя серьезным, который как бы уподобился счетной машине, Географ пишущий толстенные книги, описывая ту местность, где он никогда не бывал. Образ Розы лишен конкретных бытовых черт, о ней известно лишь то, что она имеет шипы и прекрасна. Маленькому принцу трудно с ней ужиться, так как она изводит его своими капризами, обидами, а позже принц признается летчику, что он жалеет о своем уходе, что он бросил розу, о том, что он был слишком молод и не умел любить. В этой сказки есть и другое понятие - приручить. Здесь мы сталкиваемся с лисом. До встречи с маленьким принцем Лис не был приручен. Он знал только кур, на которых он охотился, охотников, которые охотились на него и страх. Маленький принц озаряет жизнь Лиса новым светом, он начинает слышать и видеть, что прежде никогда не замечал. Создать такие узы не просто. Для маленького принца его роза единственная и неповторимая - он не замечает других роз: «Вы ничуть ни похожи на мою Розу, сказал принц, вы еще никто и ничто, вас еще не приручили и вы никого не приручили» Сент-Экзюпери доводит до нас свою главную мысль: дорогим становится тот, о ком заботился, кому отдал душу, кого приручил, красота не встречается, она создается любовью и создавший любовь за нее в ответе. Маленький принц снова возвращается на свою планету, которую он тоже приручил, прибирая, украшая ее, цена этого возвращения - смерть. Финал сказки трагичен, но все-таки в нем звучит светлая нота. Летчик смотрит на звезды и слышит смех маленького принца. Смерти нет пока жива память. В маленьком принце очень много от самого автора, который писал: «Ищите меня в том, о чем я пишу» - и мы действительно находим его в том, что он писал и в том, как он жил, и в том как он умер.