Смекни!
smekni.com

Конспект по зарубежной литературе (стр. 6 из 8)

«Планета людей»

Это произведение очень сложно пересказать.

Центром этого произведения является личность автора, главный герой этого романа писатель и летчик. В этом романе описаны несколько историй, интересна глава «Товарищи». Сент-Экзюпери рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он затерянный в снегах человек заставляет себя ползти вперед, забывая о боли, его поднимает чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения, он за все в ответе. Тема -ответственности не нова для Сент-Экзюпери, едва ли не главнейшая в «Планете людей». Другой случай рассказывает о потерпевших аварию в ливийской пустыне умирающих от жажды и усталости. Этот случай был самим Сент-Экзюпери и его механиком: «Да разве я о себе...». Вот оно, что невыносимо думать о тех, кто вас ждет и движимых любовью близких, герои совершают подлинное чудо: «Они вырываются из плена песков и возвращаются назад к людям. Сент-Экзюпери встречает в поезде супружескую пару, еще молодую, но уже поблекшую от постоянных невзгод, рядом с ними ребенок, но все они обречены, люди свыкаются с нищетой, как свыкаются с бездельем.

Шарлота Бранте (1816 - 1855гг.)

Шарлота Бранде родилась в Йоркшире в семье сельского священника. Перу этой писательницы принадлежат такие романы как «Учитель», «Шерли», наиболее известным ее романом стал «Джэйн Эйр». Проблематика ее произведений связана с облегчением социального неравенства и защитой женского равноправия. Роман «Джейн Эйр относится к английскому критическому реализму. Новаторский характер этой книги состоит в том, что в ее героине выступает простая женщина, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на самостоятельную жизнь и любовь. Джейн Эйр активна и деятельна, ее образ - это образ свободолюбивой женщины, серьезно размышляющей о жизни, глубоко чувствующей и в полный голос заявляющей о своих стремлениях и чувствах, било новым явлением в английском романе того времени. В образе Джейн Эйр писательница воплотила свои представления о современной женщине, способной определить свою жизнь и стать не только женой, но и верной подругой. Автобиографическое начало Джейн Эйр велико. Основой сюжета становится история жизни простой девушки - сироты Джейн Эйр вынужденной вести борьбу за существование. Роман написан эмоционально, глубина чувств сочетаются в нем с конкретность описаний и остротой социального содержания. Ярко и подробно автор описывает пансион, в котором обучались дети, находящиеся на содержание государства. Сама писательница в свое время обучалась и жила в таком благотворительном пансионе. Духовный мир героини этого романа богат. Она умна и наблюдательна, ее побуждения и чувства искренни. Хотя сама писательница не была атеисткой, но в своем романе она обличает лицемерие и ханжество жителей церкви. Этот роман был даже назван антихристианским произведением, хотя сама писательница была верующей христианкой, но она выступала против религиозного фанатизма, бесчеловечности священнослужителей. Шарлота Бранте не ставит в своем романе вопрос о политическом равноправии женщин, она отстаивает право женщин на равенство в семье. Художественная ценность романа нарушена мелодраматическим сценами. В сюжет вплетаются неоправданный случайности, роковые тайны, счастливые встречи, помогающие влюбленным найти свое счастье.

Проспер Мериме (1803 - 1870гг.)

Его отец был художником, увлекался славянской живописью. Проспер Мериме дружил со многими русскими Владел русским языком в совершенстве, переводил «Пиковую даму» Пушкина и стихи.

Фенимор Купер (1789 - 1851гг.)

Крупнейший американский писатель романтик, писавший о беспощадной войне колонистов против индейцев.

Купер в молодости был увлечен всеми событиями, связанными с провозглашением американской независимости. Учился в Йеле, но не окончил его, предпочел академической жизни, школу жизни.

Некоторое время служил во флоте, а затем поселился в родном Куперстауне. Несколько лет Купер провел путешествуя по Европе. Он был во Франции в годы революции (1830г.). Творчество Купера связано с ранним этапом развития романтизма в США. В мировую литературу он вошел, как создатель американского социального романа. Им было написано большое количество романов, несколько разновидностей: исторический - «Шпион», «Браво», «Палач»; Морские - «Лоцман», «Пират»; романы написанные в форме семейной хроники - «Краснокожие», «Чертов палец»;

публицистические романы - «Домой», «Дома».

Основными произведениями Купера, над которыми он работал много лет, является цикл романов о кожаном чулке, их называют индейскими романами в пенталогию о кожаном чулке входят следующие романы: «Зверобой», «Последний из Могикан», «Следопыт», «Прерия», «Пионеры».

В произведениях Купера отразились исторические закономерности развития американской цивилизации. Он писал о событиях американской революции, о морских путешествиях, о трагической судьбе индейских племен. Значительность проблематики соединялась в романах Купера с ярковыраженным приключенческим началом и увлекательностью повествования, а сила романтического воображения с достоверностью. Путешествуя по Европе Купер побывал во Франции, Германии, Италии, и очень хотел побывать в России (Одессе). За годы пребывания в Европе им были написаны несколько романов посвященных прошлому Европейских стран («Браво», «Палач»). В своей пенталогии о кожаном чулке он описывает судьбу американского пионера Капитана Бумпо, писатель запечатлел процесс освоения американских земель Европейским колонистами. В этих романах перед читателем живет и действует старый человек безграмотный, полудикарь, но обладающий в совершенстве лучшими качествами истинно культурно человека: безукоризненной честностью по отношению к людям, любовью к ним и постоянное стремление помочь ближнему, облегчить его жизнь, не щадя своих сил. Героев Купера ожидает множество необычайных приключений, они примут участие в жестокой борьбе за свою независимость. Купер был приверженцем американской демократии, но видя, что происходит в Европе, он опасался, что и Америка попадет под власть олигархии финансистов и промышленников. После своего путешествия он изменил свой взгляд на американскую действительность. Европейские впечатления помогли ему более глубоко разобраться в явлениях жизни США, многое заставило его разочароваться в восхваляемой им прежде американской демократии. Он стал свидетелем захватывающего страну ажиотажа нажива и спекуляции.

С резкой критикой буржуазной Америки, Купер выступил в романах «Долой», «Дома» и особенно в романе «Моникыны» являющимся социальной политической сатирой на буржуазные государства. Критика буржуазных порядков велась Купером с консервативных позиций; он склонялся к цивилизации патриархальной фермерской Америки.

Эмиль Золя (1840-1902гг.)

Эмиль Золя один из крупнейших французских писателей II половины XIX века. Он был создателем теории натурализма - направление, которое возникло в 60-80гг. XIX века. В своих многочисленных статьях он изложил и обосновал теорию, натурализма как нового и единственного метода в литературе: самой знаменитой теоретической работой Золя является «Экспериментальный роман».

Натурализм по утверждению Золя представляет собой развитие традиций реализма прошлого. Золя интересуется успехами науки, открытиями в биологии, медицине и считал, что закономерности развития и животного мира могут быть перенесены на человеческое общество («те же законы управляют камнем на дороге и мозгом человека»). Золя считал, что писатель должен строго объективно изучать и отображать факты действительности, и не должен руководствоваться личными или политическим симпатиями. Стремление к натуралистическому анализу, детали быта, интерес к физиологии сочетались у Золя с тенденцией создания циклов романов, охватывающих большие и разные группы людей, связанных между собой родственными отношениями и социальными судьбами. Одним из самых знаменитых романов Золя было «Ругон-Маккары» - это серия романов, состоящих из 20 томов, которые он писал 22 года. Это была социальная история одной семьи. В этих романах были определены две задачи. Во-первых, изобразить историю разных представителей этой семьи в нескольких поколениях на основании теории наследственности. Во-вторых показать социальную обстановку в которой живут и действуют представители этой семьи, но прежде всего «Ругон-Маккары» это художественная летопись Франции, в период второй империи. Золя показывает положение различных классов и социальных групп. В его романе изображена правящая верхушка, высший свет республики, крупная финансовая буржуазия, банкиры, спекулянты, для которых режим Наполеона III представлял удобную возможность грабить Францию. Мелкая буржуазия, реакционное духовенство, ремесленники и рабочие, крестьянство, интеллигенцию. Золя отобразил жизнь всех этих людей, различных слоев общества. Большой его заслугой являлось то, что хотя он и был приверженцем натурализма, но судьбы и характер его героев объясняются не биологическими, а социальными факторами. Писатель видел противодействие действительности, он хотел изменений о обновлений мира, но боялся революции, не хотел ее и надеялся на мирное урегулирование, противостояние между трудом и капиталом. Одним из известных романов был «Жерминаль» (название весеннего месяца в революционном календаре установленным в период буржуазной революции). В этом романе правдиво показывается условия жизни простого рабочего народа и закономерность его возмущения. Главные действующие лица - это шахтеры, которые за свой каторжный труд получают ничтожную плату. Золя также сгущает краски, описывая личные отношения и семейную жизнь шахтеров. Золя принимал активное участие в общественной жизни Франции. Он выступил в защиту Дрейфуса - капитана Французской армии - еврея, который был обвинен в государственной измене и был приговорен к каторге. Золя опубликовал знаменитое письмо президенту Франции в защиту Дрейфуса, за которое его приговорили к тюремному заключению. Он вынужден был бежать из Франции и жить в Англии, но через год вернулся. Золя знали и любили в России. Некоторые его произведения появились в начале в России, а потом во Франции. Сам Золя писал, что начало его мировой известности, положила Россия и он всегда сохранял благодарность к стране: «предоставившей ему трибуну и самую образованную, страстную аудиторию».