Смекни!
smekni.com

Борис Акунин и его герои (стр. 4 из 5)

Смерть Ахилеса

“Интеллигентная публика давно уже тосковала о ком-то подобном”

“Вкусно пахнет великой русской литературой”

“Глянцевая словесность очень высокого уровня”

“нечто такое, что и не видано никогда было в природе”

(из рецензий)

Как видно из эпиграфа, рецензенты оценивают творчество Бориса Акунина весьма высоко. И действительно: о нем говорят, о нем пишут (некоторые так прямо не переставая), Акунин вошел в “полуфинальный” список соискателей премии им. Аполлона Григорьева.

А теперь предоставим слово самому автору. Григорий Чхартишвили: Мне кажется, что в лестных отзывах на мои книжки есть изрядный перехлест. Акунинские сочинения, по-моему, занятны и, надеюсь, приятны для чтения, но не более того. Я просто пишу развлекательную беллетристику. Ничего сложного в моих текстах нет, ни малейшего напряжения мозгов они не требуют.

Именно так дело и обстоит на самом деле—стоит отметить честность и точность автора—нечасто писатель столь справедливо оценивает собственные произведения.

Роман Бориса Акунина “Смерть Ахиллеса”—это добротный детектив, приятный для не обременяющего мозги чтения, и не раздражающий, в отличие от большинства его современных собратьев, глупостью или пошлостью. Что само по себе уже немало. Но, заметим, явно недостаточно для того, чтобы быть выдающимся произведением.

В этой книге описывается расследование обстоятельств смерти всенародного любимца, генерала Соболева, сыщиком Эрастом Фандориным, а также приводится развернутая биография генеральского киллера: история превращения мальчика Ахимаса в закоренелого негодяя и наемного убийцу.

Действие романа происходит в конце XIX века, а основные события разворачиваются летом 1882 года, в период с 25 по 29 июня.

Чувствуется, что автор проделал серьезную работу по изучению реалий того времени: ткань плотна, повествование замешано на вызывающих доверие мелочах (средства передвижения, тарифы на газ, размеры чаевых). С фактической стороной, на мой дилетантский взгляд, дела обстоят хорошо. Несколько хуже с художественной: детали не прорисованы (автор пишет широкими мазками), широко используются штампы, не вполне естественны диалоги и поступки персонажей (особенно впечатляет Евгения, предавшая мужа ради шапочно знакомого по детству бандита Ахимаса).

Законы жанра соблюдены: налицо лихо закрученный сюжет (с несколько разочаровывающей, правда, развязкой—слишком просто из слишком сложного), многочисленные подсматривания и подслушивания, переодевания и маскировки, погони и убийства, а также непременное торжество справедливости в финале. “Потому что—как же иначе?”, как риторически вопрошал в начале нашего века один мистический анархист.

Местами весело, отдельные эпизоды довольно забавны. Иногда возникает ощущение, что автор, описывая прошловековые будни, нет-нет да и эзопово кольнет современность: в Москве никак не достроят Храм, высасывающий соки из бюджета, процветает вымогательство чиновников, распространена подделка акцизных марок, наклеиваемых на бутылки с водкой.

Написано внятным литературным языком, который, как удачно выражаются иногда при обсуждениях сетевой прозы, “не мешает”. Разве что иной раз глаз застрянет на каком-нибудь не слишком удачном обороте, вроде таких, например: “приоткрыл глаза в полную ширину”, “четырехугольный горшок”, “в голове заклубился туман”, “тончайшая игра нюансов белого и розового на лице собеседницы”, “согласно науке о концентрации, отключил все органы чувств, кроме слуха”. Но в целом отторжения не вызывает: особых проколов, как, впрочем, и особо удачных мест, нет. Незначительные неудачи пропускаешь снисходительно: это же детектив, причем детектив качественный.

Как и в подавляющем большинстве детективов, персонажи книги—одномерны: каждого из них можно полностью охарактеризовать одним словом: супермолодец Фандорин, супермерзавец Ахимас, преданный Маса, бестолковый агент полиции, продажный начальник Хрустинский, коварный горец Хасан, шпион Краббе, и т.п.

Главный герой, конечно, предельно положителен. Эраст Петрович Фандорин молод, красив, высок, строен, широкоплеч, умен, силен, да и к тому же—ниндзя. Он обладает отменным слухом, тонкими подкрученными усиками, и необъяснимой способностью всегда выигрывать при бросании жребия—он даже наперед знает, упадет ли, например, монета орлом или решкой, чем, кстати, повергает в шок собравшихся убить его офицеров, и те, потрясенные, отпускают его с миром. Наверное, положительным качеством следует считать и некоторую нечувствительность Фандорина к гибели своих знакомых: для сыщика это даже хорошо. Умер при странных обстоятельствах друг-генерал, убили старого учителя—Эраст, может, и опечалился ненадолго, да особо не горевал. Тем более что, “если отрешиться от всех помыслов и всецело отдаться постижению самого себя, то в душе наступит просветление. Эраст Петрович изо всех сил старался отрешиться и просветлеть” пишет автор и назидательно добавляет: “что очень непросто и достигается лишь путем долгой тренировки”.

Статский советник

Действие его происходит в 1891 году. Впервые (а "Советник" – шестая книга серии) пути-дорожки Эраста Фандорина пересекаются с российским революционным движением. Впервые, наверное, в отечественной словесности конфликт между царской властью и "нигилистами" изложен ни с какой точки зрения, - автор добросовестно (и весьма убедительно) воспроизводит логику и защитников режима, и его врагов. Рассуждений о гражданской позиции в книжке немного, ибо имеем мы дело не с агитационной литературой, а с детективом, но они есть – и они внятны и ответственны. Автор ставит Фандорина перед тяжелым выбором: Эраст готов служить режиму (читай – России), но чем выше обезьяна забирается на кокос… чем, то есть, выше ты забираешься по служебной лестнице, тем мерзее товарищи по службе и ужаснее человечьи отношения. Причем, карабкаясь по этой лестнице, даже самый благородный дон начинает приобретать повадки карьериста и прочие атрибуты несвободы. Короче, в последних строках романа новый московский генерал-губернатор (братишка государя-императора) предлагает Фандорину занять место московского обер-полицмейстера. "Однако августейшая десница так и повисла в воздухе.