Смекни!
smekni.com

Вопросы по истории древней русской литературы (стр. 3 из 8)

1.Свод из 12 тт. - по одному на каждый месяц.

2.Дощли 3 версии: Софийские Минеи (30-40 гг.), Успенские и Царские Минеи (40-50 гг).

3.Входили жития святых,память к-рых отмечается в данном м-це, и вся лит-ра о них.

4.В кодекс входили соч. греч. “отцов церкви” (патристика), кн. Иосифа Волоцкого против еретиков “Просветитель” и др.

5.Размеры этого памятника велики: в каждом из томов по 1000 листов. С сер. 19в. до нач. 20 в. велось научное изучение Миней и до сих пор не завершено.

III.“Домострой”. “Стоглав” -нормы церк. культа, “Великие М. Ч.” определяли круг чтения рус. человека, то “Д” - сис-ма норм внутр., дом., жизни.

1.“Д” опирался на более раннюю лит. традицию. : “Поучение Вл. Мономаха”, на проповеднич. сборники по вопросам жизн. обихода (“Измарагд” =изумруд,”Здатоуст”)

2.“Д” - правила домашнего хоз-ва - состоит из 3 частей: о поклонении церкви и царской власти; о “мирском строении” (отношения внутри семьи), и о “домовном строении” - хозяйстве.

3.2 редакции : 1-ая содержала при описании быта живые сценки из моск. жизни (о бабах-своднях). 2-ая ред. сер. 16 в. связана с Сильвестром,священником, близкому к царю.

4. В центре “Д” - отдельное хоз-во 16в., замкнутое внутри города и отроажает быт зажиточного горожанина (а не боярина-землевладельца). Это рачительный хозяин с домочадцами и слугами.

5.Хозяин покупает все на рынке, сочетает торгово-ремесленную деят-ть с ростовщичеством. Чтит царя и власть : “кто противится властителем, тот божию повведению противитца”.

6. Сильвестр устранил яркие сцены быта, сохранил суровость, строгость внутр. быта, обязательное “рукоделие”, скаредность, сохранение дом. тайн. Умеренность и осторожность во всем.

Т. Обр., создание “Стоглава”, “Вел. Миней Четиих”, “Д” имело цель взять под контроль развитие кул-ры и лит-ры. Контроль был жестким во время опричнины И. Гр. (Курбский: “Затворил свое царствие аки в адовой твердыне”). Гр. не допускал лит-ру с Запада, где в это время развивалось Возрождение и Реформация. Прекратилось печатание , и Иван Федоров вынужден уехать в Зап. Русь (Острог,Львов). 16в. - неблагоприятный для развития худ. лит-ры. Печатается “полезная” с т. зр. офиц. идеологии л-ра: повести иторич. и церковно-поучит. хар-ра. Развиваетсся светская публицистика.

33. “Домострой” Сильвестра Благовещенского: идеи, композиция, жанр, изобразительные средства

С Домостроем (Д) в истории рус. кул-ры связаны многие легенды и мифы - верный признак значимости памятника национ. самосознания, возникшего на излете средневековья. Легенды отражают историю самого текста, а мифы - его восприятие. но - восприятие нашего времени.Оценить значение памятника для того времени. когда он возник - вот что важно, Все хорошо в свое время... время оценит... но время и сохранит... Время сохранило нам Д.

Идеи

Д. - памятник ср\век. лит-ры, нравоучит. хар-ра, т. е. повествовательный элемент подчинен назид. целям.

Каждое положение аргументируется ссылками на образцовые тексты (ос. Священного писания). В основе - народ. мудрость. еще не отлившаяся в законченность пословицы.

Хар-р изложения нацелен на подачу информации (посредством истин Писания).

Утверждение нравственного идеала одухотворяет Д., за усредненными штампами слышен голос ср\век. автора.

В Д. утверждается иерархия между людьми - черта ср\век. быта.

Жанры (традиц. для ср\век. лит-ры)

1. “поучения от отца к сыну”, известные на Руси с сер. 11в. Аторы поучений - люди царственного ранга (Вл. Мономах), феодалы. Д. отражает этап развития жанра, когда такую возможность получает купечество.

2. Сжатые по форме нравственные”слова святых отец, како жити христаном” (сборники нравственного содержания - Измаргад= изумруд, соч. Иоанна Златоуста и др.).

3. Д. испытывал влияние многих ср\век “обиходников”, к-рые определяли порядок и чин (идеал Дома сближался с идеалом монастырской жизни).

4. Первоначально Д. содержал многие картинки с натуры (городские рассказы простонародного типа).

5. Влияние на окончательный текст оказали западноевроп. “домострои” (др\греч. Ксенофонта “О хоз-ве”,”Политика” Аристотеля, чешские и польские обработки Фомы Щитного. Николая Рея).”домострои” ср\век Европы: Франческо да Барберини, Леона Альберти, Бальтазара Кастильоне и др.

Автор “Д”

1. Богобоязненный чел, размышляет вдухе своего времени.

2. Использует установки нравственной жизни в общественной среде.

3. Не личные переживания. страсти. пороки. скорбы. не индивид. хар-ки событий, а только то, что явно направлено на служение другим членам общ-ва - начиная с семьи.

4. В семье наставления личным примером - социальная позиция автора.

5. Строгая регламентация - “это порядок что делать и как жить”.

6. Циклы в организации жизни.

Вывод: Д. в момент своего сложения является порождением самой демократич. и социально свободной по тем временам территории Руси.

Композиция и изобразит. ср-ва

Д. - сборник текучего состава. многие его списки отличаются др. от др.. составляя неск. редакций и типов,что является обычным для ср\век. памятников. Д. - всего фрагмент “культурного текста” своей эпохи. Стоглав и Судебник были законами официальными. Д. навсегда остался свободным от жесткой нормализации. Сложность содержания делает К. размытой. Изобр. ср-ва.

Д. использует изречения народной мудрости.

В Д. нет намеренного сочинительства, поэтич. или ораторских приемов, создающих впечатление образности.

Нет тех худ. ср-в современной лит-ры,к-рые в 15 в. успешно воплощались в ср-вах самого языка - образного. синкретически многозначного, гибкого в изложении мысли и настолько яркого, что насовременный язык не всегда удается передать многоцветье его образов.

Лит. традиция идет от древнейших переводов на славянский яз. христ. текстов нравственного хар-ра.

В Д. отражена духовность как естественная потребность личности, живущей в жеском мире средневековья, “снятая” с древненовгородской традиции. Новаторство Д. в том и состоит, что не в пример своим источникам, он по-новому понимает характер и уже включает в социальную практику то. что психологи называют направленностью. тем самым подступая к понятию о самосознании.

36. “Смута” 17 в. и древнерусская лит-ра. “Летописная книга” С. Шаховского

Начало 17 в. стало для России временем глубокого социального и гос-ного кризиса.Многочисленные восстания крестьян,холопов,посадских людей.Восстание Ивана Болотникова - первая крестьянская война в русской истории.Польская интервенция привела к потере Смоленска и др. территорий.Шведы закрыли России выход к Балтийскому морю.Кризис царской власти.Потомки назвали это время Смутным, или Смутой.Федор Иванович,последний царь из дома Калиты, умер в 1598 г., не оставив наследника.На престоле Б. Годунов.Хотя воцарение Б. Г. было обставлено “как всенародное избрание”, но авторитет самодержавной власти стал быстро падать.После смерти Б.Г. (1605) Мономахова шапка превратилась в игрушку в руках многочисленных претендентов.Она добывалась столь же легко,сколь и терялась. Сын Б.Годунова - Федор носил титул государя всея Руси лишь 6 недель. Его убили сторонники Лжедмитрия 1. Сам Лжедмитрий 1 свергнут, не процарствовав и года. На 2-й день после его смерти (1606) царскую власть захватил глава заговорщиков Василий Шуйский, последний Рюрикович на московском троне. Но Россия не хотела признавать этого “боярского царя”. Разнесся слух, что “Димитрий Иванович” спасся.Во имя этого призрака взбунтовались города - Путивль,Чернигов, Рязань, Тула,Болотников действовал за “природного царя Димитрия”, но выражал он интересы социальных низов и призывал к расправе с правящим сословием.После осады Тулы В. Шуйскому удалось одолеть крестьянское войско. Новый враг угрожал - Лжедмитрий П .Почти 3 года Москва и Тушино грозили друг другу.Шуйский обращается за помощью к шведам.Эта смена царей, “игра в царей” отражала важный идеологич. сдвиг: русский народ перестал верить в божественное происхождение самодержавной власти.За время Смуты появилось более десятка самозванцев из разных социальных слоев. Всесословная активность характерна не только для политич. и социальной борьбы.Активнеось - вот характерная черта Смутного времени,ярко проявившаяся в сфере лит-ры.

Роль устного и писаного слова возросла в громадной степени.Воззвания распространяли все претенденты на престол. Агитац. “грамотки” выходили из лагеря Болотнткова. Грамота - это деловой,канцелярский жанр, смысл к-го в информации о каких-то событиях. Авторы грамот писали ритмич. и рифмованной прозой,использовали риторич. приемы,включали в тексты “плачи”. В итоге информация отодвигалась на задний план, и грамота становилась произведением красноречия. Агитац. письменность Смутного времени подготовила худ-ное переосмысление деловых жанров - одно из лит-ных открытий 1й половины 17в. Смутное время - бесцензурное время( много партий, нет правительственного и церковного контроля за лит-рой). Писатель свободно размышляет, отказывается от традиц. средневвековой схемы “праведник либо грешник”, открывает многообразие,сложность, противоречивость человеч.хар-ров. Культурная переориентация России: до 17в. рус.л-ра ориентировалась на л-ру Юго-Зап.Европы (греки,балканские славяне),теперь на Украину и Белоруссию и Польшу. Польская л-ра играет роль л-ры - посредницы: через нее в русский обиход темы и персонажи европейской кул-ры.

Хронограф 1617г. - “поворот к Зап. Европе”: сведения по античной мифологии (о Геракле, Персее, о титанах,о Хроносе). Главы по истории Священной Рим.империи и Польши. Хронограф поддерживал процесс европеизации рус.к-ры. Патриарх Филарет в 1618 г. вернулся из плена и провозгласил изоляционизм,запретив ввозить и читать книги “литовской печати” - издания единоверных укр. и белорус. типографов. Но опыт Смутного времени не пропал даром. Московская патриархия боролась на два фронта: препоны контактам с Западом и война скоморохам,носителям народного ис-ва. Скоморохи с 11 в (по русским источникам). “Бог создал попа, а бес скомороха”. Репрессии против них - признак не силы, а слабости церкви, к-рая стала опасаться “мирской
“ л-ры.