Смекни!
smekni.com

Вопросы по истории древней русской литературы (стр. 5 из 8)

Анонимный автор высказал мысль, чтобы там “православную християнскую веру вкоренити по-прежнему”.

Но основная цель - информировать, что совершили казаки.

Композиция “историч.” повести повторяет композицию официальной войсковой “отписки”.

Документальная манера, оправдательные ноты. почтение к Москве,казаки понимали,что царь и его окружение склонны к уступке Азова.

Поэтическая повесть Федора Порошина

1. На Земский собор 1642 г. с Дона приехала войсковая станица, есаулом к-рой был дьяк Федор Порошин,беглый моск. холоп - автор “поэтич” повести об азовском осадном сидении, Это самый выдающийся памятник азовского цикла.

2. Земский собор - единственная надежда казаков. К этой инстанции и обращается автор.

3. Поэтич. повесть подчеркнуто почтительна к Москве, Отрицат. моменты вложены в уста турок: “И то вам, ворам, даем ведать, что от царства вашего Московского никакой вам помощи и выручки не будет, ни от царя, ни от человек руских”.

4. Эмоциональность придает этому произ-нию своеобразную окраску.

5. Начало - перечень турецких войск - в форме документальной и бесстрастной нагнетает чувство страха и безнадежности.

6. Когда агитация облекается в худ. форму,художественная идея всегда обнаруживает тенденцию к самостоятельности, Так и в азовском осадном сидении. Ф. Порошину не удалось выполнить агитац. задачу: Азов вернули туркам, зато как худ. пр-ние “поэтич.” повесть была высоко оценена современниками и неоднократно перерабатывалась.

7. На ее основе во 2-ой пол. 17 в. была слздана “сказочная” повесть об Азове : историч. канва подчинилась романтич. интриге.

8. Три фактора успеха повести

· Переосмысление канцелярских жанров.

· Использование воинского стиля (о Мамаевом побоище).

· Ориентация на казачий фольклор.

39. Реформы Никона и старообрядчество. Идеи “жития” протопопа Аввакума.

I. Раскол в церкви. Кружок ревнителей древнего благочестия. 40-е годы 17 в. Решение 3 задач:

1. против произвольного сокращения службы;

2. протв беспорядков во время богослужения;против пороков среди духовенства (пьянство,рязврат,стяжательство);

3. против проникновения светских начал в духовную жизнь.

Кружок группировался вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева, сюда входили Никон и Аввакум. Царь Алексей Мих-вич выступал за исправление богослужебных книг и унификацию церковных обрядов, что способствовало интересам самодержавия,шедшего к абсолютизму.

4. Выбор образцов, по к-рым производить исправления ; древнерусские книги (Аввакум) или греческие (Никон).

С 1652 г. патриарх Никон, желая сохранить роль и авторитет церкви в гос-ве, провел ряд реформ по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Оеформы вызвали протест со стороны части церковников и феодалов. Произошел раскол в русской церкви.

Старообрядцы отказывались признать реформу Никона :

1. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием;

2.велел произносить слово “аллилуйя” не 2, а 3 раза;

3. двигаться вокруг аналоя не по солнцу (“посолонь”), а против него;

4. подверглась изменениям одежда служителей и монахов; замена слов по сути равнозначными (“певцы” - “песнопевцами”, “вечное” - “бесконечным”, “видевшие” - “узревшими”).

Споры носили килейный хар-р. Но став патриархом, Никон круто порвал с Кружком и выслал их из Москвы. Аввакум был сослан в Сибирь. Церковный собор 1666 - 1667 гг объявил проклятие всем противникам реформы. Подвижнической смертью погиб и протопоп Аввакум. После многолетнего заточения в земляной тюрьме он был слжжен на костре в 1682 г.

Идеи “Жития” протопопа Аввакума

1. Демократизм одушевлял его лит-рное тв-во и его проповедь. Его жизненный опыт - простому народу на Руси живется тяжело. “И без битья человек насилу дышит. А чуть что - палкой полбу: не ходи,мужик, умри на работе!”

2. Идея равенства - одна из любимых идей А. “Небо одно, земля одна, хлеб общ, вода такожде”.

3. В русских людях он видел братьев и сестер “по духу”. не признавая сословных различий. Он ссылается на букву и дух Евангелия. Но мысль о равенстве в 17 в. на Руси приобретает “мирской” и бунтарский хар-р.

4. Демократизм идеологии и эстетики.

Это определяет и язык. нормы. и изобразит. ср-ва. и писательскую позицию. Для А. читатель - тот же крестьянин или посадский мужик,с ним надо говорить просто.

5. Просторечие - стилистический принцип Аввакума.

40. Жанровое и стилистическое своеобразие “Жития” протопопа Аввакума.

I. Жанр “Житий”

Рус. церкви было важно добиться канонизации рус. святых,непременным условием к-рой было наличие жития. Древнейшим рус. житием было “Житие Антония Печерского” - монаха,первым поселившегося в пещере.Во второй половине 11 в. создаются “Житие Феодосия Печерского” и два варианта жития Бориса и Глеба. Две группы агиографич. сюжетов: тема идеального христианского героя. ушедшего из “мирской” жизни и заслужил жизнь “вечную”; тогда как герои др. группы житий стремятся обосновать своим поведением не только общехристианский, но и феодальный идеал.

Две тенденции : соблюсти в житийных произведениях требования жанровых канонов.выработанных многовековой историей агиографич. жанра (отвлеченный риторич. хар-р); жизнь вносила в житийные памятники публицистичность, лит-ное разнообразие, сюжетную увлекательность,

Жития святых - это та форма церковной лит-ры. к-рая ближе всего стояла к лит-ре светской , историч. и публицистич. и в к-рой легче всего могли сказываться оппозиц. и еретич. идеи, влияние апокрифов и народной легенды.

Стиль “Житий” - у Аввакума талант стилиста

1. А. владеет “русским природным языком” , т.к. ощущает себя не пишущим, а говорящим. (“Да что много говорить?” “А еще сказать ли, старец, повесть тебе?”).

2. Эмоциональность, скорбная патетика. Он то ласкает слушателя ( голубчик,батюшко и др), то бранит “Федор, веть ты дурак!”. Скорбная патетика звучит в обращении к боярыне Морозовой, к-рая умирала с голоду в Боровской тюрьме: “Свет моя, еще ли ты дышишь? Друг мой сердечной...”

3. Юмор ; смех исцеляющий. Он смеялся над своими врагами,называя их “горюнами”, “бедными”, смеялся над самим собой. Он был лишен сана: “Оборвали.что собаки, один хохол оставили. что у поляка. на лбу!” Он ободрял смехом, но и предохранял от самовозвеличения и самолюбования

4. Главный герой -он сам. Впервые в древнерусской литр-ре автор так много пишет о себе (тужит,рыдает, вздыхает,горюет)

5. Сравнение с апостолами. Ссылаяясь на авторитет апостолов, А. невольно и себя объявляет апостолом (впервые рус. писатель сравнивает себя с христианскими писателями). А как апостол он м. писать и о себе, свободен в выборе своих и чужих поступков, свободен в обсуждении своих и чужих поступков.

6. А. - новатор. Нарушает традицию тем,что возвращается к апостольским истокам этой традиции. Объединяет автора и героя в одном лице агиографич. повествования, что недопустимо с традиц. т. зрения (прославление себя есть греховная гордыня).

7. Пользуется агиографич. каноном. В экспозиции говорит о родителях и детстве. о первом знамении (“И что будет плавание?”). Море -жизнь, корабль - судьба человека. все это средневековые образы, и они становятся сквозными образами “Жития”,к-рое заканчивается изображением “казней” 1670 г. в Пустозерске.

8. Чудеса. Далее вне связи с фабулой, следует неск. эпизодов из жизни А. И по композиции, и по тематике они напоминают “чудеса”, к-рые присоединяются к древнерусскому житию.

9. Символич. толкование бытовых реалий. Это важно в сис-ме идеологич. и худ-ных принципов. В реформе А. видел гибель всего национального уклада, значит. гибнет и Древняя Русь. Поэтому любовно описывает рус. быт, в в особенности семейный.

10.“Жития” - проповедь и исповедь. Искренность - одна из поразительных черт этого произ-ния, А. ненавистны ложь и притворство. Он пишет только правду,к-рую подсказывает ему “рассвирепевшая совесть”.

11.Речь и язык. Тихая, спокойная речь не в природе А. Сама молитва часто переходит в крик. Брань, восклицания,мольбы пересыпают его речь.Описывает внешние проявления: “ноги задрожали”, “сердце озябло”. Язык его эмоционален,употребляет бранные выражения, ласкательные (мучка, хлебец, дворишко, сосудец).

12. Круг тем : от богословских рассуждений до откровенного описания физиологич. отправлений человеч. организма. Личное отношение пронизывает все изложение.

Изверившись в царе Алексее и в его наследнике, поняв, что московские государи отреклись от “древнего благочестия”, А. перешел к прямой антиправительственной пропаганде. За это и сожгли его - не только за раскол, но и за “великие на царский дом хулы”.

№41 - 42. Сатирическая литература XVIIв.

Проза, часто ритмизованная проза часто раешный стих. Памятники анонимны. Сюжеты дублируются в фольклорной традиции.

“Повесть о Ерше Ершовиче.”

Дух соц протеста. Чатстое обличение феодальных порядков и церкви. Первая редакция 1596г.

Сюжет: тяжба ерша с лещем и головлем, ростовского озера жильцами. Ерш попросился пожить в Ростовском озере, Л и Г пустили его, а он сволочь расплодился и завладел озером. (Далее пародия на судебное дело.) Судьи признают что правы Л и Г. Но ерш и тут выкрутился.