Смекни!
smekni.com

Происхождение государства (стр. 3 из 6)

-необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, включая принудительные, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, даже те, которые воспринимаются ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

-необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических, накопление общественных богатств привело к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в свою очередь, организуются как государства.

В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточных государств наибольшее значение имела необходимость совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств значительную роль сыграли процессы классообразования и необходимость подавления эксплуатируемых классов[9].

Право формировалось одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию правовой системы и наоборот[10].

Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общественной элиты в Спарте, привела к существованию там аристократической республики[11].

ГЛАВА 3. МНОГООБРАЗИЕ ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ

Основные теории происхождения государства — теологическая патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная — ставя во главу угла какой-либо один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

В научной литературе вполне оправданно обращается внимание на то, что при рассмотрении проблем происхождения государства и права не следует смешивать два весьма сходных между собой, но в то же время не идентичных вопроса, а именно — вопрос о закономерностях образования государства и права с вопросом о причинах их возникновения[12].

Закономерность, отражая внутренние, глубинные связи государства и права с окружающей их материальной, социальной и иной средой, обусловливающей процесс их зарождения, становления и дальнейшего развития, свидетельствует об объективной данности исторической предопределенности рассматриваемого процесса в любом зарождающемся и развивающемся обществе. В то же время причинность (причины) возникновения государства и права указывает на те конкретные материальные, социальные и иные объективные факторы-условия, которые непосредственно порождают или же обусловливают в прямой или косвенной форме данный процесс[13].

На основе анализа условий, вызывающих необходимость возникновения государства и права и фактически порождающих их, разрабатываются различные учения о происхождении государства и права, а также создаются соответствующие теории.

Исследуя вопрос об учениях, касающихся государства и права, известный немецкий теоретик государства и права Георг Еллинек писал на рубеже XIX — XX в. о том, что «теоретическая наука» разработала общее и особенное учение о государстве. Первое стремится выяснить основы всего учения о государстве, подвергая научному исследованию явление государства вообще и основные его определения. Свои выводы оно извлекает из исследования не отдельных государственных образований, а всей совокупности исторических и социальных форм проявления государства.

Что же касается «особенного учения о государстве», то оно «занимается либо сравнением отдельных учреждений государств вообще или определенной группы государств или — еще уже — определенной группы государств на протяжении известной эпохи, имея при этом целью конструировать и объяснить типы этих учреждений, или же особенное учение о государстве есть просто познание учреждений конкретного государства в их историческом развитии или в их современной форме».

Подводя итог своим суждениям, автор заключает, что «особенности учения о государстве есть, таким образом, либо учение об отдельных учреждениях государства вообще, либо учение об учреждениях отдельного государства. В первом значении его можно назвать специальным, во втором — индивидуальном учением о государстве»[14].

Следует заметить, что в своем научном труде Г. Еллинек говорит, во-первых, не о государстве и праве, вместе взятых, а только о государстве. Право при этом, судя по логике рассуждений автора, несомненно, подразумевается. А во-вторых, речь идет не об учениях о происхождении государства и права, а об учениях о государстве вообще. Учение о происхождении права рассматривается при этом как неотъемлемая часть всего учения о государстве.

В последующие годы, включая марксистский период в России и других странах, многие отечественные и зарубежные авторы все учение о государстве и праве, включая учение об их происхождении, структурно подразделяли на такие составные части, как: а) учение о государстве и праве как таковых. Применительно к процессу происхождения государства и права рассматриваются причины и условия их первоначального возникновения на Земле независимо от того, где и как они впервые зародились; б) учение о государстве и праве отдельных типов, включая рабовладельческое, феодальное и другие типы государства и права. При цивилизованном подходе к классификации государств и правовых систем это учение о государстве и праве, принадлежащим к тем или иным отдельно взятым цивилизациям; и в) учение о государстве и праве, возникающих на базе того или иного отдельно взятого общества, в той или иной стране.

В подобном дифференцированном подходе к учению о государстве и праве вообще и к процессу их первоначального зарождения в частности, несомненно, есть свой методический (в учебном плане) и методологический (в научном отношении) резон. Он позволяет, не теряя из виду общие для всех изначально возникающих государств и правовых систем, выделить причины и условия их появления, в то же время глубоко и всесторонне исследовать и менее общие, а точнее — типовые (общие для каждого типа государства и права) и конкретные («индивидуальные») причины, обусловливающие появление на мировой арене того или иного отдельно взятого государственно-правового феномена.

2. Наряду с учениями, представляющими собой систему воззрений ученых-юристов о государстве и праве или же их совокупности, разработанными ими теоретическими положениями о государстве и праве как таковых вообще, в отечественной и зарубежной юридической литературе существует множество теорий, касающихся различных сторон данных явлений, включая процесс их возникновения и развития. И это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные взгляды и суждения различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы[15].

Речь идет не только о классовых интересах и связанных с ними противоречиях, как это длительное время утверждалось в нашей отечественной и отчасти в зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире. Имеется в виду весь спектр существующих в обществе интересов и противоречий, оказывающих прямое или косвенное влияние на процесс возникновения, становления и развития государства и права.

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин. Высказаны сотни, если не тысячи самых различных предположений. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

Причины их и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем. Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия. Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами. В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений. И, в-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном допущении смешения в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими сопредельными соотносящимися с ним процессами.