Итак, рассмотрены наиболее глубокие, и потому наиболее скрытые стороны проблемы суррогатного материнства, затрагивающие как саму суррогатную мать, так и биологических родителей и самого ребенка. Мы видим, что последствия для всех трех сторон, участвующих в этой сделке, не могут быть названы благоприятными. Вывод может быть только один – притяжение души ребенка на воплощение в неблагоприятных для нее условиях является эгоистическим деянием обеих договаривающихся сторон – биологических родителей и суррогатной матери. Невежественно нарушая естественный механизм воплощения души, обеспечивающий всем ее участникам наиболее благоприятные условия для развития и творчества, они берут на себя ответственность, всю величину которой не в состоянии себе представить. У нас пока слишком мало информации для изучения рожденных таким образом детей – ведь самым старшим из них сейчас едва больше пятнадцати лет. Мы не можем пока знать, кем вырастут эти люди, какое развитие получат их личности. В этом и состоит основное заблуждение – люди с упоением гонятся за сиюминутными эгоистическими удовольствиями и не желают видеть их отдаленные, но неизбежные последствия.
Желание родить «собственного» ребенка более чем понятно. Однако, если этого не получается сделать, не будет ли более благородным обратить свои взгляды на уже рожденных детей, оставленных своими родителями? Точно так же, как к родителям притягивается собственный ребенок, к ним придет и этот – усыновленный. И мне кажется, что более гуманным будет потратить деньги не на дорогостоящие операции, а на помощь уже рожденному малышу, который станет вашим навсегда.
Суррогатная мать - это здоровая женщина, согласная на основе соглашения (договора) после искусственного оплодотворения выносить и родить ребёнка для другой семьи. Зачатие происходит в условиях специализированного медицинского учреждения (без полового акта) для чего могут использоваться как яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары, так и доноров.
3.9 Откуда берутся красавицы и чудовища?
Возникает очень важный вопрос, имеющий непосредственное отношение к проблеме суррогатного материнства. Он заключается в следующем – случайно ли, что данный ребенок родился именно у данных родителей? Если считать, что ребенок – это только тело, которое сформировано по образцу, данному родителями, и в котором содержится незатронутые, подобно чистому листу, память и психика, то такой вопрос не имеет смысла. Однако, если понимать, что родилась, а точнее - воплотилась готовая и сформированная личность, то этот вопрос приобретает огромную важность. Ответив на него, мы ответим одновременно на еще один весьма болезненный вопрос, который, по сути говоря, лежит в основе проблемы суррогатного материнства – почему у некоторых супружеских пар нет детей вовсе.
Дети, входящие в наш Мир, приходят в него по зову своих родителей. Зачатый ребенок развивается в утробе своей матери, чтобы в один прекрасный момент явить себя на свет Божий, заявив о своем появлении громким криком. Природа пока не знает другого способа появления детей, кроме как в муках матери. Какая бы ни была мать, как бы она ни относилась к ребенку – ей приходится проходить через родовые схватки, длящиеся иногда по многу часов.
Любой ребенок, как это ни удивительно, имеет не только генетическую память. В нем, как в замысловатом сосуде, причудливо смешиваются и переплетаются корни многих поколений, он, будучи на первый взгляд невинным, таит в себе скрытые способности и возможности, которые то ли будут раскрыты на протяжении его жизни, то ли так и останутся спящими в нем.
Дети, действительно, наследуют черты обоих родителей. Но только ли внешние? Как часто нам приходится слышать негодующие возгласы: «Как же ты похож на отца, размазня!» или «Какая ты неряха, вылитая мать!» В обычном, «природном», зачатии ребенка участвуют двое – мать и отец. Они создают для него тело, куда потом приходит душа. Появление души в теле будущего человечка – акт единственный, не повторяющийся никогда больше. Как же приходит душа, какая приходит? По подобию тех, кто в это время ближе к ребенку. В обычном случае это мать и отец. Дети, помимо внешности, наследуют черты характера родителей. Душа ребенка формируется подобной душам родителей ребенка. Причем, как и внешнее сходство может быть с дальними предками, так и духовное родство не ограничивается ближайшими поколениями.
Рождение именно этого ребенка именно у этих родителей является не случайностью, а закономерностью и необходимостью. Эта необходимость становится ясной, как только мы вспомним, что ребенок есть личность, пришедшая сюда для собственного развития и проявления. Следовательно, условия ее рождения должны быть для нее наиболее благоприятными. Это означает, что и родители, и будущее окружение ребенка, и все сопутствующие его детству жизненные условия являются именно той средой, которая более всего подходит именно для него, для проявления его личности. Он как бы притягивается к тому месту и к тем родителям, которые соответствуют ему самому – наработанной им личности. Но тогда проблема суррогатного материнства вырисовывается куда более определенно – мы видим, что наличие суррогатной матери вносит разлад в этот четкий и закономерный механизм. Дело в том, что ребенок в этом смысле «притягивается» к своей суррогатной матери, а вовсе не к биологической. Не будем забывать, что гены, содержащиеся в клетках отца и матери, ответственны только за формирование тела ребенка, но не его души, под которой мы будем понимать его личность. Посредником между телом и личностью является кровь – недаром во все времена придавали огромное значение именно «кровному» родству. Поскольку в жилах ребенка течет кровь суррогатной матери, то именно она станет тем посредником, к которому «притянется» душа ребенка. Значит, возникает проблема, которую не в состоянии разрешить никакое законодательство. У ребенка, в любом случае, независимо ни от каких соглашений, оказывается ТРИ родителя, причем доля суррогатной матери, кровь которой участвует в выборе воплощающейся души, оказывается более важной, чем гены биологических родителей, участвующих только в формировании для этой души тела. Душа, притянувшаяся по подобию крови, к родовой линии суррогатной матери, оказывается воплощенной в теле, которое создано на основе генной информации, передаваемой по родовой линии биологических родителей.
Душа ребенка, для развития которой является наиболее благоприятными те условия, которые она могла бы получить в жизненной среде суррогатной матери, оказывается ввергнутой в жизненную среду, которую предоставляют ей ее биологические родители. Здесь не имеет никакого значения то, насколько эти условия являются благоприятными в материальном плане – вполне возможно, что для развития данной души они как раз неблагоприятны, потому что она нуждается в таких жестких внешних условиях, которые императивно стимулировали бы ее рост. Мы видим, что возникает ужасная путаница – биологические родители создают воплощающейся душе такие условия, которые, возможно, не являются для нее подходящими – этим они наносят и ей и себе большой ущерб, и именно они несут за это огромную ответственность.
3.10. Кто она, суррогатная мать?
По медицинской статистке, 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Значит, единственный выход для этих людей - усыновление ребенка. Замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более. Программа "суррогатного материнства" дает шанс иметь ребенка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары.
СОГЛАШЕНИЕ о суррогатном материнстве бывает коммерческое или некоммерческое, то есть альтруистическое. При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду. Некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды, кроме оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Чтобы избежать проблем, с суррогатной матерью необходимо заключить договор, в котором должны оговариваться:
•Компенсация расходов на медицинское обслуживание.
•Компенсация потерь в заработке.
•Место проживания суррогатной матери в период беременности.
•Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение.
•Последствия рождения неполноценного ребенка.
•Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка.
Если суррогатная мать остается анонимной, то целесообразно заключать договора:
•Между суррогатной матерью и медицинским учреждением, где будет проводиться искусственное оплодотворение и дальнейшее наблюдение за протеканием беременности.
•Между этим медицинским учреждением и супругами-заказчиками.
В новом Семейном кодексе РФ, в разделе IV, главе 10, имеются две статьи, связанные с данной проблемой. Ст. 51, п. 4, ч. 2: "Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)". Ст. 52, п. 3, ч. 2: "Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать... не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства". То есть приоритетное право решать судьбу ребенка принадлежит суррогатной матери, и на практике может возникнуть ситуация, когда генетическим родителям будет отказано в материнстве и отцовстве. Кстати, если суррогатная мать на момент заключения договора состояла в браке, то согласие мужа на участие жены в ЭКО является необходимым условием действительности договора. Включение акушера в состав участников договора суррогатного материнства необходимо для того, чтобы бесплодные супруги могли получать полную информацию о состоянии суррогатной матери в период беременности.