3.11 Здоровье эмбрионов будет охраняться законом.
Приступая к экспериментам с эмбрионами и плодами, американским ученым придется руководствоваться принципами заботы об их благополучии, как если бы они были обычными добровольцами в научном исследовании. Изменение правил в этой области предложено администрацией Джорджа Буша, которая не в первый раз проявляет заботу о неродившихся американцах.
Пока слова о необходимости заботиться об эмбрионах носят декларативный характер. Внесение изменений не дает какой-либо реальной защиты и не оказывает влияния на государственную политику в этой области. Однако эта проблема, вместе с проблемами незащищенности различных социальных групп как объектов научных исследований, будет разбираться специальной комиссией.
Члены этой комиссии пока не назначены. В результате ее работы должны быть приняты рекомендации для Министерства здравоохранения и социальных служб, руководство которого будет инициировать разработку законов, если посчитает это необходимым. Защищать планируется и те эмбрионы, которые вынашивают женщины, и те, что получены в результате экстракорпорального оплодотворения или клонирования.
Кроме того, комиссия будет заниматься разработкой положений, которые помогут защищать другие уязвимые группы, включая новорожденных, детей, заключенных, а также тех, кто в силу тех или иных причин не может дать информированного согласия на участие в эксперименте.
Хотя существенных изменений в политике государства не произошло, это сообщение может расцениваться как политическая победа для тех, кто ратует за усиление защиты детей до их рождения. Некоторые рассматривают это как шаг в направлении запрета абортов. В сентябре уже был принят закон, который позволяет Штатам включать в программу медицинского страхования детей с момента зачатия. 01.11.2002.
3.12 Работа - рожать
Суррогатное материнство: новый вид биологических услуг или социальный подвиг?
«Ищу суррогатную мать», «требуется женщина, желающая выносить чужого ребенка» — таких объявлений в Интернете с каждым днем становится все больше, впрочем, так же, как и пополняются ряды семей, которые по тем или иным причинам не могут стать родителями естественным способом.
Сейчас в мире — это пятая часть семейных пар. К альтернативному методу обзаведения потомством (речь идет об оплодотворении ин витро (в пробирке) и о суррогатном материнстве), несмотря на изменение в ментальности, отношение далеко неоднозначно. В некоторых странах, в связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса, деятельность в этом направлении запрещается национальным законодательством, в частности, во Франции и Германии, а в Канаде и Великобритании не разрешается рассмотрение судебных исков по этому поводу.
Христианская религия также отрицательно смотрит на подобные манипуляции с донорством половых клеток, поскольку оно нарушает целостность личности, и, кроме того, по мнению служителей церкви, данная методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной близости, устанавливающейся между матерью и ребенком. Кстати, в подтверждение этому можно вспомнить установленный современными учеными факт о том, что ребенок в утробе еще на четвертом месяце своего развития распознает свою мать и реагирует на каждое проявление ее настроения, тем самым даже ей сопереживая.
В Украине явление «суррогатное материнство», впрочем, как и другие революционные технологии в области репродуктивной медицины, ассоциируется с именем директора института репродуктивной медицины, профессора Федора Дахно. Он рассказал «Дню», что первый ребенок с помощью суррогатной матери появился в стране в 1980 году, и в роли исполнителя выступала сестра заказчицы. С тех пор этот метод в Украине стал популяризироваться, правда, говорить о том, что суррогатное материнство стало носить для бездетных пар массовый характер и о том, что в ближайшем будущем это может произойти, пока не приходится. По словам Ф. Дахно, сейчас для Украины — это единичные случаи.
Возможно, именно поэтому в стране не существует банка суррогатных матерей, в отличие скажем от США, где собрана огромная база данных, предлагающая сведения о донорах яйцеклеток. База позволяет выбрать донора, руководствуясь даже такими критериями, как этническое происхождение, вероисповедание или внешность. В Украине проблема поиска в основном перекладывается на плечи заказчиков, хотя помогают в этом и сотрудники института, которые зачастую разыскивают суррогатных матерей среди своих родственников и знакомых.
Некоторые ученые и эксперты считают, что суррогатное материнство в Украине не имеет широкого распространения не из моральных соображений, а из материальных, поскольку бездетной паре намного легче усыновить ребенка с непонятной наследственностью, чем выложить полторы тысячи долларов за медицинские процедуры и в три раза больше на «зарплату» и содержание исполнительницы. Действительно, в данной ситуации затрагиваются интересы не только непосредственно главных действующих лиц, а также и семьи женщины, которая согласилась быть суррогатной матерью; ведь для мужа осознание того, что жена вынашивает чужого ребенка для чужой семьи, тяжелая психологическая травма.
Согласно негласным требованиям, в роли суррогатной матери может выступать женщина не старше 35 лет, притом обязательно уже рожавшая, поскольку в этом случае риск того, что после она захочет оставить ребенка себе, в несколько раз уменьшается. Оптимальным вариантом для роли суррогатной матери является родственница. Правда, здесь могут возникать курьезные случаи. К примеру, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, то абсолютно непонятно, кем она приходится новорожденному — то ли матерью, то ли бабушкой, то ли и тем и тем одновременно.
Согласно опросу, опубликованному в биоэтическом разделе сайта www.booksite.ru, в зависимости от возраста и региона, в котором проводилось исследование, от 18 до 28% считают этот метод неприемлемым и аморальным, а 24% в связи с тем, что мало осведомлены в этой области, вовсе не имеют собственной точки зрения по этому вопросу.
Зато большинство врачей (61%) уверены в том, что при наличии патологии у женщин, которая не позволяет им рожать, этот метод является оптимальным. Отечественные психологи называют суррогатное материнство моральной ломкой для общества. «Западные люди куда менее эмоциональны по сравнению с нами, и все равно там это становится трагедией, как для матери-заказчицы, так и для матери исполнительницы, поскольку никогда нельзя сказать точно, проснутся ли материнские чувства у этой женщины или нет», — говорит кандидат психологических наук Наталья Бастун. По ее мнению, популяризируя суррогатное материнство, общество тем самым воспитывает морально нездоровое поколение, поскольку предлагает новый вид биологических услуг или модифицированную проституцию. Все же, как считает Н. Бастун, остановить накатывающуюся волну невозможно, можно лишь с этим смириться и привыкнуть.
Кандидат социологических наук Любовь Бевзенко считает, что это явление связано с социологическими факторами, а точнее, суррогатное материнство нужно рассматривать в контексте культур. «Если для традиционной культуры суррогатное материнство было бы абсолютно неприемлемо, то постмодернистской не присуще оценочное суждение, иными словами, каждый делает только то, что считает нужным», — говорит социолог. Между тем еще в Библии упоминался элемент суррогатного материнства. Бездетные женщины для поддержания своего престижа прибегали к помощи рабынь, которые рожали ребенка от хозяина, а в последний момент на руки его брала законная жена, тем самым демонстрируя свое неоспоримое право на младенца.
Федор Дахно имеет абсолютно четкую позицию относительно моральности данного метода. Он считает, что матерью имеет право назваться лишь та женщина, которая воспитала ребенка, а тех женщин, которые из альтруистических соображений пошли на сделку, необходимо, на его взгляд, расценивать как совершивших социальный подвиг, что должно материально поощряться государством. Правда, конкретные житейские истории свидетельствуют, что альтруистических порывов не так уже и много. Для некоторых женщин суррогатное материнство становится всего лишь высокооплачиваемой работой. В интервью газете «Высокий замок» Анна, которая работает менеджером в Симферополе, рассказала, что пошла на суррогатное материнство исключительно из-за безденежья. После развода с мужем она, в первую очередь, хотела ему доказать, что сама в силах решить свои финансовые проблемы. Но сейчас боится увидеть ребенка, поскольку это, по ее словам, причинит немало боли.
Надо заметить, что при институте репродуктивной медицины конфликтных ситуаций, когда суррогатная мать не хотела отдавать ребенка, не было. Впрочем, и оспаривать свое материнство суррогатной матери юридически крайне сложно.
В дополнении к Закону Украины «О трансплантации органов и тканей» четко указано, что супруги, которые дали согласие на проведение репродуктивных методик, обладают в полном объеме родительскими правами и обязанностями по отношению к детям, которые родились в результате этих методик. В проекте нового Семейного кодекса Украины, который прошел первое чтение, указано, что в случае имплантации в организм другой женщины зародыша, зачатого супругами, родителями ребенка являются именно супруги. Вместе с тем, у заказчиков все равно существует определенный страх, что в последнюю минуту материнский инстинкт возьмет свое, и суррогатная мать скроется с глаз обманутых генетических родителей. Анна рассказывает, что ежедневно ей приходилось убеждать генетическую мать в том, что не сбежит.