До недавнего времени признавалось, что в основе семьи лежит юридически оформленный (нередко пожизненный) союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. В этом случае в категорию семей не попадают состоящие в законном браке супруги без детей, лица, состоящие в гражданском браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми, пожилые супруги, имеющие проживающих отдельно взрослых детей, совместно проживающие однополые партнеры и пр.
С учетом современных реалий в развитии института семьи английский социолог Энтони Гидденс определяет семью как ячейку общества, состоящую из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например, социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка (Цит. по Томпсон Дж. Л., Пристли Дж. Социология. М.: АСТ, 1998, с. 162).
Подход Гидденса отражает многообразие существующих жизненных укладов и одновременно порождает вопрос о том, какие уклады могут быть отнесены к "настоящим семьям". Этот вопрос наиболее актуален в проведении государственной семейной политики. Тенденция последних двух десятилетий состоит в том, что государство постепенно расширяет социальные гарантии в отношении незарегистрированных супругов и их детей.
Примечательная особенность последних лет – разделение родительства и супружества. В настоящее время единое представление о семье вообще все более размывается. Взамен формируются различные концепции семьи, отвечающие потребностям конкретной практики (в частности, при научном обосновании социальной политики в отношении семьи, социальной работы и проведении эмпирических исследований).
Таким образом, сегодня уместно говорить не о "семье" вообще, а о различных типах семей. Ответ на вопрос, что такое семья, может состоять либо в сужении объема понятия (например, считать семьей лишь такие общности, где есть зависимые члены – несовершеннолетние, инвалиды или пожилые), либо в выделении различных типов семей как особого рода малых групп.
ГЛАВА 2. СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Суррогатное материнство является относительно новой репродуктивной технологией, аналогично зачатию в пробирке. Для многих бесплодных пар оно становится единственной возможностью иметь собственных детей. Суть метода заключается в том, что существует договорное соглашение между женщиной, вынашивающей плод, и "нареченными" родителями, согласно которому суррогатная мать вынашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает новорожденного на усыновление "нареченным" родителям.
Суррогатное материнство может принимать различные формы в зависимости от степени бесплодия пары.
"Традиционные" или "частичные" договоренности предполагают использование яйцеклетки суррогатной матери и семени "нареченного" отца. При "гестационном" или "полном" суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят зиготу (оплодотворенную яйцеклетку), которая была оплодотворена в пробирке и состоит из гамет нареченных родителей (яйцеклетки и сперматозоида). Известны также случаи, когда мужские гомосексуальные пары заключали соглашение с женщиной, чтобы она родила им ребенка".
С точки зрения медицины, этот метод уже достаточно разработан. Некоторые конкретные данные и цифры по проведенным исследованиям можно прочитать в журнале "Проблемы репродукции" 3/98. Основываясь на полученных данных "делается вывод о приемлемости программы суррогатного материнства, особенно у молодых женщин".
Какие требования медики предъявляют к суррогатным матерям? Этот вопрос ставится в статье "Девушка, родите нам ребенка!" на сайте "Яблоко". "Во-первых, это должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, несомненно, здоровая. Но это не все. У суррогатной матери непременно должна быть семья: и муж, и не менее двух детей". Это необходимо для того, чтобы женщине было на кого перенести материнские чувства после расставания с новорожденным и тем самым несколько сгладить душевные переживания.
В той же статье приводятся некоторые статистические данные. Оказывается, в мире родилось уже порядка полутора тысяч таких детей, а в нашей стране, по мнению медиков, их не более десяти. "Первый ребенок появился в Харькове, там мама родила ребенка собственной дочке с врожденным отсутствием матки. С доктором, которая в этом принимала непосредственное участие, у нас тесные контакты, поэтому мы всегда в курсе дел в этой семье. Ребенку там уже 6 лет".
Однако, являясь с точки зрения медицины методом помощи бездетным парам, суррогатное материнство вызывает массу вопросов со стороны юридической и морально-этической.
Об основных юридических аспектах взаимоотношений между суррогатной матерью и потенциальными родителями рассказывает юрист Е. ЩУЧКИНА в статье "Суррогатное материнство: за и против": "При использовании метода суррогатного материнства между потенциальными родителями и женщиной, которая согласилась выносить и родить ребенка, как правило, заключается письменный договор. В этом договоре должны оговариваться:
•Компенсации расходов на медицинское обслуживание;
•Потери в заработке;
•Место проживания суррогатной матери в период беременности;
•Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение;
•Последствия рождения неполноценного ребенка;
•Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные на рождение здорового ребенка и др."
До сих пор юридические аспекты этого метода воспроизводства не до конца определены законами нашей страны. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации "лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)". То есть государство отдает той, что родила дитя, право решать его судьбу.
Сайт Независимого Благотворительного Центра помощи пережившим сексуальное насилие указывает на то, что ни в Семейном кодексе, ни в каких-либо иных нормативных и правовых актах нет даже упоминания о тех правах и, главное, обязанностях, которые возникают у мужа суррогатной матери, если она состоит в браке. "При оформлении договора в медицинском учреждении о выполнении услуг по вынашиванию ребенка женщина, желающая выступить в роли суррогатной матери, подписывает соответствующий документ, в котором она выражает свое согласие на применение по отношению к ней соответствующих процедур. Согласия ее мужа при этом никто, как правило, не спрашивает". В то же время на мужа не только ложится определенная моральная нагрузка в период беременности жены, но и материальная ответственность за новорожденного в том случае, если женщина решит воспользоваться своим узаконенным правом оставить ребенка.
Правовая путаница возникает не только в нашей стране, где законодательство далеко от совершенства, но и за рубежом.
"В свое время вся Америка с живейшим интересом следила за ходом судебного процесса Джонсон против Кальверт, поднявшего массу вопросов, касающихся суррогатного материнства вообще. Супруги Кальверт, не имеющие детей по причине удаления матки у миссис Кальверт, заключили соглашение с молодой незамужней медицинской сестрой Анной Джонсон об услуге суррогатной матери.
За $10 000 последняя согласилась выносить беременность плодом, зачатым при оплодотворении яйцеклетки миссис Кальверт сперматозоидом ее же супруга. Однако, незадолго до родов мистер Кальверт неожиданно передумал и... подал иск в суд штата Калифорния о признании Анны Джонсон настоящей матерью ребенка. В конечном итоге суд этот иск не удовлетворил, заявив, что генетически этот ребенок является потомком четы Кальверт, а суррогатная мать, хотя и выносила его в своей матке в течение долгих 40 недель, лишь играла роль "няньки, которой родители на время доверили свое чадо". Однако далеко не все были согласны с решением суда - миллионы рожавших женщин, знакомые с ощущением новой маленькой жизни, находящейся в матке, полагают, что именно беременность и роды, а не генетический материал половых клеток делают женщину матерью.
Суррогатное материнство - неистощимый источник разного рода курьезов и безобидных путаниц в статусе родственников. Например, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки... собственной дочери, оплодотворенной сперматозоидом зятя, то кем она приходится родившемуся ребенку - матерью или бабушкой? Или матерью и бабушкой одновременно? Таких случаев история репродуктологии знает немало" - пишет Сергей Гончар в статье "Люди из пробирок: сегодня и завтра".
Однако возникающие проблема и путаницы отнюдь не всегда будут так безобидны.
"Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков; они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.
Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. Они отмечают также, что подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления" - утверждается в статье "Религиозные и этические аспекты секса и репродукции" на сайте Невронет.