Смекни!
smekni.com

Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О.Мандельштама (стр. 6 из 6)

Содружество искусства слова – литературы с другими видами искусств – театральным, музыкальным, изобразительным создало в Москве неповторимую, только ей свойственную атмосферу, позволили накопить громадное духовное богатство, сформировать, по словам М.Ю. Лермонтова, «собственную душу». И даже при неизбежных в каждом современном городе изменениях, архитектурных и градостроительных перестройках, Москва и сегодня сохраняет свою притягательную силу, особый уют, неистребимый московский дух, наследственную культуру, традиции …

Московские музеи, площади, улицы, переулки вызывают богатейшие историко-литературные воспоминания и ассоциации, так необходимые, чтобы лучше понять связь времени и поколений, острее пережить ни с чем не сравнимое чувство любви к Родине.

Подводя итог всему вышесказанному, мы в очередной раз убедились, что несмотря на то, что оба поэта, и Мандельштам, и Ахматова, жили и работали в Москве, этот город не смог заменить им Петербург. Мы видели как вместе с переменами в их жизни менялось и отношение к Москве. Мандельштам вначале, воодушевленный встречей с Цветаевой, восхищался этим городом, эти первые впечатления подарила ему именно она. Затем он резко стал отрицать его… И только в завершении своей московской лирики он смирился с Москвой, почувствовал ее значимость, «ощутил» столицу сталинской империи. Ахматова же наоборот, в первых своих стихах, посвященных Москве, показала свою неприязнь к городу. После недавно пережитых душевных потрясений, Москва только усугубляла состояние поэтессы. Затем последовал период отчужденности, Ахматова не находила себе места в этом городе, тоска всецело поглощала ее. И только после окончания Великой Отечественной войны она «приняла» город, стала для него «своей». В конце она уже восхищается Москвой, она не хочет с ней расставаться. Но несмотря на все это, ни Ахматовой, ни Мандельштаму так и не удалось стать москвичами. Петербург навсегда остался их родиной.

Список использованной литературы:

1. Мандельштам Н.Я. Вторая книга: Воспоминания. – М.: Московский рабочий, 1990.

2. Видгоф Л.М. Москва Мандельштама. – М.: Корона-Принт, 1998.

3. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Воронеж.: Издательство воронежского университета, 1990.

4. Маргвелашвили Г.Г. Осип Мандельштам: стихотворения, переводы, очерки, статьи. Тбилиси: Мерани, 1990.

5. Геворкян Т. Несколько холодных воспоминаний о Москве. Марина Цветаева и Осип Мандельштам

6. Павловский А.И. Анна Ахматова: Очерк творчества. – Л.: Лениздат, 1982.

7. Виленкин В. В сто первом зеркале. – М.: Советский писатель, 1987.

8. Урбан А. Образ Анны Ахматовой / / Звезда. - №6. – 1989.

9. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. М.: Радуга, 1991.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Курсовая работа

по дисциплине

«Литературно-туристические центры»

на тему:

«Московские страницы в лирике А. Ахматовой и О. Мандельштама»

Выполнил студент группы Т1-3 Евсюнин К.

Проверила Чеботарева Е.В.

Москва 2002г.

Содержание

Москва – культурный центр России……………….….……………….…1

О.Э. Мандельштам………………………………...…..………………….…..3

Московские адреса………………………….….….…………….…..…….…...3

Московская лирика О.Э. Мандельштама………..…………..….….……..7

Стихи 1916-1918 гг……………………….………...….……..…..….…...7

Стихи 20-ых – начала 30-ых годов……………...…..……..….…..….13

Стихи второй половины 30-ых годов…………….………..….…….14

А.А. Ахматова……………………………………….………….…….....…….17

Московские адреса………………….……...………....…..….…...….…....……17

Московская лирика А.А. Ахматовой………….……..……….…..….……26

Значение московской лирики в жизни поэтов……………...………..31

Список использованной литературы…………..……….………….….…32


[1] Не сохранился, известен в краеведческой литературе под №3

[2] Из собрания сочинений А. Ахматовой.

[3] Имеются в виду архангелы Гавриил и Михаил.

[4] Геркуланум – римский город, погибший вместе с Помпеями во время извержения Везувия в 79 г. н.э., раскопанный археологами.

[5] Декалькомани – переводные картинки.

[6] ССП – Союз советских писателей.

[7] Эллипсис – пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена предложения.