Смекни!
smekni.com

Персонаж как объект аксиологического описания (на материале рассказов В. М. Шукшина) (стр. 1 из 10)

Министерство общего и высшего профессионального образования РФ

Кемеровский государственный университет

Факультет филологии и журналистики

Кафедра русского языка

Устименко Лариса Ивановна

Тема: Персонаж как объект аксиологического описания (на материале рассказов В. М. Шукшина)

Дипломная работа

Работа допущена к защите Научный руководитель

«______» ____________________г. к. ф. н., доцент Ким Л. Г.

Зав. кафедрой Работа защищена

_______________ Н. И. Шапилова «______» __________________г.

с оценкой __________________

Председатель ГАК

Кемерово 2000

Оглавление
Введение. 2

Глава I. Текстоцентризм как тенденция современной лингвистической парадигмы.

1.1. Языковая картина мира в современной лингвистике. 7

1.2. Авторская картина мира. 8

1.3. Текст как объект исследования. 9

1.4. Художественный текст как объект современной лингвистики. 11

1.5. Шукшин и его мировидение. 13

1.6. Человек как объект исследования Шукшина. 16

1.7. Оценочная лексика как средство отражения авторской позиции. 17

1.8. Контекст как средство выражения оценки. 21

Глава II. «Чудик» как объект лингвистического аксиологического описания.

2.1. Оценочность как основная категория в рассказах В. М, Шукшина. 23

2.2. Общая характеристика «чудиков». 27

2.3. Эволюция шукшинских «чудиков». 28

2.4. Классификация «чудиков». 30

Выводы. 46

Глава III. Аксиологическая характеристика «античудиков».

3.1. Общая характеристика «античудиков». 48

3.2. Типы «античудиков» и их языковая представленность. 49

Выводы. 62

Заключение. 64

Список литературы. 66

Введение

Отличительной чертой современной лингвистики является антропоцентризм [Караулов Ю. Н. 1987; Кубрякова Е. С. 1991]. Господство его принципов роднит лингвистику со многими другими областями знания, ибо интерес к человеку как центру вселенной и человеческим потребностям как определяющим разные типы человеческой деятельности знаменует переориентацию, наблюдаемую во многих фундаментальных науках.

Антропоцентризм как особый принцип исследования заключается в том, что научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и её усовершенствования. Он обнаруживается в том, что человек становится центром отсчёта в анализе тех или иных явлений, что он вовлечён в этот анализ, определяя его перспективу и конечные цели.

Антропоцентрический принцип в языке находит в современной лингвистике различные индивидуальные формулировки и оказывается связанным с исследованием широкого круга языковых явлений, отражённых языковом сознании говорящих.

В лингвистике антропоцентрический принцип связан с исследованием следующих проблем, касающихся связи человека и его языка:

1) язык и духовная активность человека;

2) язык, мышление и сознание человека;

3) язык и физиология человека;

4) язык и культура;

5) язык и коммуникация;

6) язык и ценности человека [Кубрякова Е. С. 1991].

«Язык может изучаться двояко – в отвлечении от жизни и в своей в неё погружённости. В синхронной системе языка противоречия возникают вследствие неравномерности развития разных его уровней и сохранности фрагментов прежних систем. В языке, взятом в контексте жизни, противоречия возникают вследствие его полифункциональности. Эти противоречия неизбывны, и вместе с тем язык находит способы их разрешения. Возможно, наиболее существенное противоречие определяется связанностью языка со структурой мышления – с одной стороны, и ситуациями жизни – с другой. Связь языка со структурой мышления ярко проявляет себя в формировании предложения и производных от него значений; связь с жизнью и психологией человека ярко проявляет себя в формировании модальных и оценочных значений.

Категория оценки соотносит язык с такими понятиями, как норма и нормативная картина мира, альтернатива и выбор, практическое рассуждение и принятие решения. Язык постоянно балансирует между упорядоченностью мышления и хаосом жизненных ситуаций, индивидуальных психологий и невзвешенных ценностей.» [Арутюнова Н. Д. 1988, с. 3-4]

Аксиологический (оценочный) аспект рассмотрения языковых явлений – одно из направлений антропоцентризма.

Разные словари дают самые различные определения оценки, так «Философский словарь» под оценкой понимает: «одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности и поступков людей в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. Общая оценка производится в категориях добра и зла. Она покоится на объективном критерии нравственности. В основе оценки лежит познание социального значения поступков. На этом основании с помощью оценки можно регулировать поведение людей.» [Философский словарь 1991].

Оценка как ценностное отношение человека к окружающей действительности всегда была предметом изучения этики, философии, логики. Соприкасаясь с окружающим миром, человек свой ценностный набор знаний выражает через оценку – предметов, признаков, явлений и т. д. Один из аспектов выражения оценки окружающей действительности воплощается в художественном произведении. Многоплановость и разнообразие этого выражения в последнее время привлекает всё большее внимание исследователей [Арутюнова Н. Д. 1988; Барчуков В. П. 1992; Вольф Е. М. 1985; Дейк ван Т. А. 1989].

Основной подход к изучению оценки до последнего времени был логико-философско-этическим. В собственно лингвистическом плане семантика оценки стала изучаться лишь в последнее десятилетие. По мнению Е. М. Вольфа [Вольф Е. М. 1985], такой лингвистический вакуум в исследовании оценки произошёл потому, что её функциональная семантика широкая и неопределённая, и охватывает в языке широкий диапазон единиц.

Объектом нашего исследования являются рассказы В. М. Шукшина. Было проанализировано собрание сочинений Шукшина В. М.: В 3 т. М.: Молодая гвардия, 1985.

Предметом является оценочная лексика, характеризующая образы основных персонажей. Анализу подвергаются два главных типа персонажей. Их описание осуществляется по следующей модели:

Объектом оценки является персонаж, оцениваемый со стороны разных субъектов: автора и персонажей (союзник, противник, самооценивающий субъект).

В общем, изучение творчества В. М. Шукшина – задача сложная и актуальная. Её решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-этической.

Не оставляя никого равнодушным, искусство В. М. Шукшина – писателя, актёра, кинодраматурга – постоянно рождает споры, научные дискуссии, которые далеко ещё не закончены.

Диспут, начавшийся в середине 60-х годов, обнажив разноречивые оценки и мнения в определении типа героя В. М. Шукшина, продолжается в наши дни.

Главным персонажем рассказов является человек, его духовные искания, размышления, нравственное напряжение, в чью стихию вовлекается личность.

Исследованием оценочных наименований, функционирующих в художественном тексте, практически не занимались. Эта тема становится актуальной лишь в последнее время.

Новизна нашего исследования заключается в рассмотрении оценочной лексики как средства характеристики главных персонажей в рассказах В. М. Шукшина.

Целью работы является исследование семантики и особенностей функционирования оценочных наименований лица в рассказах Шукшина. В связи с этим нами ставятся следующие задачи:

1. выявить контексты, содержащие оценочную лексику;

2. определить языковое отображение основных типов персонажей;

3. описать основные типы персонажей как объект оценки;

4. представить основные языковые характеристики авторской оценки персонажа, самооценки и оценки персонажами друг друга;

5. представить преобладающие типы оценок персонажей.

В процессе анализа нами использовались следующие методы сбора и описания материала:

1. приём описательного метода – наблюдение;

2. метод лингвистического описания;

3. дефинитивный метод;

4. метод сплошной выборки.

Выявлено и проанализировано 400 контекстов, содержащих оценочные наименования, используемые автором для характеристики своих героев на основании их поступков и свойств характера.

ГлаваI.

Текстоцентризм как тенденция современной лингвистической парадигмы.

1.1. Языковая картина мира в современной лингвистике.

Современная лингвистика сосредоточила фокус своего внимания на человеческом факторе в языке [Арутюнова Н. Д. 1988; Кубрякова Е. С. 1991 и др.]. В контексте этого подхода в языкознании активно разрабатывается понятие «картина мира». В самом общем смысле оно понимается как сложившееся у человека представление о мире в результате интерпретации в соответствии с закономерностями человеческого мышления восприятия объективной действительности органами чувств, накладывающими на него определённые ограничения.

«Языковая картина мира – важная составная часть общей концептуальной модели мира.» [Кубрякова Е. С. 1991, с. 139]. Она представляет собой перевод констант сознания (концептов) на уровень вербального мышления через семантические категории, которые направляют и регулируют мыслительную деятельность и систему языковых норм. Она «опосредована языковыми знаками, знанием языка, его единиц и правил и, главное, содержанием его форм.» [Кубрякова Е. С. 1991, с. 144].

«Отпечатки» языковой картины мира закреплены в структуре языка.

«Языковая модель лежит в основе мировидения носителей языка, репрезентирующего сущностные свойства мира в из понимании и являющиеся результатом всей их духовной активности.» [Кубрякова Е. С. 1991, с. 21].

Таким образом, духовность народа проявляется в структуре языка. Неразрывное единство этих явлений позволяет через анализ языковых культур восстановить лежащие в их основе идеальные сущности.

Языковая картина мира – явление многовариантное.