Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна,
более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с
места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся
Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга.
Монументальность романа проявляется не в изображении больших
событий крупным планом, а в изображении строительства новой
России. Борьба старого и нового становится определяющей в
развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных
условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось пре-
одолевать Петру на пути преобразования Руси.
Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше
исторических событий, действие концентрируется вокруг подкотовки
к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная
деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые
успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью
Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать
Питербурх.
Большое место отведено в этой книге психологическим характе-
ристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает
ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобра-
зований ( например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных
и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые
устои.Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается
Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг
Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих
нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков,
семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев.
"Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитаные Петром,
противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову
и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось,
но продолжало ненавидеть Петра и его нововведения.
Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального
протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке
на Варварке, и в поведении мухиков, в их недобрых взглядах,
в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам.
Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен
был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина.
Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в
леса. Движение раскольников, хотя и реакционое по своей сути,
является одной из форм протеста против усилившегося гнета в
период правления Петра.
В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда -
подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы
над шведами и возвращения исконо русских земель - Юрьева и Нарвы.
Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву.
" Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о
Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра.
В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его нова-
торство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за
границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны
картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции,
Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к
роману, будут осуществлены в этой части."
Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не
так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй
книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хо-
тя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить
становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по-
прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены про-
изошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее
теченние. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглу-
хо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья
или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли
отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Пе-
тербург.
Третья книга - это книга о блестяще одержанных победах русскими над
войсками Карла XII. В ней поставлена проблема культурного развития Рос-
сии, проблема формирования новой интеллигенции. Особенно ярко показан
образ молодой России, победившей в нелегкой борьбе.
Однако и в этой книге не ослабевает, а, наоборот, звучит с новой си-
лой социальный конфликт - рост противоречий между Петром и народом.
Книга осталась, к сожалению, незавершенной.
" Человека,- писал А.Н.Толстой,- равно как исторический отрезок времени -
можно понять только диалектически - в движении, в борьбе, в противоречии".
Так он изображает Петровскую эпоху - в движении, в борьбе нового со
старым.
В тексте нет указаний на определенные даты, нет ссылок на числа, ме-
сяцы, и все-таки движиние времени ощущается во всем: в том, как растет
и мужает Петр, как изменяется жизнь страны в целом и Москвы в част-
ности, как новое, с трудом воспринимавшееся ранее, прочно входит в быт
людей. Изменяется внешность людей, их характеры, жизнь, судьба. ( Семья Бров-
киных и князь Буйносов). Стремительный бег времени проявляется в общем
оживлении жизни страны, в том, как " представители одних слоев поднимают-
ся быстро вверх, другие не в силах поспеть за бурным темпом событий
и оказываются отброшенными резко назад".
В романе Толстого, в каждой строчке его чувствуется биение пульса большой страны, движение народа, который с честью выходил из всех суровых испытаний: и в созидательном труде и в борьбе добывал славу своей родине.
А.С.Макаренко восхищался бодрым звучанием романа Толстого: " Самое главное и самое прекрасное, что есть в книге, - это живое движение живых людей...-это здоровое и всегда жизнерадостное движение русского народа".