Очевидно, что вопрос о наличии тех или иных особенностей, которые не позволяют применить конкретную норму гражданского законодательства, должен оцениваться в каждом конкретном случае. Однако критерий такой оценки должен быть ограничен функциональной направленностью деятельности РФ как участника гражданских отношений, проявляющейся в реализации задач государственной власти.
Исключения из общего порядка гражданско-правового регулирования, вытекающие из особенностей государства, не могут толковаться в смысле оснований для приоритетной защиты прав и интересов отдельной категории субъектов и для безосновательного переложения негативных имущественных последствий ненадлежащей деятельности указанных субъектов на иных участников гражданского оборота.
Участие государства в гражданских правоотношениях
Правоспособность государства. Безусловно, выявление характера правоспособности изначально обусловливается социальной сутью самого субъекта, однако преследует юридическую, вернее, юридико-техническую цель: какой принцип лежит в основе содержательной характеристики правоспособности, т. е. исчерпывающий или неисчерпывающий перечень прав содержится в законодательстве? С практической точки зрения это важно как для законодателя, так и для пользователя. Законодатель использует данную характеристику как юридический прием при создании нормы, а пользователь данной нормы может судить о наборе своих субъективных гражданских прав и обязанностей или о гражданско-правовом статусе своего реального или потенциального контрагента[11].
Вопрос о характере правоспособности Российской Федерации сравнительно активно обсуждается на страницах научной литературы[12]. В частности, все высказанные мнения можно разделить надве диаметрально противоположные позиции.
Согласно первой и наименее распространенной из них правоспособность государства является общей (универсальной)[13].Аргументом обычно служит утверждение о том, что государство, являясь носителем публичной власти и осуществляя законодательные функции, в принципе может осуществлять любые права и обязанности.
Согласно второй позиции, которая представляется более обоснованной, правоспособность государства носит специальныйхарактер, т. е. объем возможных прав и обязанностей Российской Федерации изначально ограничен, в частности целями деятельности и публичными интересами. И Конституционный Суд РФ придерживается этой же позиции считая, что Российская Федерация участвует в гражданских правоотношениях как субъект со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права - граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы[14].
Кроме того, наряду с приведенной точкой зрения высказываются мнения о целевом[15](поскольку содержание правоспособности вытекает из функции носителя публичной власти), специально функциональном(так как содержание правоспособности, детерминированное функциями государства, обуславливает ее целевую направленность, в конечном счете, на удовлетворение общественных потребностей) характере правоспособности.
Но независимо от названия характера правоспособности (специальная, целевая, специально функциональная или даже специально-целевая), общим остается одно; гражданская правоспособность Российской Федерации носит исключительно специальныйхарактер, обусловленный особенностями государства как участника гражданских отношений. Поэтомугосударство может иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации им задач публичной власти.
Формы участия государства в гражданских правоотношениях
Вопрос о формах участия государства в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом[16]. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданскомобороте в двух формах:
1) в форме непосредственного участия — самостоятельно с помощью соответствующих органов(п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;
2) в форме опосредованного участия — через представителей(п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).
Что касается самостоятельного участия государства в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что в отличие от органов юридических лиц, полномочия которых определяются учредительными документами, полномочия государственных органов определяются рамками компетенции, установленной исключительно Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами.
Указание на то, что государственные органы выступают от имени государства, не должно вводить в заблуждение. В подобных случаях никаких отношений представительства не возникает,поскольку государство в силу особенностей своей природы (коллективный субъект) не может самостоятельно приобретать права и обязанности иначе, чем через действия своих органов. Иное дело, что выступление государства как самостоятельного субъекта в гражданском обороте посредством своих органов необходимо отличать от случаев самостоятельного хозяйствования последних, когда отдельные органы в качестве юридических лиц приобретают права и обязанности для себя (например, при приобретении каким-либо ведомством канцелярских принадлежностей для собственных нужд).
Обычно Российская Федерация участвует в гражданском обороте посредством органов исполнительной власти. К исполнительным органам относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, агентства, службы и иные ведомства, включая территориальные органы (гл. 6 Конституции РФ; ФКЗ«О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[17], Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314[18].
Что касается выступления Российской Федерации в гражданском обороте посредством представителей, то необходимо учитывать следующее.
Во-первых, органы государственной и муниципальной власти, юридические лица и граждане могут представлять интересы Российской Федерации лишь в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениям Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований (ст. 6, 38, 39 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ[19]; постановление Правительства РФ «Обуправлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» от 3 декабря 2004 г.№ 738[20]). Во-вторых, необходимо специальное поручение,исходящее от государства. По существу, речь идет о надлежащем оформлении отношений представительства, которое может основываться на акте уполномоченного органа или на договоре.Следовательно, особенности приобретения Российской Федерацией прав и обязанностей посредством представителей исключают наличие у последних полномочий, следующих из обстановки, в которой действует представитель (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК).
Виды гражданских отношений, в которых участвует Российская Федерация
Признание РФ полноправным участником гражданского оборота и распространение на режим его деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у государства равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектом отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности; 2) личные неимущественные отношения; 3)организационныеотношения.Укажем на основные особенности участия государства в данных отношениях.
Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественныхотношениях. Так, государство, будучи собственником (ст. 214, 215 ГК), являются субъектами вещныхотношений.
Правовой режим управления и распоряжения государственной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:
1) в существующих наряду с общими (абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК)специальных способахприобретения (например, п. 2 ст. 233 ГК) и прекращения (например, ст. 238—243 ГК) права собственности (так, в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат обязательной передаче в государственную собственность (п. 2 ст. 233 ГК); основаниями возникновения права государственной собственности на имущество являются также отчуждение у частного собственника вещей, изъятых из оборота или ограниченных в обороте (п. 2 ст. 238 ГК), и изъятие недвижимости для государственных нужд (ст. 239 ГК), выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, реквизиция, конфискация и национализация частного имущества (ст. 240, 242, 243, 306 ГК); государство производит отчуждение своего определенного имущества частным лицам в порядке приватизации);
2) порядке управления собственностью, функции по осуществлению которого от имени Российской Федерации возложены на органы и лица, указанные в п. 1 ст. 125 ГК (абз. 1 п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» от 25 февраля 1998 г. № 8[21]). Действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самого государства. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.