Смекни!
smekni.com

Почему произведения Стругацких - классика (стр. 4 из 5)

На самом деле язык Стругацких является легковоспринимаемым, красочным, чётким, что само по себе привлекательно. Приведу в пример такие отрывки из произведений: «С этой стороны лес был как пышная пятнистая пена; как огромная, на весь мир рыхлая губка; как животное, которое затаилось когда-то в ожидании, а потом заснуло и проросло грубым мхом. Как бесформенная маска, скрывающая лицо, которого никто ещё никогда не видел.» («Улитка на склоне», «Беспокойство»); «Он не удержался и снова посмотрел на небо Потом посмотрел назад, на пустую улицу. Всё было залито солнцем. Где-то в поле тащились беженцы, громыхала отступающая армия, драпало начальство, там были пробки, там висела ругань, орались бессмысленные команды и угрозы, а с севера на город надвигались победители, и эдесь была пустая полоса покоя и безопасности, несколько километров пустоты, и в пустоте машина и три человека» («Гадкие лебеди»)

Действительно, ничего нового в плане стиля нет, но как понятно и обобщённо-детально звучит описание, есть новые образы, новые краски и звуки, для произведений братьев характерна «непрерывность говорения», последовательность речи, но самое главное – это присутствие в каждой казалось бы незначительной фразе глобального обобщённого смысла. Что является эталоном у многих классических авторов. Язык Стругацких – это способ хорошо донести мысль до читателя.

ИСПЫТАНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Чтобы подтвердить, что произведения Стругацких прошли испытание временем, достаточно привести следующий перечень высказываний в различных периодических изданиях:

«Можно захватывать места в редколлегиях, редакциях, можно уподобиться легендарному голландскому мальчику, бегающему вдоль плотины и пытающемуся заткнуть пальчиком отверстия в ней, но процесс, объективно происходящий в обществе, остановить нельзя». - И.Васюченко о попытках критиков затормозить процесс признания Стругацких легкоопровержимыми нападками ("Отвергнувшие воскресенье" - "Знамя", 1989, № 5).

К. Булычев говорил: "Максим Каммерер, Тойво Глумов... Спросите любителей фантастики, и они сходу назовут вам десятки имен людей- героев фантастики, произведших на них не меньшее, а временами и большее впечатление, чем герои, так сказать, обычной реалистической литературы. Они не выпадают, не выбиваются из нашего восприятия современности, не нарушают целостной картины. Как у всех истинных мастеров слова, у Стругацких нарисованы знакомые нам по жизни типы. И чем невероятнее ситуации, в которых они оказываются, тем интереснее. Разве не то же самое мы испытываем, читая о похождениях героев Шукшина?" ("В "обойме" или вне ее?..." - "Советская библиография", 1989, № 2).

" - Если бы в 1988 году Вы учредили премию своего имени, каким бы трем писателям Вы ее присудили?

- Премию я дал бы братьям Стругацким, если бы у них был третий брат." - отвечал Давид Самойлов(С. Чуприн. "Предвестие" - "Знамя", 1989, № 1).

Но Стругацкие не только восхвалялись, были и такого рода замечания о различных недостатках братьев и в частности о том, «что раз уже можно писать открытым текстом, то Стругацким уже делать нечего»:

"Если напечатанное "Даугавой" на рассвете перестройки "Время дождя" братьев Стругацких еще читалось как нечто значительное или уж во всяком случае, многозначительное, то вышедший годом позже роман "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя" воспринимается как некий анахронизм: а стоит ли намекать на некие толстые обстоятельства, если и так все можно сказать, открытым текстом? Не был ли порожден интерес к так называемой социальной фантастике ее генетическим родством с идеологией застоя?. Эзопов язык недаром создан рабом, навык к разгадыванию его культивировался в обществе несвободных. Думаю, одна из назревших задач историков - выяснить, не было ли падение рабства трагедией для скоморохов, специализировавшихся на "организации досуга" невольников..." – высказывался Н. Коптюг ("Герой нашего времени" - "Сибирские огни", 1988, № 8).

На этот диссананс во взглядах существуют такие мнения:

"Что ж, полемика, споры, откровенные высказывания несовпадающих мнений стали в последнее время привычными явлениями нашей жизни, не только литературной, но и общественной. И разве не в этом заслуги братьев Стругацких, книги которых всегда внушали нам, что думать - не право, а обязанность человека?" (Беседы с Лемом. - "Студенческий меридиан", 1988, № 9).

Вообще, Стругацкие сейчас пользуются достаточно большой популярностью не только у их современников, но и людей уже третьего поколения. Об этом можно судить потому, что книги Стругацких переиздаются, а также по посещаемости их официального сайта. Вот несколько вопросов и обращений к Борису Натановичу, который, в отличае от своего брата, ещё жив:

Уважаемый Борис Натанович!
Рад вам сообщить, что в литературную программу школы, где я учился, внесли многие ваши произведения!!!
А как вы относитесь к тому, что " Трудно быть богом" теперь будут проходить в 5-ом классе, не рано ли?? Вот меня, например, Булгаков в школе совсем не привлекал (также впрочем как "Война и мир"), но сейчас я их читаю просто запоем. Не боитесь ли вызвать у школьников антипатию всвязи с насильствованием прочтения ваших книг?

Уважаемый АБС! Я хотел бы Вас спросить:
в настоящее время разгорается борьба между платными и бесплатными программными продуктами. Вернее, даже решается вопрос, какими должны быть идеи - платными или бесплатными. Мне интересно узнать, как вы считаете, идея как нечто самостоятельное, должна оплачитваться или нет? И если должна, то как это соотноситься с неоплачиваемостью идей, например, Ньютона. А если не должна, то как вы предсталяете жизнь изобретателя лет через 10-50?

Здравствуйте! Я очень люблю ваши книги, особенно "Пикник на обочине", "Понедельник начинается в субботу" и "Сказание о Тройке". Не судите меня строго, но, готовясь к уроку литературы в нашей школе, я выбрала именно "Понедельник начинается в субботу" для анализа как произведение современной литературы. И просто хотела задать вам несколько маленьких вопросов: как связано написание этого произведения с годом написания или с вашей биографией? Каким хотели вы создать своего героя? И(это уже от себя) как вы думаете, что будет дальше со Стеллочкой? Просто это мой самый любимый персонаж:) Пожалуйста, ответьте! Очень прошу!

Уважаемый Борис Натанович, хочу сказать Вам и Вашему брату Аркадию огромное спасибо за Ваши книги. Трудно выразить ценность этих книг. Они представили нам захватывающие литературные произведения; обратили наше внимание на свою собственную нравственность, заставив сначала задуматься над ней, а потом всё в ней перебрать; стали отправной точкой для поиска ответов на такие вопросы, как: зачем и почему, и, вообще, для исследования философии. Как оценить то, что люди, прочитав Ваши книги, раздвигают круг обычных бытовых проблем и начинают задумываться над тем, кто же они всё-таки такие? Ведь в ваших книгах так много вопросов и так много ответов, которые нам объясняют причины, по которым лучше искать, чем стоять на одном, пусть даже и на самом просторном месте. Мне кажется, что с этой точки зрения Ваши произведения бесценны.
Уважаемый Борис Натанович, хочу пожелать Вам крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов. И ещё раз огромное спасибо Вам и брату за Ваши книги.

О немалой популярности Стругацких говорит и большое число экранизаций Стругацких: «Дни затмения» ( 1988, «За миллиард лет до конца света»), «Искушение Б» ( 1990, «Пять ложек эликсира»), «Отель «У погибшего альпиниста» (1979, «Отель «У погибшего альпиниста»), «Сталкер» (1979, «Пикник на обочине»), «Чародеи» (1982, «Понедельник начинается в субботу»), «Письма мёртвого человека» (1986, снят с участием Бориса Стругацкого), «Трудно быть богом» (1989, «Трудно быть богом»). Стругацкие переведены на многие языки мира. Всё это свидетельствует о незаурядности написанных братьями произведений.

Стругацкие переведены на большое колличество языков: немнцкий, японский, французский, английский, итальянский, португальский, польский, чешский, словацкий, венгерский, румынский, украинский, латышский, эстонский, финский и эсперанто.

s Зачем изучать Стругацких.

Зачем в школе преподают литературу? Во-первых, для общего образования и всестороннего развития учеников. Во-вторых, для понимания детьми истории и воспитания в них лучших моральных качеств. В-третьих, в более глобальном смысле, для воспитания на опыте старого поколения поколение новое.

Зачем в школе преподавать Стругацких? Для того, чтобы дети увидели время конца ХХ века не в критически отрицательном свете (Солженицин, Шаламов, Пастернак и др.) и не в воспевающем (как его преподносила псевдолитература того времени), а в новом плане – рациональном. Стругацкие ещё в то время посмотрели на свою историю глазами будущих поколений, как делал это Булгаков со своей историией, как делал это Блок и многие другие великие литературные деятели.

Изучать Стругацких надо для воспитания в детях их ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ, воспитания лучших людей. Стругацкие идеально обобщили труды многих философов, писателей и иных деятелей культуры, они не гнушаются использованием в своих произведениях чужих высказываний и цитат, плодов народного творчества и тем более собственных умозаключений. Стругацкие – это литература обобщения и выбора наилучшего из мирового опыта.