О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее
Лихая учат не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра
Н. Старшинов
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую» лирику природы, пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в ее защите, сохранении и приумножении ее богатств.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
Н. Рубцов
Да, над этими строками следует призадуматься. Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять ее, превратив в рабыню, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Однако наша промышленность порой нарушает священный естественный союз земли, воды, неба и человека. Отсюда и исходит глобальная проблема современности – экологическая. Проблемы, проблемы… от них не уйти. Вопросы экологии остры сегодня. Еще острее они могут стать завтра.
Говоря о природе, мы часто употребляем слова «окружающая среда». Но ведь это такая бездушная, казенная фраза. Про природу так говорить нельзя. Она – наша святыня. А мы замахнулись на эту красоту. И как только рука поднялась? Осознание серьезности экологической проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнем бездушия и глухоты.
И писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности – нравственность, духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля, человек и судьбы природы.
Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразу после войны, когда все было подчинено одному – восстановлению жизни, обратился к своим читателям , ко всему народу с призывом – бережно, рачительно относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то, что служит верную службу многим поколениям.
Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическую проблему, которая получила дальнейшее развитие в литературе.
Вслед за ним многие писатели: О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айтматов – с особой силой выразили тот художественный взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, все время взаимодействующее и взаимопроникающее, доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственной проблемой. Это такие произведения, как «Прощание с Матерой» В. Распутина, « Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Царь-рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова.
Эти книги – прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных, значимых. О них спорят ученые. Над ними думают проектировщики. Их решают, к сожалению, далеко не всегда успешно, хозяйственники. Проблемы серьезные, всеобщие, народного масштаба: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в «покорении» природы. Эти вопросы ставит сама жизнь. Как сделать, чтобы, преобразую землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Эта проблема не только экологическая, но и нравственная. Осознание ее серьезности необходимо каждому. Поэтому и В.Распутин в произведении «Прощание с Матерой» передает свою тревогу. Писатель предостерегает против дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведенный ею порядок с целью оперативного улучшения – упрощения – приручения. Но еще важнее, что писатель говорит о необходимости осторожного обращения с самим человеком, его судьбой и укладом жизни. Не потому ли истинный художник начинает свою защиту любых ценностей с живого мира – с человека?
И.Б. Васильев, защищая природу, начал именно с него. Главный герой его романа «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин – неудачник и бедолага, блаженный и юродивый в глазах большинства своих земляков. природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий, поэтичный характер Егора – источник всех его несчастий и неудач. Егор – цельный и, несомненно, духовно сильный человек, абсолютно ясный, безукоризненный честный и искренний. На страницах романа действует и другой герой, противопоставленный Егору, - Федор Бурьянов. Он взрастил достойного преемника – сына Вовку, отрока с хищническими и садистскими наклонностями, по всем статьям антипода «чистоглазого» Коли – сына Егора. Потребительская философия жизни Бурьяновых проста и однозначна, пронизана мелочным практицизмом, холодной жестокостью. Бурьянов расправляется с Егором с такой же звериной бесчувственностью, с какой он методично избавляется от состарившихся собак. Слезы Бурьянова после встречи с умирающим Егором – скорее всего чистейший акт лицедейства. Писатель четко выдерживает психологический рисунок характера Бурьянова, вскользь упоминая в эпилоге, что Пальму, несмотря на просьбу Егора, все-таки Федор Ипатович пристрелил. Не мог не пристрелить. Слишком ненавистна стала Бурьянову собака зловещим напоминанием о совершенном преступлении. Да, Егор Полушкин погибает на посту, как положено «старшему сыну» природы, защищая дело всей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: «А природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек! Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» Егор с болью видит неблагополучие, трагедию края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях находится с ней. И еще Егор знает, что надо делать. Не только знает, но и делает, оберегая и приближая природу к людям, так как глубоко уверен, что бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты, радости. Именно все это писатель утверждает в своем романе.
Другой важной современной книгой является роман В. Астафьева «Царь-рыба». Два могучих человеческих чувства составляют основу книги, суть авторского отношения к жизни, им изображаемой: любовь и боль. Боль, временами переходящую в стыд или гнев по отношению к тому, что насилует эту жизнь, калечит и уродует ее. Сам предмет художественного исследования – люди, труженики, населяющие Сибирь, и первозданная сибирская природа.
Читая книгу, мы видим сибирскую природу с ее неземными богатствами, со всей щедростью, однако подчас и жестокостью тайги. Не уходят из души и памяти открытые нам писателем населяющие тайгу, сформированные ею характеры, и прежде всего «сельдюк» Аким, бесспорно, главный герой книги, его бессчастная, беззаботная, непутевая и такая счастливая девочка – мать, охотники и рыбаки с берегов Енисея.
Читая рассказ за рассказом, мы погружаемся в жизнь, ни на что не похожую. Жизнь в чем-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокого и низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоит природа столь же суровая и неприступная, как в тех местах. Мы встречаемся со своеобразными человеческими характерами и чрезвычайными, исключительно жизненными обстоятельствами, требующими от человека немалого мужества и жизненной силы, умения выкладываться до конца. В этих характерах – того же Акимки, его матери, народившей в поселке Боганиде дюжину ребят от заезжих рыбаков, рыбоприемщика Киряги – деревяги, потерявшего на фронте не только ногу, но и возможность иметь детей, местных рыбаков – командора или его брата Игнатьича, едва не ушедшего ко дну вместе с царь-рыбой, огромным осетром, попавшим к нему на крюк, - есть что-то природно – библейское, мифологическое, идущее от глубиннейших первородных связей с матушкой – землей, с тяжким но благодетельным рыбацким, охотничьим, земледельческим трудом на ней. Простодушные северные люди здесь живут и существуют рядом с арестантами. Даже самые отпетые из них способны на сердечное высветление, приходящее к человеку, который делает добро…
Эта способность делать добро поднимает порой героев, как это случилось с охотником и рыбаком Акимкой, до подвига самопожертвования в тайге. Их человеческие качества и определяют ту нравственную стойкость, устойчивость, которая с такой силой проявилась в годы войны. Черно-белым контрастом рисует писатель характеры, утратившие эту нравственную стойкость в хищническом своем эгоизме, потерявшие связь с народом и землей. «Царь-рыба» В. Астафьева полна боли и негодования против браконьерства по отношению к природе во всех видах и формах его проявления. Но еще больший ущерб природе наносит бездумное хозяйничанье на ней, стремление «заарканить» природу во что бы то ни стало. Уже этим одним «Царь-рыба» - вещь очень современная.
Главная забота и тревога, главная проблема писателя – человек. Тот человек, который ему дорог и близок, которого он знал по годам детства и отрочества, которого он встретил в своей недавней поездке по родным местам. «Переменилась моя родная Сибирь, и все переменилось, - заключает повествование писатель. – Все течет, все изменяется! Так и было, так есть. Так будет!» Выдержит ли испытание переменами не только сибирская природа, но и возросший на ее лоне простодушный северный человек?
Вопрос этот оставлен в книге без ответа, он открыт, ибо ответ на него в силах дать только жизнь. Но он поставлен, сформулирован, потому что тревожит писателя. Слишком уж круты перемены. Так в чем же тревога, беспокойство, вопрос?... «Что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистические ценности трудовой народной нравственности, которые, несмотря ни на какие испытания, делали Акимок людьми, как, приобретя новые, не распространить старое. Как сделать так, чтобы человек и внутренне соответствовал этим внешним переменам, чтобы его нравственность не поддавалась духовному браконьерству, чтобы человеческую совесть не оттеснил дух собственничества и стяжательства, умело использующий в своих делах даже технический прогресс.