Именно потому, что русский реализм имел столь огромпые художественные достижения, он мог, обретая новое, принципиально новое качество выразиться сразу же в эстетически полнокровных замечательных художественных явлениях — таких, как роман «Мать» и драма «Враги» Горького.
Так, «Мать» и «Враги» Горького потому и считаются классическими произведениями нового типа реализма, что в них со всей отчетливостью, во всех подробностях проявились закономерности «старого» реалистического метода. В характерах пролетарских революционеров, изображенных Горьким, нельзя заметить внутренней непоследовательности, а в сюжетах, раскрывающих эти характеры, художественно целесообразны каждый эпизод, каждая деталь действия. Та моральная несостоятельность, которая характерна для Скроботовых и Бардиных, вытекает, как это и следует по исторической логике, из слабости, несостоятельности их политических и идейных принципов. Напротив, нравственное превосходство положительных персонажей — Синцова, Грекова, Левшина — мотивируется их твердой верой в торжество того дела, которому они отдают свою жизнь.
Словом, марксистская теория нового реализма, как и следовало ожидать, подтверждалась его практикой. Последняя показала также, что социалистический реализм сохранил в полной мере и развил многие важные особенности классического реализма в плане его изобразительных принципов, например, условность формы, ее кажущуюся фантастичность. Марксистская теория искусства признавала и за новым реализмом «право» допускать большие отступления от внешнего правдоподобия, увлечение которым переводит художника в иную литературную систему — натуралистическую. Условность в искусстве отвечает самой природе искусства, которое является условной формой воспроизведения жизни.
Марксистская методология н теория искусства и определила задачи и законы в качестве своеобразных критериев оценки художественной условности, помогая определить ее границы в реалистическом творчестве. То, что прежде Тургенев называл «непоколебимым здравым смыслом», который присутствует в настоящем искусстве, в реализме, несмотря на «неистовства и преувеличения формы» (писатель имел в виду сатирическую гротескность Салтыкова-Щедрина), в марксистской теории приобрело более конкретное научное определение: речь шла о верном понимании художником объективных законов жизни и перспектив ее развития.
Теория нового реализма складывалась в период расцвета модернистских направлений, и она оказывала воздействие на борьбу с ними, способствовала правильной ориентации в этих направлениях, пониманию их природы, в частности истолкованию их условных форм. Сопоставляя реализм с символизмом, Плеханов соглашается с тем, что художник может выйти «за пределы действительности». Но подобно тому, как опасно для искусства самодовлеющее внешнее правдоподобие, исключительная увлеченность символами не будет иметь значительных художественных результатов. При этом появляется возможность превращения символов в абстракции, обескровливающие художественный образ и не достигающие познавательных целей. Выйти за пределы данной действительности и произнести «волшебные слова, вызывающие образы будущего» (Гегель) можно лишь тогда, говорит Плеханов, когда понят «смысл данной действительности» и определено «направление ее развития». Символизм же — «нечто вроде свидетельства о бедности», «когда мысль вооружена пониманием действительности, ей нет надобности идти и пустыню символизма».
Марксистская теории реализма на рубеже Х1Х-ХХ вв. открыла связь между господствующими направлениями в литературе этих веков; она выявила неизбежность возникновения нового типа реалистического творчества.
Библиография:
1. Белый А. Символизм и русское искусство. — «Весы», 1908, № 10
2. БелыйА. Символизм. М., «Мусагет», 1910
3. Блок А. Собр. соч. т.10, Л. 1935
4. Боборыкин П.Д. Красота, жизнь и творчество. «Вопросы философии и психологии, 1893, январь
5. Воровский В.В. Литературно-критические статьи. М., Гослитиздат, 1956
6. Евлахов А.М. Реализм или ирреализм ?.. Очерки по теории художественного творчества, т.2 Варшава, 1914
7. Иванов-Разумник. Вечные пути. — «Заветы, 1914, № 3
8. Короленко В.Г., Собр. соч. М., Гослитиздат, 1955
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.19
10.Минский Н. На общественные темы. СПб., 1909
11.Развитие реализма в русской литературе. М.: «Наука», 1974
12.Семеновский О. Марксистская критика о Горьком, 1954
13.Толстой Л.Н. О литературе. М., 1955
14.ТопорковА. О новом реализме. — «Золотое руно», 1907, № 10
15.Чехов А.П. Полное собр. соч. т.16. М., Гослитиздат, 1950
16.Шайкевич М. Психопатологический метод в русской литературной критике. — «Вопросы философии и психологии», май-июнь 1904
[1] В.Г. Короленко, Собр. соч. т.8 М., Гослитиздат, 1955, стр. 334
[2] А. Топорков О новом реализме. — «Золотое руно», 1907, № 10, стр. 47
[3] Иванов-Разумник. Вечные пути. — «Заветы, 1914, № 3, стр. 102
[4] В.И. Ленин. Полное собрание сочинений, т.19, стр. 250
[5] О. Семеновский. Марксистская критика о Горьком, 1954, стр.8
[6] Н. Минский. На общественные темы. СПб., 1909, стр. 251
[7] А. Белый. Символизм и русское искусство. — «Весы», 1908, № 10, стр.43-44
[8] А Белый. Символизм. М., «Мусагет», 1910, стр.165
[9] А.М. Евлахов. Реализм или ирреализм ?.. Очерки по теории художественного творчества, т.2 Варшава, 1914, стр. 143
[10] М. Шайкевич. Психопатологический метод в русской литературной критике. — «Вопросы философии и психологии», май-июнь 1904, стр. 326
[11]П.Д. Боборыкин. Красота, жизнь и творчество. «Вопросы философии и психологии, 1893, январь, стр. 107.
[12] В. Шулятиков. Избранные литературно-критическиестатьи. М., «ЗИФ», 1929, стр. 198.
[13] А. Блок. Собр. соч. т.10, Л. 1935, стр. 35
[14] В. Брюсов. Избр. соч., т.2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 282
[15] Л.Н. Толстой. О литературе. М., 1955, стр.274
[16] А.П. Чехов. Полное собр. соч. т.16. М., Гослитиздат, 1950, стр. 240.
[17] В.Г. Короленко. Собр. соч., т.10, стр. 298
[18] В.Г. Короленко. Собр. соч., т.10, стр. 81
[19] В.В. Воровский. Литературно-критические статьи. М., Гослитиздат, 1956, стр. 257